Уголок неба ¦ Филимонов БЭЛЛа-1

Реклама...

    


 
главная современная авиация легкая авиация
   БЭЛЛа-1
       
Разработчик: Филимонов
Страна: Россия
Первый полет: 1996
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Исследование, разработка и постройка экспериментального образца безаэродромного самолета "Бэлла-1" проводилась в течение более 10 лет. Самолет предназначен для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего востока России с более высокой транспортной эффективностью, чем применяющиеся в настоящее время легкие самолеты и вертолеты.

Безаэродромный самолет "Бэлла-1" предназначен для:

  • перевозки 5-6 пассажиров на дальность до 1000 км при высоком уровне комфорта;

  • доставки различных грузов от "двери" до "двери";

  • использования в грузопассажирском варианте.

Самолет "Бэлла-1" обеспечит:

  1. транспортную связь не только между крупными городами и областными центрами, имеющими аэродромы, но и связь между любыми населенными пунктами, не имеющими специальных взлетно-посадочных полос;

  2. потребности Министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, связи, пограничной службы, особенно в труднодоступных регионах;

  3. обустройство нефтяных и газовых месторождений, геологоразведку, доставку вахтовых бригад, патрулирование и обслуживание нефте- и газопроводов и др. с минимальными транспортными издержками;

  4. интересы бизнеса в качестве административного, делового или частного самолета, а также развитие туризма.

Благодаря возможности посадки и взлета с любой естественной площадки (озеро, река, болото, поле) и в любое время года обеспечивается выигрыш во времени по доставке как пассажиров, так и грузов.

Учитывая возможность безаэродромного базирования и эксплуатации самолета "Бэлла-1" с одной стороны, а с другой - огромную потребность в авиационном транспорте на местных авиалиниях Крайнего севера, Сибири и Дальнего востока, где сосредоточено до 80 % энергоресурсов страны, прогнозируемый заказ на самолет "Бэлла-1" уже в ближайшее время может составить несколько тысяч штук.

Проект самолета "Бэлла-1" возник в связи с необходимостью значительного снижения эксплуатационных затрат за счет исключения из инфраструктуры авиационного обслуживания аэродромов. В условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока России аэропортовые расходы достигают 70 и более процентов от всех затрат на обслуживание летательных аппаратов (ЛА). Это с одной стороны. С другой стороны в указанных регионах существует множество естественных ровных взлетно-посадочных площадок (ВПП) как летом, так и зимой в виде озер, рек, болот, полей и т. д.

Известные на сегодня традиционные летательные аппараты: самолеты и вертолеты не могут эксплуатироваться с естественных ВПП в указанных регионах без смены взлетно-посадочных устройств (ВПУ) и специально подготовленных ВПП. Так, известный российский самолет АН-2 имеет три сменных ВПУ: колесное, лыжное, гидропоплавковое. Первые два требуют ВПП.

Вертолет также требует в зависимости от времени года смены ВПУ. Более того, вертолет не может совершить посадку, например, на болото без специально подготовленных ВПП, а на глубокий снег, высокую траву - по причине отрицательного экранного эффекта.

На замену ВПУ и подготовку ВПП требуются огромные эксплутационные затраты, что приводит к низкой транспортной эффективности ЛА.

Попытки установить на ЛА два ВПУ, например, на гидросамолет дополнительно установить колесное шасси приводит к увеличению массы конструкции и к снижению его транспортной эффективности.

Все указанные недостатки исключаются в самолете "Бэлла-1". Самолет может совершить взлет и посадку на любую ровную естественную площадку в любое время года. Ему не нужно менять ВПУ. Более того, такой самолет менее чувствителен к погодным условиям, например, к направлению ветра, видимости. Он может двигаться в режимах самолета, аппарата на воздушной подушке, а также совершать укороченный взлет и посадку.

После проведения научно- исследовательских работ (теоретических расчетов и продувок в аэродинамических трубах) в 1994 году был построен экспериментальный образец такого ЛА.

В течение 2-х лет проводились вначале заводские стендовые испытания, а затем первый этап летных испытаний: скоростные пробежки и подлеты в условиях, приближенных к естественным: заснеженное сельскохозяйственное поле, застывшая река, пойма реки в летних условиях и вода.

ЛА показал высокие взлетно-посадочные характеристики и подтвердил результаты исследований в аэродинамических трубах и расчетные данные.

На ЛА получены патенты РФ, США и Германии в статусе изобретения и промышленного образца РФ

Самолет выполнен по схеме "летающее крыло" с развитым хвостовым оперением и пилотско - пассажирской кабиной впереди.

Основной частью ЛА является дискообразный центроплан с центральным тоннелем, в котором размещены винтовая подъемная система и грузовая кабина. По бокам центроплана размещены консольные части крыла. Снизу расположено ВПУ в виде надувного посадочного тора, являющегося ограждением для воздушной подушки, колесно-лыжных опор и глиссирующих поверхностей: редана под пилотско-пассажирской кабиной и гидрокрыла сзади за центропланом.

Такое универсальное ВПУ позволяет обеспечить безаэродромную эксплуатацию с воды, болотистых и заснеженных поверхностей, любого грунта.

Расположенные на задней части центроплана маршевые винтомоторные установки обеспечивают полную обдувку поверхностей хвостового оперения, повышая надежность и безопасность на различных режимах полета и в случае отказа одного из двигателей.

Особенностью конструкции самолета является следующее:

  • наличие подъемной винтомоторной установки наряду с обычными маршевыми силовыми установками, что обеспечивает в конечном итоге укороченный взлет и посадку;

  • дискообразный центроплан служит не только для размещения грузов, силовых установок и др., но и создает аэродинамическую подъемную силу в полете;

  • планер почти полностью выполнен из композиционных материалов с применением трехслойных оболочек с пенопластовым и сотовым заполнителями, что в 1,5:2,0 раза снижает массу конструкции по сравнению с металлическими конструкциями;

  • наличие отдельной грузовой кабины наряду с пилотско-пассажирской исключает затраты на переоборудование пилотско-пассажирской кабины под грузовую;

  • наличие универсального ВПУ позволяет исключить его переоборудование в зависимости от времени года;

  • консольные части крыла имеют возможность складываться, что позволяет обеспечить транспортировку аппарата наземным или воздушным транспортом.




 ЛТХ:
Модификация   Бэлла-1
Диаметр несущего винта, м   11.00
Длина фюзеляжа, м   10.00
Полная длина, м   2.60
Масса, кг  
  пустого снаряженного   1100
  нормальная взлетная   2000
  топлива   300
Тип двигателя  
  маршевые   2 ПД Teledyne Continentale 10-360-ES
  подъемный   1 ПД Teledyne Continentale 10L-200
Мощность, л.с.  
  маршевые   2 х 210
  подъемный   1 х 110
Крейсерская скорость, км/ч   250
Минимальная скорость, км/ч   30
Перегоночная дальность, км   3000
Практическая дальность, км   1000
Практический потолок, м   3000
Макс. эксплутационная перегрузка   3.5
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   600 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Бэлла-1 в анагре
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Бэлла-1
 Кабина Бэлла-1

 



 

Список источников:

ОАО "Тюменьэкотранс". Безаэродромный самолет "Бэлла-1


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: