главная послевоенная авиация легкая авиация
   АН-2СХ
       
Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1953
Тип: Сельскохозяйственный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Сельскохозяйственный Ан-2СХ отличался наличием сельхозоборудования, состоящего из химбака емкостью 1400 л и туннельного распылителя для сыпучих веществ либо опрыскивателя с подкрыльевыми штангами для жидких химикатов. Для размельчения сыпучих химикатов в баке находилась мешалка с приводом от верхнего ветряка. Для работы опрыскивателя под фюзеляжем установлен насосный агрегат с ветряком. Загрузка бака порошкообразными веществами производится через два люка на верху фюзеляжа, а жидкими - через штуцер, смонтированный на левом борту. Управление сельхозоборудованием осуществляется ручкой (на самолетах выпуска до 1955 г.) или пневмокраном (на самолетах выпуска после 1955 г.). Ан-2СХ строились серийно в СССР, Польше (под обозначением An-2R - rolnicza) и Китае (Y-5B).

В 1963 г. был разработан специализированный высокопроизводительный сельскохозяйственный самолет Ан-2М. Его созданию очень большое внимание уделял лично Н. С. Хрущев, который говорил, что ╚Коммунизм - это советская власть плюс химизация сельского хозяйства╩. В связи с загрузкой ОКБ О.К.Антонова работой по Ан-22, модификацию Ан-2 в Ан-2М поручили ОКБ Г.М.Бериева. Для этого в начале 1964 г. в Таганрог из Польши перегнали два серийных самолета. На Ан-2М установили двигатель АШ-62М с реверсивным винтом АВ-2-02, хвостовое оперение увеличенной площади, стеклопластиковый сельхозбак емкостью 2000 л, новую сельхозаппаратуру и коробку приводов для отбора мощности двигателя на ее привод. Кабину экипажа изолировали путем герметизации перегородки по шп. ╧5. Вход сделали в фонаре кабины с левого борта. Экипаж сократили до одного человека. 20 мая летчик-испытатель антоновского ОКБ И.Е.Давыдов поднял в воздух Ан-2М (СССР-42641). Почти сразу же взлетела и вторая машина (СССР-42643) со стандартным хвостовым оперением Ан-2. По результатам испытаний был сделан вывод, что увеличение ГО не позволяет расширить диапазон эксплуатационных центровок. В связи с этим в серию был запущен Ан-2М с ГО Ан-2 и увеличенным килем.

В 1952 г. был создан Ан-2СХ с АПО (авиационный противопожарный опрыскиватель), который имел расход огнегасящей жидкости от 50 до 200 л в секунду. АПО состоял из сельхозбака, сливного сопла, баллона со сжатым воздухом (давление - 50 атм) и др. аппаратуры. Он выбрасывал жидкость вниз со скоростью не менее 30 м/с, что гарантировало ее прохождение сквозь горячие восходящие потоки воздуха и достижение зоны горения. Летные испытания системы показали, что пожары можно успешно локализовывать, прокладывая заградительные полосы огнегасящей жидкостью с высот не более 50 м. В 1954 г. на Киевском авиазаводе АПО оборудовали 5 Ан-2СХ, которые рассредоточили по нескольким управлениям ГВФ. Ввиду малой эффективности одиночного применения вскоре их стали использовать как транспортные самолеты.

Наиболее массовое применение Ан-2 нашел при выполнении АХР в сельском хозяйстве. Эти работы включали подкормку растений путем внесения в почву минеральных удобрений, борьбу с вредителями и сорняками путем распыления и разбрызгивания ядохимикатов, обслуживание животноводства путем сева кормовых трав, подкормки пастбищ, истребления хищных животных. С Ан-2 выполнялся также аэросев сельхозкультур, дефолиация - предуборочное удаление листьев хлопчатника и десикация - подсушивание на корню подсолнечника и риса.

Самыми первыми к выполнению АХР на антоновском биплане приступили пилоты 92-го авиаотряда Украинского управления ГВФ (командир Н.С.Зидрашко), которые в мае 1950 г. получили Ан-2 ╧10147309 - девятую машину первой серии. В течение лета летчики отряда, осваивая ╚Аннушку╩, выполнили на ней 812 учебных полетов под руководством прибывших из НИИ ГВФ летчика-испытателя Г.И.Лысенко и ведущего инженера Н.М.Зазимко. С наступлением осени они приступили к полетам на АХР в колхозах и совхозах Киевской области. А с весны 1951 г. началось массовое использование Ан-2 на химработах в других районах Украины. Если в 1949-51 гг. в республике авиаподкормку провели на площади 400 тыс. га, то за один только 1953 г. - на 1, 5 млн. га. Удобряя озимые, каждый Ан-2 заменил 5 тракторов, 15 сеялок и 6 автосамосвалов, при этом удельные затраты снизились на 30 %.

В феврале 1953 г. в Херсонской и Николаевской областях прошел эксплуатационные испытания эталонный образец Ан-2 с новым сельхозоборудованием. Их выполнили летчик 92-го авиаотряда А.К.Швец и представители ОКБ-153: ведущий инженер по летным испытаниям А.Ю.Маноцков и ведущий по сельхозаппаратуре А.П.Ефремов. Модернизированные Ан-2 были запущены в производство с первой машины 37-й серии.

В 1952 г. экипажи Ан-2 Украинского, Московского и Узбекского управлений ГВФ впервые провели корневую подкормку и дефолиацию хлопчатника в колхозах и совхозах Узбекистана. В тот же год в Туркмении и Узбекистане с помощью этих машин приступили к аэросеву черного саксаула, чермеза и кандыма. В течение трех лет растениями было засеяно 15 тыс. га. В 1954 г. с целью улучшения поедания травы животными Ан-2 подсолили 680 га лугов в Архангельской области. Сколь не дико это звучит в наше время, но для повышения урожайности и ускорения созревания хлопчатника на опытных полях Узбекистана выполнялась их обработка радиоактивными веществами. В те же годы Ан-2 были впервые задействованы в борьбе с вредителями садов и виноградников в Молдавии и Грузии. В1958 г. с помощью Ан-2 боролись с сорняками льна в Ивановской и Ярославской областях, а в 1961 г. 9 Ан-2 обработали 119 тыс. га полей гороха в Винницкой области, защитив их от опасного вредителя - гороховой зерновки.

Более широкое применение Ан-2, особенно в осенне-весенний период, сдерживалось зависимостью от погодных условий -используемые ими грунтовые площадки часто раскисали. Поэтому в стране началось строительство т. н. межколхозных аэродромов с твердым покрытием. Первый такой аэродром был построен в 1967 г. в Чаплинкском районе Херсонской области. А к концу 1971 г. в Украине уже эксплуатировалось свыше 200 площадок для Ан-2 с искусственным покрытием.

В 1954-56 гг. для освоения целинных и залежных земель Казахстана и Сибири были направлены Ан-2 нескольких управлений ГВФ. Во многом благодаря их использованию на АХР по уничтожению сорняков было успешно освоено около 36 млн. га новых земель и получены сотни тысяч пудов дополнительного урожая. Кроме того, Ан-2 доставляли в эти районы людей и грузы. Например, в 1954 г. экипажи Барнаульского подразделения авиации спецприменения перевезли в колхозы и совхозы Алтая свыше 300 т различных грузов, в т. ч. запчасти к тракторам и комбайнам. В годы целинной эпопеи Ан-2 превратился в полноценный административный самолет, к услугам которого прибегало все партийное и хозяйственное руководство республики. Вот как отозвался о его работе в своей книге ╚Целина╩ Первый секретарь ЦК КП Казахстана в 1954-56 гг. Л.И.Брежнев: ╚Для наших передвижений он был незаменим. Летчики выбирали место для посадки с воздуха и могли приземляться в степи где угодно - у любой борозды, трактора, полевого стана. Да и на земле ему покоя не было: не раз, чтобы ветер не перевернул, не поломал наш Ан-2, подгоняли груженые самосвалы и привязывали к ним самолет. Летать приходилось круглый год, часто не считаясь с погодой, порой нарушая инструкцию. В каких только переплетах не побывала эта маленькая машина!╩.

Весной 1966 г. на полях Советского Союза появился Ан-2М, оснащенный новой высокопроизводительной аппаратурой для выполнения АХР. На этом самолете по сравнению с Ан-2 достигалось снижение себестоимости обработки одного гектара на 22-27 %, увеличение среднегодовой выработки на 40-45 % и сокращение трудозатрат почти вдвое. Кроме того, условия работы летчика значительно улучшились, т. к. кабина была надежно защищена от попадания вредных химикатов. Однако, несмотря на столь значительные преимущества, Ан-2М не нашел широкого применения. В условиях социалистической экономики они оказались менее важны, чем нежелание авиаторов летать на этой машине. А причина была простой: Ан-2М управлял один пилот, а не два (как Ан-2), что приводило к общему сокращению налета пилотов и, как следствие, зарплаты всего летного состава, несмотря на увеличение выработки. Кроме того, летчикам не нравились неудобства, связанные с посадкой в кабину через фонарь. В декабре 1985 г. вышел приказ ╧253 МГА, в котором говорилось: ╚В связи с окончанием 20-летнего срока эксплуатации и экономической нецелесообразностью применения самолетов Ан-2М завершить их эксплуатацию и списать имеющиеся машины╩.

Одной из особенностей, характеризующих советский образ жизни, было установление трудовых рекордов. Не обошла эта участь и пилотов ╚Аннушки╩. В 1964 г. летчик Киевского подразделения авиации спецприменения Украинского управления ГА Е.П.Салмин и члены его экипажа (второй пилот А.Барыш, авиатехник В.Скляренко и авиамеханик Е.Проценко) на Ан-2 обработали 73 тыс. га колхозных полей. Такой выработки еще не достигали ни на одном сельхозсамолете мира. К 1977 г. по основным показателям применения сельхозавиации Советский Союз вышел на первое место в мире. В тот год с помощью Ан-2 было обработано 32, 1 млн. га посевов, а к началу 1990-х гг. этот показатель достиг 2, 0 млрд. га! Ежегодно с помощью этих машин обрабатывалось 97% всех посевов в СССР, что давало возможность получать дополнительно только зерна около 10 млн. т!

Ан-2 нашел также разнообразное применение в лесном хозяйстве. Например, в 1952 г. якутские авиаторы определяли очаги размножения вредителей и участки с заболевшими деревьями. В 1955г. с целью сохранения ценных пород древесины Северное территориальное управление ГВФ очищало леса от зарослей кустарника в Эстонской и Карело-Финской республиках, Коми АССР, Ленинградской, Псковской, Вологодской и Архангельской областях на площади более 10 тыс. га. Там же Ан-2 применялись для рассеивания семян сосны, ели и лиственницы на лесных вырубках. На следующий год в зоне будущего Сталинградского моря эти машины участвовали в уничтожении кустарника. Десятки лет сотни аэрофлотовских Ан-2 во всех районах страны несли патрульную службу, оберегая леса от пожаров. Например, в 1977 г. в лесах Калининской области России с ╚Аннушек╩ было обнаружено 36 очагов пожара на площади 3, 5 млн. га.









 



 ЛТХ:
Модификация   Ан-2М
Размах крыла, м   18.18
Длина самолета,м   13.10
Высота самолета,м   4.68
Площадь крыла,м2   43.55
Масса, кг  
  пустого самолета   3620
  максимальная взлетная   5500
Тип двигателя   1 ПД Швецова АШ-62М
Мощность, л.с.   1 х 1100
Максимальная скорость, км/ч   230
Крейсерская скорость, км/ч   168
Практическая дальность, км   2000
Практический потолок, м   4100
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   бак 2000 л


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация Время. Вячеслав Заярин, Константин Удалов. Летающий везде, где есть небо
Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Авиация и Время. Е. Шахатуни Ан-2: начало биографии
Крылья Родины. Николай Якубович. Самолет многих поколений: О долгожителе Ан-2 и его модификациях


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100