Уголок неба ¦ PZL P-45 Sokol

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   PZL P-45 Sokol
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет:
Тип: Легкий истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Впечатляющие характеристики самолетов, оснащенных сравнительно маломощными двигателями и принимавших участие в гонках Дойч де ла Мёрт и "Coup Challenge International" , вызвали интерес у сотрудника конструкторского бюро государственного авиационного завода (PZL - Panstwowe Zaklady Lotnicze) Казимежа Корсака (Kazimierz Korsak), который начал исследовать возможность применения данной концепции в боевой авиации. В 1935 году, когда предварительные переговоры о возможном преемнике P-11 стали более частыми, Корсак начал работы над концепцией легкой одноместной машиной для ответа на возможные требования к такому истребителю. При разработке проекта истребителя Казимеж Корсак решил сделать основной упор на маневренность, чтобы машина была пригодна для ведения боев на горизонталях и выполнения задач истребителя-перехватчика объектовой ПВО.

Результатом первоначальных проектных исследований, проведенных Корсаком в конце 1935 года, стал аэродинамически чистый цельнометаллический самолет-моноплан. Характерными особенностями машины должны были стать низкорасположенное свободнонесущее крыло с малой длиной хорды и относительным удлинением 10-11 и небольшое поперечное сечение фюзеляжа, полученное благодаря выбору силовой установки: инвертированного V-образного двигателя воздушного охлаждения American Ranger или PZL Foka, развивавшего мощность 400-600 л.с. и вращавшего двухлопастный деревянный винт. Данная работа вызвала определенный интерес со стороны официальных органов, и в 1936 году эскизный проект Казимежа Корсака был выбран для проведения эскизного проектирования. В соответствии с системой обозначений авиационного командования разрабатываемой машине было присвоено обозначение P-45, ранее зарезервированное для разведывательного варианта легкого бомбардировщика P.46 Sum, и наименование Sokol (сокол).

Были разработаны три варианта базовой конструкции. Первый вариант должен был иметь неубираемые основные стойки шасси и оснащаться 420-сильным двигателем Ranger SGV-770 и на высоте 1000 метров иметь расчетную скорость 420 км/ч; версией первого варианта должен был стать самолет с 500-сильным двигателем Ranger B-6, взаимозаменяемым с двигателем PZL Foka, который на высоте 3000 метров разгонялся бы до максимальной скорости 480 км/ч. Второй вариант также должен был оснащаться неубирающимися основными стойками шасси и 450-600-сильным двигателем PZL Foka. Третий вариант должен был иметь такую же силовую установку и убирающиеся основные сойки шасси.

К сожалению, ни один из указанных выше двигателей не имел счастливого будущего в польской авиации. Лицензионное производство Ranger в Польше оказалось маловероятным, а разработка двигателей Foka столкнулась со значительными техническими трудностями. Это в сочетании с тем фактом, что концепция легкого истребителя по-прежнему оставалась неизвестной величиной, побудило авиационное командование занять выжидательную позицию в отношении проекта P-45 и присвоить наибольший приоритет программе создания оснащенного двигателем Mercury истребителя P.50 Jastrzab.

В конце 1936 года стали известны технические подробности нового 14-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14M Mars, и в ожидании лицензионного производства этого двигателя в Польше, вероятность которого была весьма высокой, Казимеж Корсак начал переделывать базовую конструкцию своего самолета под этот авиамотор, который при диаметре всего 0,96 метра и удивительно небольшой лобовой площади очень хорошо подходил для истребителя. В 1937 году в аэродинамической трубе Варшавского аэродинамического института была испытана модель самолета. В сентябре того же года в аэродинамической трубе были проведены сравнительные испытания изготовленных в масштабе 1:3 модели крыльев типов "A" и "B", в которых были использованы различные аэродинамические профили (No.No.864 и 865 соответственно). Сравнительный анализ эффективности и летных характеристик моделей, оснащенных двигателями Ranger и Mars, был проведен в 1937 году, и в начале следующего года были выпущены официальные инструкции для разработки рабочего проекта с двигателем компании Gnome-Rhone.

В 1938 году официальное отношение к P-45 стало меняться: интерес к программе Sokol возрос, и ее масштабы были значительно расширены. С одной стороны, задержки в программе P-50 побудили авиационное командование искать страховку в виде альтернативного "ястребу" перехватчика, а с другой стороны считалось, что самолеты типа P-45 могут предложить решение острой проблемы авиационных резервов. Командование польских ВВС требовало 170-процентного резерва истребителей, указывая на то, что оперативные возможности подразделений, оснащенных истребителями P-11, будут неуклонно снижаться из-за износа в ходе интенсивных военных учений; поскольку не было никакого запаса материальной части не было, то машины первой линии использовались в качестве учебных. Однако данное требование военно-воздушных сил было отклонено польским правительством в связи с его большой стоимостью. Затем было высказано предположение, что возможно создать более легкую и дешевую машину для боевой подготовки летчиков-истребителей, который в чрезвычайной ситуации мог быть использован в качестве мобилизационного истребителя. Предложение было одобрено, и проект истребителя Sokol был переработан в соответствии с его новым назначением.

Осенью 1938 года было выдано разрешение на постройку двух прототипов, оснащенных двигателями Mars. Первый из них - P-45/I должен был иметь фиксированное шасси, а второй - P-45/II - с убирающимися основными стойками шасси. Работы были начаты в ноябре 1938 года, а в январе следующего года полноразмерный деревянный макет P-45/I, представлявший собой вариант для серийного производства P-45A, был осмотрен и одобрен.

Вскоре после этого был заключен контракт с компанией Podlaska Wytwornia Samolotow (PWS) на разработку цельнодеревянного истребителя, позднее получившего обозначение PWS-42. Одновременно компании "Экспериментальные авиационные мастерские" (Doswiadczalne Warsztaty Lotnicze - DWL) было предложено подготовить предложения по истребителю смешанной конструкции, результатом которых стал проект RWD-25. Данные проектные работы были известны в польской авиастроительной промышленности как спецификация Sokol. Для каждого из трех самолётов, создававшихся в рамках данной программы, требованиями спецификации были определены вооружение из четырех пулеметов винтовочного калибра и использование 660-730-сильного радиального двигателя Gnome-Rhone 14M05 Mars. Летные испытаний машин-участников конкурса, разработанных компаниями PZL, PWS и DWL, были назначены на весну 1940 года, после чего, как ожидалось, компании должны были получить щедрые заказы на производство проекта-победителя.

К сентябрю 1939 года постройка прототипа P-45/I продвинулась далеко вперед, и завершение его изготовления, требовавшее по расчетам 4000 человеко-часов, было запланировано на ноябрь. Планер самолета должен был получить один из пятидесяти заказанных во Франции двигателей Gnome-Rhone 14M05, предназначенных для первой производственной партии самолетов-разведчиков LWS-3 Mewa (чайка). Двигатели были поставлены в июне 1939 года на три месяца раньше запланированного срока. Тем временем в августе 1939 года было принято решение немедленно начать серийное производство P-45A на заводах компаний PZL и PWS. В своем письме от 19 июня 1960 года Збыслав Цёлкош (Zbyslaw Ciotkosz) сообщил автору книги, что 2 сентября 1939 года, он получил в Варшаве подробные производственные чертежи истребителя и на своем личном автомобиле отвез их на завод в Бяла-Подляске (Biala Podlaska). К сожалению, быстрый разгром Польши поставил крест на программе P-45, и Sokol вошел в состав огромной армии крылатых машин, которые так и никогда не поднялись в воздух.

Техническое описание.

P-45 Sokol был одноместным истребителем-монопланом цельнометаллической конструкции.

Низкорасположенное свободнонесущее крыло представляло собой кессон с работающей обшивкой и технологически состояло из трех частей: центроплана и двух консолей. Центроплан, являвшийся с фюзеляжем единым целым, нес основные стойки шасси и ниши для размещения двух пулеметов. Консоли крыла имели большое относительное удлинение. Элероны и щелевые закрылки занимали всю заднюю кромку крыла; щелевые закрылки были размещены между элеронами и проходили под фюзеляжем. Крыло имело относительное удлинение 10,3 и общую площадь 14,3 м?.

Фюзеляж представлял собой полумонококовую конструкцию, которая изготавливалась из легкого сплава.

Хвостовое оперение представляло собой свободнонесущую металлическую конструкцию. Подобно крылу хвостовое оперение представляло кессон с работающей обшивкой. Стабилизатор и руль направления были неразъемными и устанавливались в основании киля, расположенного перед стабилизатором. Руль высоты оснащен сервокомпенсатором.

Шасси прототипа P-45/I состояло из двух отдельных стоек, каждая из которых была оснащена масляным амортизатором и вильчатым механизмом с размещенными внутри него колесом с шиной низкого давления и гидравлическими тормозами. Стойки шасси были покрыты "штанами" с каплевидными обтекателями колес. Самолет был оснащен самоориентирующимся хвостовым колесом. Для более поздних вариантов P-45 были разработаны убирающиеся основные стойки шасси.

Силовая установка самолета состояла из одного 14-цилиндрового двухрядного радиального двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14M-05 Mars 5, который вращал двухлопастный деревянный винт изменяемого шага PZL. На номинальном режиме работы на высоте 3650 метров двигатель при 2850 об/мин развивал 660 л.с.; на максимальном режиме работы на высоте 3500 метров двигатель при 3135 об/мин развивал 730 л.с.. Двигатель был заключен в капот NACA с управляемыми створками. Топливные баки общей емкостью 350 литров размещались в центроплане крыла. Масляный бак имел емкость 25 литров.

Вооружение состояло из четырех 7-7-мм пулеметов KM Wz 36, два из которых размещались в центроплане крыла, а два других в фюзеляже. Фюзеляжные пулеметы были оснащены синхронизатором Szal IS-2.

Оборудование включало в себя кислородную установку, системы вентиляции, освещения и отопления, а также радиостанцию Walter Iskra.





 ЛТХ:
Модификация   P-45
Размах крыла, м   12.14
Длина, м   7.88
Высота, м   2.55
Площадь крыла, м2   14.30
Масса, кг  
  пустого самолета   1500
  нормальная взлетная   1950
Топливо, л   350
Тип двигателя   1 ПД Gnome Rhone 14M05 Mars
Мощность, л.с.   1 х 730
Максимальная скорость , км/ч   500
Крейсерская скорость , км/ч   425
Практическая дальность, км   450
Максимальная скороподъемность, м/мин   600
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре 7.7-мм пулемета


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Модель P-45
 P-45

  Вариант окраски:

 P-45

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иваня Бякин. Неудачники программы Sokol. Проект истребителя PZL P-45 Sokol
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Samoloty zbudowane w Panstwowych Zakladach Lotniczych do 1939r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: