Уголок неба ¦ Дельфин

Реклама...

компания триледи ; Высокое качество материалов https://domdliavas.ru и работ по строительству домов.
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   Дельфин
       
Разработчик: Лявин
Страна: СССР
Первый полет: 1974
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Широкую известность в свое время в СССР получил самолет "Дельфин" - один из лучших учебно-спортивных самолетов. Построен он в 1974 г., почти одновременно с известным Як-52, в городе Кронштадте в самодеятельном клубе под руководством молодого инженера Петра Лявина. "Дельфин" стал седьмым летательным аппаратом этого коллектива.

Первый полет в 1974 г. "Дельфин" совершил с мотором "Вальтер-Микрон" мощностью 50 л.с. Но этой мощности оказалось недостаточно. Вскоре "Микрон" заменили на "Вальтер-Минор-4" мощностью 140 л.с. Каждый год зимой, когда не было полетов, в самолет вносились какие-либо изменения. Наконец машина была доведена до высокой степени технического совершенства.

Самолет "Дельфин" представляет собой моноплан с низким расположением крыла и размещением членов экипажа рядом. Такая компоновка в настоящее время считается наиболее удобной для обучения. Создатели "Дельфина" выбрали очень рациональную размерность машины, при которой основные параметры - удельная нагрузка на крыло около 50 кг/м2 и удельная нагрузка на мощность около 4 кг/л.с. - обеспечивают простоту техники пилотирования, относительно невысокую скорость сваливания и, соответственно, невысокие взлетную и посадочную скорости. В то же время энерговооруженность машины достаточна для выполнения фигур высшего пилотажа.

Конструкция самолета "Дельфин", выполненная целиком из металла, отличается простотой и рациональностью. Фюзеляж типа полумонокок имеет дюралевую обшивку, четыре стрингера и 13 шпангоутов. Передний шпангоут, являющийся противопожарной перегородкой, склепан из двух дюралевых листов с асбестовой прокладкой между ними. Однолонжеронный кил и двухлонжеронный центроплан выполнены зацело с фюзеляжем. Все детали обшивки изготовлены из листов толщиной 0,5-0,8 мм.

Отъемные консоли крыла однолонжеронные с косым вспомогательным лонжероном в корневой части. Консоли крыла изготовлены с использованием деталей со списанного планёра КАИ-11. Носок консоли до лонжерона имеет дюралевую обшивку и воспринимает все нагрузки от кручения крыла. Хвостовая часть консоли обшита полотном. Такая конструкция обеспечивает минимальный вес свободнонесущего крыла. Относительная толщина профиля 15,5 %. Крыло снабжено щелевым закрылком и элероном. Конструкция элерона и закрылков двухопорная однолонжеронная с полотняной обшивкой. Закрылки имеют ручной механический привод и отклоняются на 15 на взлете и 58 на посадке.

Горизонтальное оперение цельноповоротное, без руля высоты, по конструкции аналогично консоли крыла. Оно может отклоняться вверх на 12 , вниз - на 10 и имеет обратный сервокомпенсатор, то есть сервокомпенсатор не снижающий, а увеличивающий усилия на ручке управления до нужной величины. Управление самолетом спаренное, проводка к рулю высоты и рулю направления выполнена тросами диаметром 3 мм, к элеронам и закрылкам - жесткими тягами.

Шасси самолета неубирающееся рессорное, изготовлено из пружинной стали 65С2А. Особенно оригинально выполнена носовая стойка, сделанная из прутка 65С2А. Колеса основного шасси тормозные, сделаны из стандартного нетормозного колеса размером 400 150 мм. Управление тормозами колес механическое.

Силовая установка состоит из авиационного четырехцилиндрового двигателя воздушного охлаждения "Вальтер-Минор-4" и металлического воздушного винта фиксированного шага (изменение шага возможно на земле). Запуск двигателя на земле осуществляется электростартером. В состав оборудования самолета включены авиагоризонт, указатель поворота и скольжения, компас, малогабаритная радиостанция, что позволяет выполнять полеты в сложных метеоусловиях. Кресла пилотов имеют простейшую конструкцию, но допускают использование наспинных парашютов. Оригинально выполнен большой фонарь кабины пилотов с двумя открывающимися вверх створками-дверцами. Створки легко открываются на земле и в полете, при необходимости могут быть сброшены, обеспечивая возможность безопасного аварийного покидания самолета в критической ситуации.

По своим летным возможностям "Дельфин" практически не уступал серийному учебно-спортивному Як-52. Сравнивая "Дельфин" с Як-52 можно отметить, что на постройку "Дельфина" ушло полтора года, примерно столько же заняло создание Як-52. Но если в Кронштадте самолет строили пять человек в свободное от основной работы время, на Як-52 были задействованы десятки человек и около десяти научных институтов. При практически одинаковых летных возможностях Як-52 с мотором в 360 л.с. на взлете имеет массу свыше 1300 кг, а "Дельфин" с мотором в 140 л.с. - 670 кг. Полный ресурс Як-52 составляет около 300 летных часов, "Дельфин" налетал более 700 часов. Серийный Як-52 стоил 80 тыс. рублей, а первый опытный обошелся значительно дороже. В то же время на "Дельфин" хватило отчислений из зарплаты пяти его создателей.

"Дельфин" дважды принимал участие в смотрах-конкурсах любительских самолетов и дважды занимал первые места. На СЛа-85 самолет был удостоен также специального приза ЦК ДОСААФ СССР как лучший учебный самолет. По завершении слета СЛа-85 профессиональные летчики-испытатели, опробовавшие "Дельфин" в воздухе, рекомендовали наладить серийный выпуск самолетов типа "Дельфин" для авиаспортклубов ДОСААФ, для тренировки профессиональных пилотов и для использования в народном хозяйстве.

Як-52, конечно, "сказал свое слово" в истории спортивной авиации. Уже тысячи молодых пилотов получили путевку в небо на этой машине. Но вместе с тем, сравнение показывает, как неисчерпаемы творческие возможности конструкторских коллективов любителей.

 




 Модификации :
Дельфин-1  прототип самолета.
Дельфин-2  вариант 1990 года с двигателем М-332 "Вальтер-Минор", которые стали дальнейшим развитием "Дельфина-1". Самолеты достаточно хорошо выполняли фигуры сложного пилотажа, успешно использовались как учебно-тренировочные, участвовали во многих слетах и выставках. На СЛА-91 "Дельфин-2" признан лучшим спортивным самолётом, удостоен приза за лучшую конструкцию самолёта для первоначального обучения.
Дельфин-3  четырехместный самолет с с двигателем М-332 "Вальтер-Минор". Первый четырехместный самолет ОКБ. (2000 год)
Дельфин-4  вариант Дельфин-2
Дельфин-5  модификация 2014 года. Представляет собой цельнометаллический моноплан клепанной конструкции с нижним расположение крыла нормальной аэродинамической схемы.
Дельфин-10  модификация 2010 года.  Иммет собственное имя – "Карась". На сегодняшний день летные испытания завершены. Самолет прошел процедуры регистрации и сертификации. Осенью 2012 года получил сертификат летной годности. "Дельфин-10" способен выполнять фигуры сложного и высшего пилотажа.



 ЛТХ:
Модификация   Дельфин
Размах крыла, м   9.10
Длина, м   6.40
Высота, м   2.50
Площадь крыла, м2   9.20
Масса, кг  
  пустого   540
  максимальная взлетная   770
Тип двигателя   1 ПД Вальтер-Минор М-332
Мощность, л.с.   1 х 140
Максимальная скорость, км/ч   240
Крейсерская скорость, км/ч   190
Скорость сваливания, км/ч   90
Практическая дальность, км   600
Продолжительность полета, ч.мин   3.45
Максимальная скороподъемность, м/мин   270
Практический потолок, м   4000
Макс. эксплутационная перегрузка   5
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Дельфин-1
 Дельфин-2
 Дельфин-3 (c) Николай Иванов
 Дельфин-3 (c) Николай Иванов
  Дельфин-5 (c) delfin.aero
 Дельфин-10 (c) delfin.aero
 Дельфин-10 (c) Игорь Двуреков
 Передняя кабина Дельфина (c) Евгений Лебедев

  



 

Список источников:

В.Кондратьев, Л.Яснопольский. Самолет - своими руками
Авиация Общего Назначения.
Легкий самолет "Дельфин"
Delfin.aero. Дельфин
Reaa.ru. СЛА-91, Чернигов (Колычевка)
Russianplanes.net. Дельфин


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: