Параллельно со "Спитфайром" VII выпускалась практически аналогичная
модификация VIII ("тип 359"), отличавшаяся только отсутствием гермокабины. Кроме
этого, все "восьмерки" комплектовались компактным встроенным противопыльным
фильтром создававшим гораздо меньшее сопротивление, чем старые типы. Повальная
установка "пустынных" фильтров обуславливалась тем, что самолеты этой
модификации предназначались, в основном, для эксплуатации на Ближнем и Дальнем
Востоке. Вооружение устанавливалось по типу С и включало подвеску бомб общим
весом до 454 кг.
Первые серии "восьмерок" имели удлиненным законцовки крыла (как на модификации
VII) и округлый руль поворота, поздние - нормальные
законцовки и остроконечный уширенный руль. Параллельно выпускались варианты LF
VIІІ (с мотором "Мерлин" 66), F VIII (с "Мерлин" 63 или 63А) и HF VIII (с "Мерлин"
70). Производство началось на заводе "Супермарин" в ноябре 1942 г. "Восьмерок"
построили примерно вдесятеро больше, чем "семерок" -
1658 экземпляров.
"Спитфайры" VIII начали поступать в Северную Африку в середине 1943 г. Они были
использованы в конечной фазе боев в Тунисе, а затем на Сицилии и в Южной Италии.
В 1944 г. к операциям в Италии привлекли еще несколько эскадрилий "восьмерок",
часто действовавших как истребители-бомбардировщики. На фронте эти самолеты
оснастили своеобразной подвеской двух бомб по 227 кг бок о бок под фюзеляжем.
Они сбрасывались с автоматически обеспечивавшимся интервалом 0,12 с, чтобы не
столкнулись при отцепке. На "восьмерках" воевали в Италии три французских
эскадрильи, переброшенные затем на юг Франции.
В 1944 г. "Спитфайр" VIII появился в Бирме. К концу войны там действовал на них
уже десяток эскадрилий, также, в основном, применяя свои самолеты как
истребители-бомбардировщики. В общей сложности, на всех театрах получили 30
эскадрилий.
На машинах модификации VIII провели целый ряд интересных экспериментов. На
истребителе JF299 летом 1943 г. опробовали пониженный гаргрот и фонарь-"пузырь"
кругового обзора. Отдельным вариантом, "тип 376", считали самолет JK535
- переделанную "восьмерку" с мотором 60 и
шестилопастным винтом противовращения. Два трехлопастных винта у него крутились
в разные стороны. Это не только дало возможность более эффективно использовать
мощность двигателя, но и упростило пилотирование. Теперь левый разворот
выполнялся так же, как и правый. Очень интересен был "буксир Малиновского"
- буксируемый бак-планер, также испытанный в сцепке с
"восьмеркой".
"Спитфайр" VIII, кроме французов, получили также американцы и австралийцы. Но
даже "восьмерка", оказавшаяся наиболее удачной их числа модификаций этого
поколения, на которую конструкторы потратили столько сил, не смогла достичь
массовости "Спитфайра" IX - варианта, являвшегося, в
сущности, импровизацией и считавшегося поначалу лишь переходной моделью.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Spitfire Mk.VIII |
Размах крыла, м |
11.32 |
Длина, м |
9.47 |
Высота, м |
3.86 |
Площадь крыла, м2 |
23.62 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2633 |
нормальная взлетная |
5541 |
Тип двигателя |
1 ПД Merlin 66 |
Мощность, л.с. |
1 х 1705 |
Максимальная скорость , км/ч |
650 |
Крейсерская скорость , км/ч |
605 |
Практическая дальность, км |
1060 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1463 |
Практический потолок, м |
12650 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки (280 патронов), четыре 12.7-мм пулемета (500 патронов) 227 кг легких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Список источников: |
|
|
Авиация и Космонавтика 2005-01-12. В. Котельников, М. Никольский.
Супермарин "Спитфайр"
Авиация и Космонавтика 2006-01-09. М. Никольский, А. Лашков,. Супермарин "Спитфайр"
Крылья Родины 1991-06. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Эксмо. Владимир Котельников. "Спитфайр" - лучший истребитель союзников
АСТ. С. Сидоренко. Истребитель Supermarine Spitfire
Крылья Дайджест Выпуск 7. "Самолеты мира" - Супермарин "Спитфайр"
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Putnam. Francis K. Manson. The British Fighter Since 1912
Putnam. Peter Lewis. The British Fighter Since 1912
Squadron/Signal 1039. Jerry Scutts. Spitfite in Action
Monografie Lotnicze 38-40,71. Wojtek Matusiak. Supermarine Spitfire
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
WarbirdTech 35. Ken Darling. Merlin-powered Spitfires
Camouflage & Markings. Supermarine Spitfire : RAF Northern Europe 1936-45
Ian Allan. John Ward. Spitfire and Hurricane Tribute
Alfred Price. Spitfire : A Documentary History
Alfred Price. The Spitfire Story
Pen & Sword. Philip Kaplan. The Spitfire an icon of the skies
Pen & Sword. Lance Cole. Secrets of the Spitfire
AIRtime. Air Combat Legends 1. David Donald. Supermarine Spitfire / Messerschmitt Bf
109
Michael J.F. Bowyer. The Spitfire : 50 Years On
Atlantic. Jonathan Glancey. Spitfire : The Biography
Arms and Armour. Chaz Bowyer. Supermarine Spitfire
Patrick Stephens/Airfix. Classic Aircraft No.1. Roy Cross, Gerald Scarborough.
Spitfire
Heel. Ron Dick, Dan Patterson. Spitfire
Motorbooks. Warbird History. Jeffrey L. Ethell, Steve Price. Spitfire
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
Aeroplane Monthly 1991-09. Spitfire Notebook
Aeroplane Monthly 2014-06. Aeroplane Database : Martyn Chorlton. Supermarine Spitfire
Mk V & IX
Air Enthusiast 2001-09-10. Wojtek Matusiak. Five to Nine
Le Fana de l'Aviation Hors-Serie 52. Jeffrey Quill. Spitfire. La veritable histoire
Le Moniteur de l'Aeronautique 1978-11. N. Sgarlato. Le Fantastique Spitfire
Air International 1985-02-04. Spitfire : Simple Superb
Flugzeug Classic 2015-07. Wolfgang Muhlbauer. Besser ohne Druck
Klassiker der Luftfahrt 2003-06. Wolfdietrich Hoeveler. Legendarer Feuerspeier
Jane's Fighting Aircraft of World War II
IWM.org.uk. Spitfire Mark VIII
1000aircraftphotos.com. No. 7249. Supermarine 359 Spitfire HF.Mk.VIII Royal Canadian
Air Force
L+K 1975-20. Vaclav Nemecek. Supermarine Spitfire VIII |
Уголок неба. 2024
|