Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-64
       
Разработчик: North American
Страна: США
Первый полет: 1939
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Учебно-тренировочный моноплан North American NA-16 для начальной подготовки пилотов образца 1935 г. был предшественником целой серии военных учебно-тренировочных самолетов, венцом которой стал фантастически успешный AT-6 Texan, прославившийся во Вторую мировую войну. Менее известен факт, что существовала одноместная истребительная машина, сделанная на основе данной конструкции, которая непродолжительно время стояла на вооружении ВВС США.

Серия одноместных истребителей на основе учебно-тренировочного NA-16 была первоначально разработана компанией North American Aviation для экспортных поставок в военно-воздушные силы малых государств, где требовались относительно простые и недорогие машины, но наряду с этим было желание иметь зарытую кабину пилота и убирающиеся шасси. В этих целях компания North American разработала одноместный NA-50A - переработанный в одноместный истребитель двухместный пилотажный самолет NA-26, ставший первым модернизированным NA-16 оснащенным убирающимися шасси. Основные принципы, которым следовала компания North American были более или менее сходны с теми, которые много позже были использованы компанией Northrop в истребителе F-5, основой для которого явился двухместный учебно-тренировочный самолет T-38A Talon.

Силовой установкой для NA-50A служил 870-сильный девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Wright R-1820-77 Cyclone, приводивший в движение трехлопастный воздушный винт. NA-50A был вооружен двумя пулеметами калибра 0.30-дюйма. Максимальная скорость составляла 295 (морских) миль в час на высоте 9500 футов, дальность 645 миль, а рабочий потолок 32,000 футов.

Единственным заказчиком NA-50A были перуанские Военно-воздушные силы. Семь экземпляров были поставлены в Перу в 1938-1939 гг. Перуанцы установили под фюзеляжем подвески для легких бомб. В ходе краткой войны между Перу и Эквадором в 1941 г., перуанские NA-50A действительно совершили несколько боевых вылетов, два образца были потеряны в бою.

30 декабря 1939 г. Таиланд заказал шесть образцов конструкции, в основном сходной с конструкцией NA-50A. Обозначенные компанией как NA-68, эти самолеты отличались от NA-50A измененной конструкцией хвостовых поверхностей с более заостренным рулем направления и модернизированными шасси. У них было более тяжелое вооружение, состоявшее из двух 0.30-дюймовых пулеметов в крыльях и двух 20-мм пушек в подкрыльных гондолах. Двигатель был тот же самый, что и на NA-50A, а именно Wright R-1820-77 Cyclone. Увеличенный вес привел к ухудшению тактико-технических характеристик - максимальная скорость составляла лишь 270 миль/ч на 8700 футах, штатная дальность 635 миль, а рабочий потолок 27,500 футов. Вес составлял: 4660 фунтов собственный, 5990 фунтов со штатной загрузкой и 6800 фунтов максимальный. Размеры составляли: 37 футов 3 дюйма - размах крыла, длина 27 футов 0 дюймов, высота 19 футов 9 дюймов, и площадь крыла 227,5 кв. футов.

Шесть самолетов NA-68 были на пути в Таиланд морем, когда Япония вторглась в эту страну. Судно было задержано на Гавайях правительством США, и шесть NA-68 арестованы, чтобы предотвратить их попадание в руки противника. Они были реквизированы армией, и им было присвоено обозначение P-64. Им были присвоены серийные номера 41-19082/19087.

P-64 были откровенно не приспособлены для выполнения боевых задач на переднем крае, и, по возвращении их в США, с них сняли пушечное вооружение и прикомандировали к авиационным истребительным пилотажным училищам в г. Люкфилд (Luke Field), шт. Аризона. Пока Р-64 стояли на вооружении армии в качестве пилотажных учебно-тренировочных истребителей, национальные тайские знаки отличия на них были заменены на знаки отличия USAAC (United States Army Air Corps - армейская авиация армии США), но на самолетах сохранилась первоначальная таиландская окраска. Р-64 закончили свою краткую служебную карьеру как самолеты связи в учебно-тренировочных подразделениях (Trainer Command). В 1943 г. оставшиеся Р-64 были переименованы в RP-64, где "R" означало "Ограниченный (Restricted)", и это значило, что они исключены из боевого применения. Большинство Р-64 в конце концов сдали на металлолом, но на сегодня остался один самолет в коллекции "Ассоциации экспериментальных воздушных судов (Experimental Aircraft Association)" в г. Ошкош (Oskosh), шт. Висконсин. Это номер 41-19085, который нёс гражданские регистрационные номера NX37498, XB-KUU и N68622 в послевоенные годы.

Интересно сравнить Р-64 с Commonwealth CA-12 Boomerang из Австралии, который являлся истребительной переработкой учебно-тренировочного самолета Wirraway (строившегося по лицензии North American NA-33).

 



 ЛТХ:
Модификация   P-64
Размах крыла, м   11.35
Длина, м   8.23
Высота, м   2.84
Площадь крыла, м2   21.13
Масса, кг  
  пустого самолета   2114
  нормальная взлетная   3084
Тип двигателя   1 ПД Wright R-1820-77 Cyclone
Мощность, л.с.   1 х 670
Максимальная скорость , км/ч   435
Практическая дальность, км   1022
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8380
Экипаж   1
Вооружение:   две 20-мм пушки, два 7.62-мм пулемета
 163 кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 NA-50A
  NA-68
 P-64
 P-64

 



 

Список источников:

Григорий Бобылев. North American P-64
William Green. War Planes of the Second World War, Fighters, Volume 4
Enzo Angelucci,Peter Bowers. The American Fighter
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. North American P-64
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. North American P-64


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: