главная авиация второй мировой истребители
   Як-1
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941
Тип: Ударный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Кроме стрелково-пушечного вооружения многие Як-1 имел так же бомбардировочное и реактивное вооружение.

В соответствии с ТТТ опытные одноместные истребители, построенные в 1940 г., должны были иметь оборудование для установки восьми снарядов РС-82. После начала войны требования ВВС КА и ВМФ к авиационной промышленности вооружить самолеты РС-82 участились. Авиастроители отказывались это делать. Так, в конце июля 1941 г. заместитель наркома авиапромышленности П.В. Дементьев при очередном запросе ВВС ВМФ сообщил, что установка PC и РБС (реактивных бронебойных снарядов) на Як-1 сопряжена с большими техническими трудностями и невозможна без крупной переделки конструкции крыла самолета (ЦВМА Ф. 12 оп. 2 д. 543 л. 60), хотя КБ уже вело работу в этом направлении.

Но мнение военных все же дошло до правительства, и постановлением ГКО от 23 сентября 1941 г. завод ╧ 292 обязали с 5 октября 1941 г. перейти на выпуск Як-1 с шестью реактивными орудиями РО-82, а до 1 октября выпустить 20 машин с этим вооружением. Как оказалось, установка РО была очень простой, легко выполнимой даже в условиях авиаремонтных мастерских, не требующей каких-то дополнительных средств защиты деревянных частей крыла от огня ракетного двигателя. В крыло лишь добавили усиливающие накладки из многослойной фанеры на нервюры в местах установки контейнеров РО.

PC с Як-1 впервые были применены под Москвой. Их использование в воздушных боях имело скорее моральный эффект, так как из-за большого рассеивания, понижения (величина отклонения снаряда от оси оружия под действием силы тяжести) снаряда и отсутствия надежного прицела вероятность попадания в маневрирующую воздушную цель оказалась очень низкой. Атакуя большие группы бомбардировщиков, наши летчики с передней полусферы неприцельно пускали по ним PC. В случае прямого попадания бомбардировщик буквально разваливался на части, но и близкий разрыв, как правило, сбивал его. Зная об этом и пытаясь избежать встречи с PC, немецкие летчики ломали свои боевые порядки, а вместе с тем и систему взаимной обороны, что облегчало нашим истребителям выполнение атак. По наземным целям PC применялись с большим успехом.

Пуск PC осуществлялся от кнопки на ручке управления самолетом. На самолетах, не оборудованных ЭСБР-1 (электросбрасыватель бомб и ракет), на ручке монтировалось три кнопки. В этом случае пуск мог выполняться только залпами по два снаряда от каждой кнопки.

В связи с введением в систему вооружения балочных держателей для подвески авиабомб постановлением ГКО от 2 мая 1942 г. для снижения лобового сопротивления заводу ╧ 292 разрешили уменьшить число устанавливаемых на Як-1 РО с шести до четырех. А постановлением ГКО от 10 мая их сняли совсем. Основной из причин, повлиявших на это решение, была большая потеря скорости (до 30 км/ч) при наличии на самолете РО-82 с подвешенными PC.

Всего было построено 1148 Як-1 с РС-82.

Подвеска шести РС-82 увеличивала полетную массу Як-1 примерно до 2995 кг и ухудшала его аэродинамику, что, как в случае подвески бомб, отрицательно сказывалось на летных характеристиках.

Установкой на Як-1 реактивного оружия летчики были довольны и весьма одобрительно отзывались о нем. Стрельба по воздушным целям реактивными снарядами, особенно при лобовых атаках, производила на противника сильный моральный эффект. В процессе боевой работы имели место случаи прямого попадания РС в самолет противника, от которого последний разваливался на части. Однако прямое попадание было не обязательно. Разрыв РС вблизи самолета также сбивал его. Дистанция стрельбы - от 500 до 800 м. Однако отсутствие систем наведения и самонаведения РС-82 приводило к большому их рассеиванию и к малой вероятности поражения маневрирующих воздушных целей.  

Справедливости ради следует отметить, что многие наши летчики были недовольны снятием РСов с Як-1 и Як-7. В 1941-1942 гг. было испытано множество серийных самолетов Як-1 с бомбардировочным и реактивным вооружением и получены исчерпывающие данные о влиянии бомб и ракет и установок для них на летно-тактические характеристики самолета.

Еще до принятия решения о серийном выпуске мотора М-105ПФ в расчете на появившуюся возможность увеличения мощности постановлением ГКО от 26 апреля 1942 г. А.С.Яковлеву и директору завода ╧ 292 И.С.Левину дали задание к 10 мая оборудовать десять машин Як-1 бомбодержателями (по четыре на самолет для подвески 50-килограммовых авиабомб) и подготовить производство для выпуска всех самолетов с ними к 25 мая 1942 г. Очевидно, авиастроителям удалось доказать нереальность установки четырех бомбодержателей, которые вместе с шестью РО-82 значительно ухудшили бы аэродинамику Як-1. Поэтому новым постановлением, во изменение предыдущего, принятым 2 мая 1942 г. число бомбодержателей было уменьшено до двух (а РО-82 - до четырех). Но максимальная бомбовая нагрузка была оставлена прежней - 200 кг.

В соответствии с постановлением ГКО, на всех Як-1 начиная с 80-й серии устанавливались два бомбодержателя (замки БИ-42 с ухватами) для подвески авиабомб калибра 25, 50 и 100 кг. Замки и ухваты были вмонтированы в нижние полки усиленных дюралевых нервюр, расположенных между бензобаками. Замки открывались механически посредством тросовой проводки от рукоятки в кабине летчика. До 85-й серии рукоятка крепилась на левом боковом подкосе, а с 85-й серии вместо нее был использован освободившийся рычаг управлением форсажем мотора на левом пульте. Рычаг имел предохранительную чеку, вынимаемую пилотом перед сбросом бомб.

Цель, которую преследовал ГКО, и причины, повлиявшие на принятие решения об установке бомбодержателей, остались неизвестными. Постановление ГКО об использовании истребителей для бомбовых ударов появилось позже, в июне 1942 г. Добиваться выполнения ТТТ в то время, когда буквально шла борьба за каждый килограмм веса конструкции, за каждый километр в час скорости было неразумно. В частях нововведение практически не использовали, снимая замки и ухваты для облегчения и заклеивая полотном отверстия под их установку, чтобы не ухудшать аэродинамику крыла. Кроме того выяснилось, что с этих держателей применять авиабомбы калибра 100 кг невозможно. Вворачиванию взрывателя мешали стойки и щитки шасси, которое крепилось на той же усиленной нервюре. При подвеске же бомб в снаряженном состоянии ветрянка взрывателя создавала помеху уборке шасси.

Як-1 не имел специального прицела для бомбометания, поэтому бомбометание могло производиться только по площадным и линейным целям и то недостаточно эффективно. Кроме того, в период боев под Сталинградом и даже в битве на Курской дуге нашим истребителям было не до бомбометания, их едва хватало на ведение воздушного боя с истребителями и бомбардировщиками противника.   Летчики строевых, частей были недовольны установкой на Як-1 бомбардировочного вооружения. "Бомбодержатели - мертвый груз", - говорили они.  

Поэтому начиная с 127-й серии бомбодержатели сняли. Однако позже (с 23 сентября 1943 г.), когда истребители Як-1 потеснили из первых рядов воздушных бойцов самолеты Як-9 и Ла-5, бомбодержатели начали устанавливать снова. Это расширяло сферу применения машины, исчерпавшей все возможности своего улучшения.





 ЛТХ:
Модификация   Як-1
Размах крыла, м   10.00
Длина, м   8.48
Высота, м  
Площадь крыла, м2   17.15
Масса, кг  
  пустого самолета   2490
  нормальная взлетная   2995
Тип двигателя   1 ПД М-105ПА
Мощность, л.с.   1 х 1050
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   437
  на высоте   528
Практическая дальность, км   760
Скороподъемность, м/мин   806
Практический потолок, м   9500
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС|
  6 ПУ РС-82 или 2 бомбы до 100 кг


 Доп. информация :

  



 

Список источников:

Полигон. С.Кузнецов. Первый Як
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны

Авиация и Время. Константин Косминков. Трудное рождение первенца
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы
Крылья Родины. Юрий Сергеев. "Красавец" спешил на фронт
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
"Война в воздухе" ╧31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне
Антология Як. (Airfield.narod.ru)
Monografie Lotnicze. Robert Bock. Jak-1, Jak-3
TBiU. Krzysztof Cieslak. Samolot mysliwski Jak-1
Squadron/Signal. Aircraft Number 78. Hans-Heiri Stapfer. Yak fighters In Action


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100