Уголок неба ¦ ДАР ДАР-21 Вектор

Реклама...

    


 
главная современная авиация легкая авиация
   ДАР-21 Вектор
       
Разработчик: ДАР
Страна: Болгария
Первый полет: 2000
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Название компании ДАР не только приятно звучит, но имеет и давнюю историю - в 20-30-е годы многие болгарские пилоты летали на самолетах ДАР-1-ДАР-8. В 1997 г. семейство получило развитие - фирма "ДАР-Самолеты" (Aeroplanes DAR) разработала три технологически идентичные ДАР-11 и -13. Отличия наблюдались только в аэродинамической схеме: ДАР-11 - биплан, ДАР-12 - высокоплан, ДАР-13 - низкоплан. Все машины были двухместными с немецкими двигателями Hirth серий 27 или F-30. ДАР-11 построили на 50%, но из-за технологических соображений в мае 1998 г. работа была заморожена и все внимание обращено на более технологичный цельнометаллический ДАР-21 "Вектор".

Впервые самолет был показан 18-го сентября 1999 г. на авиашоу АОРА-Болгария в аэропорту Божурище, а впервые поднялся в воздух  самолет в следующем году.  Поскольку ДАР-21 сертифицирован не только в Болгарии, но и в других странах, сегодня серийные самолеты этого типа можно встретить в Чехии, Германии, Франции. Естественно, существует несколько модификаций, отличающихся применяемыми двигателями. Например, в каталоге Leisure of Aviation приведены характеристики самолета с Rotax 582 (DAR Vector II). Надо сказать, что ДАР-21 при мощности 65 л.с. имеет больший диапазон скоростей по сравнению с "одноклассниками" с более мощными моторами Rotax-912/912ULS при меньшей почти вдвое стоимости - 32000 евро в варианте заводской сборки и 18200 евро - в кит-наборе. Причем на протяжении самых "кризисных" 2009-2010 годов цены на самолет оставались неизменными. Поэтому в общем можно сказать, что по соотношению качество-цена самолет очень привлекателен.

Итак, ДАР-21 "Вектор" - цельнометаллический двухместный высокоплан тандем с максимальным взлетным весом 450 кг. Общая компоновка подтолкнула издателя каталога Leisure of Aviation к мысли назвать ДАР-21 двойником известного американского Piper Cub. Однако такое сравнение не совсем корректно. "Вектор" полностью спроектирован и построен в Болгарии. От американского самолета его отличает многое: аэродинамика, летные характеристики, применяемые материалы. В частности, для защиты от коррозии в конструкции были применены алюминиевые сплавы 1050 и 3105 (позже начали использовать Д16Т), поэтому самолет не только прочен, но и долговечен, а в эксплуатации более удобен по сравнению с машинами, в которых использованы деревянные детали, обычные дюралюминиевые сплавы и полотняная обшивка.

Сегодня Aeroplanes DAR осваивает сегмент одноместных ультралайтов, на которые спрос в течение нескольких лет в Европе заметно вырос. Но для большинства владельцев частных самолетов в СНГ двухместная машина по-прежнему остается более привлекательной. Ее легче использовать для обучения, можно применять для решения многообразных задач, а не только для отдыха в уикенд, как на Западе. Тем более что для компоновки ДАР-21 характерен отличный практически круговой обзор.

ДАР-21 отличается привлекательными летными характеристиками. Конструкторы выбрали 15% профиль NACA 4415 и постарались максимально снизить аэродинамическое сопротивление самолета, рассчитывая, что на нем будут установлены относительно маломощные моторы. Ради этого даже смонтировали на крыле небольшие винглеты (крылышки на законцовках крыла, рис. 1), хотя считается, что на небольших скоростях они дают незначительное снижение индуктивного сопротивления. Безусловно, уменьшению общего аэродинамического сопротивления самолета способствует и минимальная площадь миделя за счет применения тандемной кабины. Судя по поляре самолета, все эти компоновочные решения оказались не лишними.

В крейсерской конфигурации (закрылки убраны, flaps 5 = 0°) коэффициент аэродинамического качества К = 10,2, на взлете (закрылки выпущены, flaps 5 = 30°) К = 6,2. На посадке, когда закрылки выпушены на 150 аэродинамическое качество равно 7,5. В итоге с Rotax 582 диапазон скоростей самолета достигает 135 км/ч.

Разумеется, летные характеристики самолета в итоге определяются по кривым потребных и располагаемых мощностей, которые при неизменной аэродинамике планера самолета зависят от характеристик мотора. Поэтому в технической документации ДАР-21 эти кривые построены для всех типов двигателей. Можно добавить, что расчетные характеристики подтверждены не только на сертификационных испытаниях, но и более чем десятилетней практикой эксплуатации.

Надо сказать, что проект самолета разработан на высоком профессиональном уровне, поэтому все необходимые характеристики вначале определены расчетным путем, а затем подтверждены в процессе сертификационных прочностных и летных испытаний, отчеты о которых подробно оформлены и доступны на странице сайта компании.

Конструкция ДАР-21

Крыло - прямоугольное, однолонжеронное. Подкос закреплен на 45% размаха. Для хранения и транспортировки консоли можно, отсоединив по одному узлу крепления, закрепить вдоль фюзеляжа. Элероны составляют 40% размаха крыла, остальная его часть занята простыми закрылками, отклоняющимися на 15° при взлете и на 30° на посадке. Хорда элерона несколько увеличена по сравнению с хордой закрылков. На рулях установлены триммеры.

Фюзеляж самолета четырехугольного сечения с округлением сверху. Несущая ферма изготовлена из тонкостенных бесшовных труб квадратного сечения и профилей, к которым крепится обшивка. В передней половине фюзеляжа находится кабина, где сосредоточены все органы управления и приборы. Капот двигателя выполнен из композитных материалов, но основной материал, использованный в конструкции ДАР-21 -алюминиевый сплав Д16Т. Ферма фюзеляжа сварена из низкоуглеродистой легкосвариваемой стали 20, точеные и фрезерованные детали изготовлены из стали 45.

Профиль стабилизатора хвостового оперения симметричный NACA 0012.

Кабина-тандем полностью закрыта. Дверь одна, с правой стороны, обеспечивает свободный доступ к двум сиденьям и багажнику. В кабине все необходимые приборы для аэронавигации и контроля работы двигателя смонтированы на одной панели. Приборное оборудование стандартное: указатели скорости и вариометр, высотомер, компас, указатель скольжения, указатель оборотов двигателя, часы, указатель топлива. Естественно, на борт можно установить радиостанцию, GPS, другое оборудование.

Управление - спаренное, позволяющее пилотировать самолет с обоих сидений. Расположение рычагов управления - традиционное. Проводка управления элеронами и рулем направления - тросовая, рулем высоты - жесткая (тяги изготовлены из тонкостенных труб). Управляемый триммер руля высоты приводится в действие проводкой типа "боуден" или push-pull cable (однопроводная - "тяни-толкай"). Триммеры руля направления и элеронов - неуправляемые, их можно отрегулировать только на земле.

В силу особенностей компоновки центровка самолета изменяется более заметно в зависимости от загрузки по сравнению с самолетами, где кресла членов экипажа размещены рядом. Поэтому если на борту находится один пилот, а второе место свободно, летчик должен находиться на переднем кресле.

Шасси - пирамидального типа, неубирающееся, с резиновым амортизатором, представляющим собой резиновый шнур, намотанный на телескопическом внутреннем подкосе каждой опоры. Есть версия и с рессорой. Возможны различные варианты использования колес основных опор: 5 ", 6 " и 8 " AZUSA; 5 ", 6 " и 8 " Clevland с гидротормозами. Хвостовое колесо управляемое, связано с рулем направления. Конструкция шасси адаптирована к установке поплавкового шасси из композиционных материалов болгарского производства или канадских надувных поплавков Full-Lotus.

Моторама сварена из стальных труб и является опорой для двигателя и подкосов крыла. В зависимости от того, какой двигатель установлен на самолете, в силовой установке можно использовать как двухлопастные деревянные воздушные винты Culver или Felix, так и двух- трехлопастные композитные Powerfin.

Топливная система состоит из бака емкостью 30-32 л, размещенного в фюзеляже за противопожарной перегородкой. Подача топлива осуществляется насосом. При желании дополнительные баки можно разместить в консолях крыла.





 ЛТХ:
Модификация   ДАР-21
Размах крыла, м   9.42
Длина , м   6.35
Высота, м   1.80
Площадь крыла, м2   12.42
Масса, кг  
  пустого   250
  максимальная взлетная   450
Топливо, л   32
Тип двигателя   1 ПД Rotax 582
Мощность,  л.с.   1 x 65
Максимальная скорость, км/ч   205
Крейсерская скорость, км/ч   175
Продолжительность полета, ч   2
Скороподъемность, м/мин   300
Практический потолок, м  
Макс. эксплуатационная перегрузка   4
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ДАР-21
 ДАР-21
 ДАР-21 
 ДАР-21 
 ДАР-21 
 ДАР-21 
 Кабина  ДАР-21

  Схемы:

 ДАР-21




 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2011-11. Тони Илиев, Сергей Арасланов. Бескорыстный ДАР от друзей-болгар
Reaa.ru. Самолеты "ДАР"
Aeroplanesdar.com. DAR-21
Aeropress-bg.com. Да построиш и полетиш


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: