Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация легкая авиация
   Cozy III(IV)
       
Разработчик: Co-Z
Страна: США
Первый полет: 1982
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1973 году  Натаниел Паффер (Nataniel "Nat" Puffer), к тому времени уже, в общем-то совсем немолодой человек с багажом знаний магистра инженерии и некоторыми специальными навыками аэронавтики, которые он приобрел в послевоенные годы, поступив и окончив с отличием Университет Миннесоты,  решил стать самодельщиком. И, как многие его ровесники и энтузиасты той поры, конечно же, купил себе кит-набор от Джима Биди (Jim Bede) на самолетик под название BD-5 и, безусловно, с воодушевлением его строил. Но┘

Многие знают, чем закончилась эта эпопея┘ Удача полетать на этом супердетище выпала очень немногим. Тогда, в 1978 году, начитавшись журнала о популярных науках, Паффер заинтересовался и таки построил свой первый Very EZ - версию самолетика Берта Рутана (Burt Rutan), и все в нем было хорошо, кроме того, что жене пришлось сидеть сзади. Тогда он поискал начатый проект Long EZ и решил его переделать в варианте с двумя - плечо к плечу - передними сиденьями.

Натан специально обратился к Берту с вопросом, есть ли у него версия именно такого расположения кресел, но Берт не делал таких попыток. Несмотря на то, что Берт очень скептически относился к любым попыткам переделки своей машинки, Натан все-таки добил свой вариант и таки сделал свой вариант с широкой кабиной на два кресла впереди и еще одно сиденье сзади, с 120-сильным двигателем Lycoming O-235-L2C. Корпус был выпилен из пенопласта горячим проводом, обшит стекловолокном и залит эпоксидкой - самый дешевый и простой способ создания фюзеляжа, наверное, и по сегодняшний день.

Для переделки самолета и расширения корпуса на 97 см (38 дюймов) потребовалось очень скрупулезно переделать, в общем, все, включая толщину стенок, усиление несущей внутренней поверхности продольным килем, куда прятались как кабеля рулей управления, так и вентиляция кабины была подведена "изнутри". Все системы управления были продублированы для обеих сторон. Натан и его жена Ширли дебютировали на своем прототипе в Ошкоше в 1982 году. В конце концов, информация дошла до Берта Рутана, он рассмотрел разработку и новшества, предложенные Натаном и┘ таки утвердил их.

Существует официальная бумага, в которой указано, что Берт Рутан не возражает против изменений в конструкции своего самолета Long EZ, произведенных Натаниелем Паффером, и разрешает торговать этим самолетом и его планами с лицензией самого Берта Рутана. Так появилась компания Co-Z (слово "кози" по-английски означает "уют" или "комфорт" - именно такой была задача при создании именно "бок-о-бок"-варианта фюзеляжа с дополнительным местом позади). Так появился первый самолетик под названием Cozy III. Его появление и событие в жизни канардов зафиксировано благотворительным актом, когда в 1992 году Натаниель подарил свой борт No.1 музею экспериментальной авиации в Ошкоше.

Cozy сначала выпускались трехместные, а с 1988 года четырехместный Cozy IV с двигателем Lycoming O-360 стал набирать обороты популярности. Надо сказать, что Натан даже уже после создания Mark III собрался совсем покинуть работу и уйти на пенсию, но не тут-то было - Mark IV стал настолько популярен, что пришлось заново переписывать всю документацию и отложить планы на спокойную пенсионную жизнь. Всего к 2015 году было построено 350 экземпляров Cozy IV.

В чем же состоял тот интересный поворот, что заставил Ната стать еще раз лидером компании Co-Z Development Company? Во-первых, сам компактный вариант исполнения всей машины с, в общем-то, небольшим движком. Большим делом еще стало то, что самолетик был продан как план-строительство - не как кит-набор, а просто документированный шаг за шагом процесс. При всем при том, что чаще всего кито-строители любят строить, а не летать, в нашем случае этот самолетик стал исключением, потому как действительно отличался прекрасными летными данными.

На сегодняшний день всеми правами на самолеты Cozy III и IV обладает небезызвестная интернет-компания Aircraft Spruce & Specialty Co, которая выкупила все права на эту разработку в 2005 году у Ken Brock Manufacturing Co. of Stanton, CA. Стоимость комплекта чертежей на 2015 год составляла всего 500 долларов США.

В последствии на базе самолетов были созданы еще несколько модификаций - Cozy IV-RG с убирающимся шасси, Twin Cozy - с двумя 100-сильными мотоциклетными двигателями Suzuki Swift,  Kinda Cozy RG - вариант Cozy с автомобильным двигателем Subaru EG33 (230 л.с.),  Cozyjet - самолет с двигателем Mazda 13B, который затем сменили на ТРД GE T58-8F, Fish Eagle - южно-африканская переделка Cozy IV под автомобильный двигатель V8 и последним стал БПЛА AURA (Autonomous Unmanned Reconnaissance Aircraft) с двигателем Lycoming O-235, представлявший собой переделку компанией Aeromet Cozy IV.

 



 ЛТХ:
Модификация   Cozy III   Cozy IV
Размах крыла, м   8.00   8.57
Длина самолета, м   5.10   5.15
Высота самолета, м   2.40   2.41
Площадь крыла,м2   8.88   8.20
Масса, кг    
  пустого самолета   411   476
  максимальная взлетная   680   930
Тип двигателя   1 ПД Lycoming O-235-L2C   1 ПД Lycoming O-360
Мощность, л.с.   1 х 120   1 х 180
Максимальная скорость, км/ч   320   380
Крейсерская скорость, км/ч   290   350
Практическая дальность, км   1900   2400
Скороподъемность, м/мин   246   366
Практический потолок, м   5500   6100
Экипаж, чел   1   1
Полезная нагрузка:   2 пассажиров   3 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Cozy III    (c) jbp274
 Cozy III    (c) So Many Aircraft
 Cozy IV    (c) Chris Kennedy
 Cozy IV    (c) Chris Kennedy
 Cozy IV    (c) Ed Hicks
 Кабина  Cozy III    (c) theavers
 Прибораня панель Cozy III     (c) theavers

  Схемы:

 Cozy IV

  



 

Список источников:

Vtaircraft.com. Andrey Vegger. История Cozy (или CO-Z)
Сozyaircraft.com. The Cozy Mark IV
Stargazer2006.online.fr. Nat Puffer / Co-Z Dvpt. "Cosy" ("Cozy")
LJosnes.no. Cozy MK IV
Airport-data.com. N5CZ, 1992 Co-Z Cozy, C/N: 5
Sport Aviation 1999-04. B.A. Seeley, C.J. Stephens. Cozy Mark IV
1000aircraftphotos.com. No. 10232. Co Z Cozy Mk.IV (F-PIAB c/n 45)


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: