Уголок неба ¦ Rutan AmsOil Biplane Racer

Реклама...

    


 
главная современная авиация легкая авиация
   AmsOil Biplane Racer
       
Разработчик: Rutan
Страна: США
Первый полет: 1981
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проект Rutan Model 68 AMSOIL Biplane Racer (или просто Laser), строго говоря, не относится к "тандемам", потому что в его конструкции используются три несущие поверхности: два крыла, внешне похожие на крылья Quickie, и стабилизатор на Т-образном горизонтальном оперении. Однако самолет получил название гоночного биплана. Казус в названии связан с инициатором проекта, авиационным гонщиком Дэном Мортенсоном (Dan Mortensen), который в 1979 г. обратился к Берту Рутану (Burt Rutan) с просьбой разработать скоростной биплан. Мортенсон намеревался побить рекорд Дона Бека (Don Beck-Mahoney), выступавшего на самолете "Чародейка" (Sorceress) в гонках бипланов. Приставка AMSOIL появилась благодаря одноименной компании, которая спонсировала проект ради рекламы синтетических масел, применявшихся в авиационных двигателях.

На фото самолета, участвовавшего в гонках, обращают на себя внимание криволинейные пилоны, соединяющие крылья. Эти пилоны съемные, их устанавливали только на время гонок, чтобы самолет можно было ... отнести к бипланам, которые допускались к соревнованиям Reno Air Races. Так, модель 68 получила название AMSOIL Biplane Racer, хотя первоначально чаще употребляли Rutan Racer.

В отличие от успешного Quickie судьба гоночного самолета оказалась более драматичной, хотя модель Model 68 - не просто увеличенная в размерах Model 54. Во-первых, на "биплане" установлен двигатель, почти в девять раз более мощный по сравнению с двигателем Quickie. Более того, во время гонок он развивал обороты 3750 об/мин вместо расчетных 3200 об/мин благодаря использованию синтетического масла компании-спонсора. Во-вторых, в конструкции кроме стеклопластика использованы углепластик и кевлар, кабина выдерживает 22g, что вместе с особенностями компоновки "тандем" спасло жизнь Дэну Мортенсону в последней гонке этого самолета. В-третьих, в крыльях AMSOIL Biplane Racer используются другие профили по сравнению с Quickie, чтобы сохранить ламинарный поток на 61% поверхности крыльев. В-четвертых, компоновка с тремя несущими поверхностями позволила уменьшить нагрузки на фюзеляж, повысить жесткость конструкции и уменьшить восприимчивость к явлениям аэроупругости, возникающим на высоких скоростях (максимальная скорость самолета - 378 км/ч). Новая компоновка по расчетам должна была позволить Мортенсону обгонять главного конкурента Дона Бека на его "Чародейке" на прямолинейном участке почти на 13 км/ч, а на виражах - более чем на 48 км/ч. Журналисты назвали AMSOIL Biplane Racer "Quickie на стероидах".

И все же. Начиналось все вполне удачно для заказчика. За сборку ему было предложено заплатить шесть тысяч долларов за два самолета. Впоследствии, когда AMSOIL наняла Мортенсона для рекламы своих масел, она компенсировала ему все расходы, и недолгие годы полетов в интересах спонсора пилот вспоминает как лучшие в своей авиационной биографии. Летал много, проблем с расходами на полеты не было. Но на сборку одного самолета было затрачено 2500 человеко-часов в течение семи месяцев из-за того, что пришлось переезжать из гаража, где начаты были работы, в другое место, так как поменялся владелец дома. Нашлись добрые люди. Grady Houk выделил ангар в частном аэропорту Сакраменто (Sacramento), Larry Lombard и Mike Dilley изготавливали композитные агрегаты, Mike Arnold и Kit Sodergren из Ассоциации экспериментальной авиации (EAA) Sacramento и Россвилла (Roseville) подключились к сборке. Но когда самолет был готов к испытаниям, его пришлось перевозить на Franklin Field, потому что из-за недавней аварии реактивного самолета в аэропорту Сакраменто испытания признали неприемлемыми. Испытательные полеты начались в июле и первоначально шли по плану. Но в один из жарких августовских дней, когда температура поднялась до 100°F (+38°C) Мортенсон решил подняться повыше, чтобы не было так жарко... и забрался на высоту 23000 футов (7,01 км?!). Через полтора часа после приземления он заметил, что самолет у капота перекосило. Оказалось, что выхлопной патрубок двигателя был направлен в корень нижнего крыла.

Из-за резкого скачка температурных напряжений деформировалась обшивка, а в главном лонжероне переднего крыла возникла большая трещина. Чудом удалось избежать аварии в воздухе, а на земле устранение проблемы привело к тому, что дебют, намеченный на AirVenture Oshkosh-81, не состоялся. Поломку устранили в короткий срок: направили выхлопные патрубки вдоль фюзеляжа, усилили на 130% конструкцию обеих консолей переднего крыла и к сентябрю подготовили технику к гонкам.

К началу Reno Air Races 1981 г. самолет налетал всего 17 часов. Чтобы удовлетворить требования организаторов гонок и иметь основания для участия в них, крылья соединили двумя криволинейными подкосами, которые в дальнейшем использовали только на соревнованиях. Однако занять первое место Мортенсону помешал Пэт Хайнс (Pat Hines) на биплане "Sundancer". AMSOIL Biplane Racer попал в турбулентный след за "Солнечным танцором". Дэн задержался с выходом из спутной струи и получил штрафные баллы, поскольку судьи посчитали, что это могло привести к аварии. В результате он занял даже не второе, а третье место, хотя в первом круге его скорость достигла 378,2 км/ч, в то время как ближайший конкурент разогнался только до 338 км/ч.

Досадно, но после приземления Мортенсон был больше обеспокоен не столько результатами гонок, сколько тем, что самолет очень вяло реагировал на перемещение ручки управления самолетом. Берт после проверки установил, что на предельных скоростях элероны отклонялись всего на ±12° из-за деформации тяг управления креном, изготовленных из труб диаметром 5/8 дюйма (1,6 см) из алюминиевого сплава. Тяги заменили стальными, и на испытаниях в пустыне Мохаве (Mojave), которые провел Майк Мэлвилл (Mike Melville), ставший впоследствии первым астронавтом, взлетевшим на космическом челноке Рутана, управление по крену было восстановлено - элероны на всех режимах полета отклонялись на ±24°.

На гонках 1982 г. победа опять ускользнула от Мортенсона. Дэн финишировал практически одновременно с Пэтом Хайнсом, который, к тому же, по мнению Мортенсона допустил фальстарт: скорость на финишной черте "Sundancer" составила 337 км/ч, AMSOIL Biplane Racer - 336,7 км/ч, он завершил гонку с задержкой всего 0,3 с, но судьи не признали фальстарт Хайнса, и Мортенсон занял лишь второе место.

Перед гонками 1983 г. дублер Мортенсона Чак Эндрюс (Chuck Andrews) установил на AMSOIL Biplane Racer два мировых рекорда в классе FAI С.1.b. Он побил предыдущий рекорд скорости 373,4 км/ч, достигнутый на самолете Waco Meteor с двигателем вдвое большей мощности, а участок длиной 75 миль Эндрюс прошел со средней скоростью 378,2 км/ч, подтвердив тем самым замечательные скоростные характеристики самолета.

Точку в летной биографии AMSOIL Biplane Racer поставили гонки бипланов 1983 г. После достижения мировых рекордов и почти двух лет полетов пилот и самолет были в отличной форме, поэтому Мортенсон рассчитывал занять первое место. Однако во время гонки Don Beck на своей "Чародейке" пролетел в опасной близости к Biplane Racer. Чтобы избежать столкновения, Дэн Мортенсон решил уйти вниз, но под ним было всего 35 футов высоты (менее 11 м), и самолет на скорости более 320 км/ч столкнулся с землей. Поднявшееся облако пыли и скорость столкновения подтолкнули комментатора сразу заявить о том, что пилот погиб. Но Мортенсон самостоятельно выбрался из самолета, отделавшись несколькими ушибами и гематомами от пятиточечного ремня безопасности. Он остался жив в такой аварии благодаря конструкции пилотской кабины, рассчитанной на разрушение при перегрузках, превышающих 22 G, и конструкции самолета, энергия столкновения которого была поглощена преимущественно деформацией крыльев.

Летная биография Мортенсона продолжилась, он впоследствии стал президентом авиакомпании и занимался подготовкой пилотов. А самолет со временем восстановили, и он был экспонатом в одной из гостиниц в Неваде, затем в музее Reno Air Races и, наконец, для него нашлось место в музее EAA AirVenture Oskosh.




 ЛТХ:
Модификация   AmsOil Biplane Racer
Размах крыла, м   6.70
Длина самолета,м   6.70
Высота самолета,м   1.22
Площадь крыла,м2   7.40
Масса, кг  
  пустого   387
  максимальная взлетная   529
Тип двигателя   1 ПД Continental IO-320 A2B
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч   378
Крейсерская скорость, км/ч   321
Практическая дальность, км   966
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6096
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AmsOil Biplane Racer
 AmsOil Biplane Racer
 AmsOil Biplane Racer
 AmsOil Biplane Racer    (c) Don Hewins
 AmsOil Biplane Racer
 AmsOil Biplane Racer   (c) David Lednicer
 AmsOil Biplane Racer в музее Ошкош  (c) Robin Moret

 



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2016-01. Сергей Арасланов. Самолеты Рутана
Aerofiles.com. Rutan
Stargazer. Rutan Model 68 "Laser" or AmsOil Biplane Racer
Dan Linehan. Burt Rutan's Race to Space: The Magician of Mojave and His Flying Innovations
Don Berliner. History's Most Important Racing Aircraft


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: