С октября 1944 г. в Кэстл-Бромвиче начали выпуск практически аналогичной "Спитфайру"
IX модификации XVI ("тип 361"). Она отличалась только тем, что на ней стоял
американский мотор "Мерлин" 266. Это был тот же "Мерлин" 66, но изготовлявшийся
в США по лицензии фирмой "Паккард". Американцы присылали их укомплектованными
своими американскими агрегатами, из-за чего и ввели отличающий номер модификации
- 266. Имелись та же особенности в конструкции нагнетателя и системе охлаждения,
усовершенствованных инженерами компании . Как и эти истребители сперва имели крыло
типа С, а затем перешли на Е. Аналогично внедрили и фонарь кругового обзора. Но
с самого начала "Спитфайр" XVI имел уширенный руль поворота, фильтр "Аэро-Ви" и
задний фюзеляжный бензобак. Процесс модернизации этой модификации завершился к
началу 1945 г. После этого она строилась до конца войны практически в неизменном
виде.
На фронт "Спитфайр" XVI попал в ноябре 1944 г. Первой крупной операцией для них
стали атаки на пусковые площадки баллистических ракет У-2 в Нидерландах, к
которым привлекли четыре эскадрильи. Позиции ракетчиков бьши хорошо
замаскированы, укреплены и защищены зенитными средствами. Сами же позиции
фактически являлись малоразмерными целями, поражать которые требовалось с
высокой точностью. Поэтому прорыв к ним возложили на быстроходные и маневренные
"Спитфайры". Они работали как истребители-бомбардировщики, сбрасывая бомбы с
крутого (до 70°) пикирования. Бьш даже случай, когда пилот обстрелял из пушек
взлетающую ракету, но она не взорвалась.
В конце войны "шестнадцатые" использовались, по большей части, против наземных
целей, хотя и не стеснялись атаковать любые попадающиеся под руку немецкие
самолеты. Для увеличения боевой эффективности машины как штурмовика проводился
ряд экспериментов по вооружению "Спитфайра" реактивными снарядами. Монтировались
американские блоки М10 из трех трубчатых направляющих калибра 114 мм под каждым
крылом - фактически, шесть пехотных противотанковых гранатометов ("базук" по
американской терминологии), английские строенные установки "Триплекс" (тоже
трубчатые, но калибра 76,2 мм с надкалиберной боевой частью от гаубичного
снаряда) и стандартные британские ракетные установки - по четыре ракеты в ряд,
подвешенные на замках спереди и сзади (так называемые "нулевой длины"
- безбалочные). Но все они, в сущности, остались только
экспериментальными.
Быстрые темпы наступления вновь потребовали увеличения
радиуса действия "Спитфайров". На испытаниях под "девятки" вешали американские каплевидные баки под крылья ми, большой (емкостью свыше 900 л) сигарообразный
бак под фюзеляжем, но, наконец, остановились на баках обтекаемой формы объемом
по 227 л. Этот тип заменил применявшиеся ранее конструкции, прилегавшие к
центроплану.
На "Спитфайрах" XVI кроме англичан, воевало немало пилотов других наций. В
первую очередь, это летчики национальных формирований в составе британских ВВС.
Этими машинами были вооружены девять польских эскадрилий, семь французских, три
чехословацких, две бельгийских, две норвежских, две греческих, одна голландская.
Много летало на этих машинах и так называемых "инфильтрационных" эскадрилий,
входивших в состав ВВС метрополии, но укомплектованных личным составом из
различных доминионов.
Кроме массовых серий, существовали и несколько вариантов узкоспециализированных
переделок машин этих модификаций.
Если сложить общее количество выпущенных "Спитфайров" типов IX и XVI то итог
превзойдет рекорд "пятерки". Но часть "шестнадцатых" на фронт попасть не
успела. Всего было произведено 1054 экземпляра.
Самолет находился на вооружении RAF до 1946
года.
ЛТХ: |
 |
|
Модификация |
Spitfire XVI |
Размах крыла, м |
11.23 |
Длина, м |
9.96 |
Высота, м |
3.89 |
Площадь крыла, м2 |
22.48 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2987 |
нормальная взлетная |
4546 |
Тип двигателя |
1 ПД Packard Merlin 266 |
Мощность, л.с. |
1 х 1705 |
Максимальная скорость , км/ч |
688 |
Крейсерская скорость , км/ч |
654 |
Перегоночная дальность, км |
1278 |
Практическая дальность, км |
706 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1380 |
Практический потолок, м |
13420 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки (280 патронов) два 12.7-мм пулемета (500 патронов)
бомбовая нагрузка - до 254 кг
легкие бомбы, неуправляемые ракеты |
Доп. информация : |
 |
|
Список источников: |
 |
|
Авиация и Космонавтика 2005-01-12. В. Котельников, М.
Никольский. Супермарин "Спитфайр"
Авиация и Космонавтика 2006-01-09. М. Никольский, А. Лашков,. Супермарин "Спитфайр"
Крылья Родины 1991-06. Вячеслав Кондратьев. Огневержец, вспыльчивый, злюка
Эксмо. Владимир Котельников. "Спитфайр" - лучший истребитель союзников
АСТ. С. Сидоренко. Истребитель Supermarine Spitfire
Крылья Дайджест Выпуск 7. "Самолеты мира" - Супермарин "Спитфайр"
Putnam. C.F.Andrews, E.B.Morgan. Supermarine Aircraft Since 1914
Putnam. Francis K. Manson. The British Fighter Since 1912
Putnam. Peter Lewis. The British Fighter Since 1912
Squadron/Signal 1039. Jerry Scutts. Spitfite in Action
Monografie Lotnicze 38-40,71. Wojtek Matusiak. Supermarine Spitfire
Aircam 8. Ted Hooton, Richard Ward. Supermarine Spitfire Mk.XII-24/Supermarine
Seafire Mk.I-497
Airlife. Combat Legend. Peter Caygill. Spitfire Mks VI-F.24
Atlas. Mister Kit, J.P. De Cock. Vickers Supermarine Spitfire Mk IX/XVI
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
WarbirdTech 32. Ken Darling. Griffon-powered Spitfires
Camouflage & Markings. Supermarine Spitfire : RAF Northern Europe 1936-45
Ian Allan. John Ward. Spitfire and Hurricane Tribute
Alfred Price. Spitfire : A Documentary History
Alfred Price. The Spitfire Story
Pen & Sword. Philip Kaplan. The Spitfire an icon of the skies
Pen & Sword. Lance Cole. Secrets of the Spitfire
AIRtime. Air Combat Legends 1. David Donald. Supermarine Spitfire / Messerschmitt Bf
109
Michael J.F. Bowyer. The Spitfire : 50 Years On
Atlantic. Jonathan Glancey. Spitfire : The Biography
Arms and Armour. Chaz Bowyer. Supermarine Spitfire
Patrick Stephens/Airfix. Classic Aircraft No.1. Roy Cross, Gerald Scarborough.
Spitfire
Heel. Ron Dick, Dan Patterson. Spitfire
Motorbooks. Warbird History. Jeffrey L. Ethell, Steve Price. Spitfire
Waffen-Arsenal Band 36. Heinz Novarra. Gender der Me 109 Spitfire
Le Fana de l'Aviation Hors-Serie 52. Jeffrey Quill. Spitfire. La veritable histoire
Le Moniteur de l'Aeronautique 1978-11. N. Sgarlato. Le Fantastique Spitfire
Air International 1985-02-04. Spitfire : Simple Superb
Klassiker der Luftfahrt 2003-06. Wolfdietrich Hoeveler. Legendarer Feuerspeier
Flugzeug Classic 2016-06. Wolfgang Muhlbauer. Herztransplantation
Jane's Fighting Aircraft of World War II
IWM.org.uk. Spitfire Mk XVI
L+K 2013-22. Miroslav Balous. Supermarine Spitfire LF Mk.XVI |
Уголок неба. 2025
 |