главная авиация второй мировой истребители
   P-51A Mustang
       
Разработчик: North American
Страна: США
Первый полет: 1943
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следующей модификацией "Мустанга", принятой на вооружение ВВС армии США, стал истребитель Р-51А (заводское обозначение NA-99). Он рассматривался именно как истребитель, поэтому перед конструкторами поставили задачу улучшить летные данные. Сделать это решили за счет облегчения. Вооружение ограничили четырьмя 12,7-мм пулеметами; все они располагались в крыле. Поскольку профиль крыла был тонким, места для пулеметов оставалось немного - они почти упирались в обшивку. Рукава подачи патронной ленты пришлось сильно изогнуть. Позже выяснилось, что это приводит к задержкам при стрельбе, особенно при энергичном маневрировании. Боезапас у пулеметов был разным: с каждой стороны один имел ящик на 350 патронов, а второй - на 280. Но в то же время подвеску бомб по типу А-36А сохранили, так что Р-51А можно было использовать как истребитель-бомбардировщик. На тех же держателях можно было подвешивать сбрасываемые дополнительные топливные баки двух типов - по 284 л и 568 л. Горючее из них подавалось в основные баки по трубопроводам, проложенным в крыле. Большие баки предназначались только для перегонки, поскольку на маневрирование с ними накладывались очень жесткие ограничения.

Зато с такими баками самолет мог пролететь 3760 км. Но и с баками поменьше дальность полета сильно выросла. Конструкцию радиатора выполнили как на А-36А. На левой стороне козырька сделали небольшую форточку в дополнение к имевшемуся ране сдвижному стеклу на левой стороне фонаря.

Реально облегчить машину не удалось - нормальный взлетный вес равнялся 4812 кг, почти на уровне максимального для А-36А.

Первый Р-51А поднялся в воздух 3 февраля 1943 г. Сдача машин этой модификации заказчику началась в марте. Уже в ходе серийного производства на них внедрили мотор V-1710-81 с увеличенным наддувом. Он сохранял мощность 1125 л.с. на 5500 м; на меньшей высоте кратковременно из него можно было "выжать" 1330 л.с. В сочетании с применением винта "Кэртис" увеличенного диаметра это позволило довести максимальную скорость без бомб и баков до 658 км/ч. Скороподъемность улучшилась, практический потолок вырос.

Заказано было 1200 Р-51А, но выпустили гораздо меньше - 310. Существовали три варианта: Р-51А-1, Р-51А-5 и Р-51А-10, немного отличавшиеся мелкими деталями конструкции. В мае 1943 г. производство этой модификации прекратили.

Первой на Р-51А перевооружили 54-ю истребительную группу. Она базировалась во Флориде и функционировала как учебная. Позже новыми самолетами укомплектовали 311-ю группу, уже имевшую самолеты А-36А. Сходство типов облегчило освоение новой техники летным и техническим составом. 311-я группа из трех эскадрилий (528-й, 529-й и 530-й) сначала была переброшена в Австралию, а в конце лета 1943 г. прибыла в Ассам в Индии. В ее составе имелись А-36А и Р-51А. Им предстояло осуществлять прикрытие с воздуха и огневую поддержку американских и китайских войск на фронте. Опыта непосредственной поддержки у летчиков группы не было. Они не умели отличать своих солдат от вражеских, искать цели в джунглях, ориентироваться в малонаселенной местности. Всему этому пришлось учиться уже в ходе боевой работы. Аэродромов в этом районе было мало, приходилось летать на большие расстояния. Поэтому под крыльями подвешивали дополнительные баки емкостью по 284 л.

Крупных целей на передовой у противника не имелось, поэтому применение истребителей-бомбардировщиков считалось более выгодным, чем двухмоторных или четырехмоторных машин. При подвеске баков взять бомбы уже не представлялось возможным. Тогда приходилось ограничиваться пулеметным обстрелом. На меньшие расстояния брали в основном осколочные бомбы. На ударники их взрывателей надевали длинные штыри с дисками, обеспечивавшими взрыв даже при падении на мягкий болотистый грунт. При сбросе с малой высоты использовали бомбы со взрывателями замедленного действия, чтобы не пострадать от осколков.

Летчикам выдавали заранее сделанные фотопланшеты с расчерченной сеткой. Цели указывались по квадратам. Это позволяло легко перенацелить самолеты по радио при необходимости. Прибыв на место, пилоты ожидали, пока свои войска не обозначат себя. Это делали ракетами или цветным дымом; сбрасывать бомбы до этого запрещалось. Цели для бомбометания указывали, обстреливая их из минометов дымовыми минами. Японцы быстро нашли "противоядие" - они тоже стали стрелять дымовыми снарядами по позициям союзников. Летчики путались, не могли понять - где свои, где чужие. Но постепенно как-то они научились отличать американцев и китайцев от японцев. Помогали в этом и радионаводчики, находившиеся на передовых позициях. Они-то и вызывали самолеты на поддержку. От момента вызова до появления над целью обычно проходило не более 40 минут.

Чаще всего бомбили, пикируя под углом 45╟. Прицеливались по выступающим деталям самого самолета. Выходили из пикирования низко - примерно на 250 - 300 м.

В ноябре 1943 г. 530-ю эскадрилью передислоцировали в Бенгалию. Истребители должны были обеспечить прикрытие бомбардировщиков В-25 и В-24, которым предстояло бомбить Рангун (ныне Янгон) в Бирме. 25 ноября летчики 530-й эскадрильи отправились на первое такое задание, при этом истребители пролетели около 1440 км. Потом они участвовали еще в нескольких налетах на район Рангуна. При этом имели место воздушные бои с японскими истребителями, менее скоростными, но более маневренными. Итог был неутешителен для американцев. В ходе атак на Рангун они потеряли шесть (по другим данным - восемь) Р-51 А.

В Китае в ноябре 1943 г. на Р-51А перевооружили 76-ю истребительную эскадрилью, которая происходила еще от знаменитых "Летающих тигров" Ченнолта. В память об этом на машинах нанесли традиционное изображение акульей пасти. Их первым боевым заданием стало сопровождение бомбардировщиков В-25 в дальнем рейде на Тайвань. Восемь Р-38 и восемь Р-51А эскортировали 14 бомбардировщиков. Еще несколько Р-51А попали в 26-ю эскадрилью, входившую в 51-ю группу.

В феврале 1944 г. из разных учебных подразделений изъяли 30 Р-51А, которые включили в 5318-ю часть обеспечения в Бирме. Это была сборная группа самолетов, обеспечивавших действия 77-й бригады специального назначения ("коммандос") в джунглях в тылу японцев. Бойцов бригады, которой командовал О. Уингейт, называли "чиндитами" - от названия реки Чиндуин, в долине которой они, в основном, и совершали свои рейды. Ведомые местными проводниками, они пробирались по узким тропам в джунглях. Из транспорта у них были только мулы. Все необходимое доставляли по воздуху, сбрасывая с парашютами и без них. Раненых вывозили с полян легкомоторные самолеты. Из тяжелого вооружения "чиндиты" могли позволить себе только минометы, в разобранном виде перевозимые во вьюках. А роль артиллерии у них выполняла авиация; самолеты появлялись по заявке радионаводчиков.

Позднее 5318-ю часть переформировали в 1-ю группу воздушных коммандос под командованием полковника Ф. Кокрана. Она включала 25 Р-51А, 16 транспортных С-47, 32 десантных планера CG-4A, столько же легкомоторных самолетов связи L-5 и несколько одномоторных транспортников UC-64. Как видно из этого из этого перечисления,

"Мустанги" являлись главной ударной силой группы. Кокран сам летал на Р-51А, на киле которого была нарисована цифра "1".

Поскольку навигация над джунглями представляла немалые сложности, на истребителях установили радиополукомпасы. Рамочная антенна размещалась над гаргротом.

Чтобы расширить возможности самолета, как штурмовика, его оснастили ракетным оружием. Под консолями закрепили пакеты из трех трубчатых направляющих. Это называлось 4,5-дюймовой установкой М10. Интересно, что из труб выпускали не специальные авиационные неуправляемые ракеты, которые у американцев имелись, а оперенные снаряды М8 от пехотного противотанкового реактивного гранатомета (на американский манер - "базуки"). Пакеты М10 подвешивались не на бомбодержатели, а на дополнительные узлы ближе к законцовкам крыльев. Так что самолет мог одновременно нести ракеты и бомбы или ракеты и подвесные бензобаки.

В мае 1944 г. 1-ю группу отвели в Индию, после чего она опять попала на фронт во время большого наступления на юг. "Мустанги" поддерживали продвижение английских и американских войск, теснивших японцев к Рангуну. Штурм города Митькьина обеспечивали всего четыре пушки и восемь гаубиц - все остальное делала авиация.

35 самолетов Р-51А переделали в разведчики F-6B с размещением двух фотоаппаратов К24, как у F-6A, но без всякого вооружения. Большая часть этих машин в конце 1943 г. попала в 107-ю разведывательную эскадрилью, базировавшуюся в Англии. Она фотографировала укрепления немцев на берегу Ла-Манша вплоть до "дня D", когда войска союзников пересекли пролив и высадились во Франции. F-6B вместе с машинами более поздних модификаций в составе эскадрильи сохранялись до конца войны в Европе. Один Р-51А передали для изучения авиации флота США.

50 Р-51А в конце 1942 г. по ленд-лизу передали англичанам. На этих машинах стояли те же самые моторы V-1710-81, но в документах они обозначались как V-1710-F20R (экспортная модель). В Великобритании они получили обозначение "Мустанг" II. Этими машинами пополнили эскадрильи, ранее летавшие на истребителях модификаций I и LA.




 ЛТХ:
Модификация   P-51A-10-NA
Размах крыла, м   11.29
Длина, м   9.83
Высота, м   4.17
Площадь крыла, м2   21.91
Масса, кг  
  пустого самолета   3107
  нормальная взлетная   3901
  максимальная взлетная   4808
Тип двигателя   1 ПД Allison V-1710-81
Мощность, л.с.   1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   627
Практическая дальность, км  
  без ПТБ   1207
  с ПТБ   3782
Скороподъемность, м/мин   693
Практический потолок, м   9450
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре 12,7 мм пулемета, установленных в крыльях.
  боекомплект внутренних пулеметов 350 патронов,
  а внешних - 280 патронов.
  две 250 фунтовые, или две 325 фунтовые, или
  две 500 фунтовые бомбы на подкрыльной подвеске.


 Доп. информация :


  Чертеж "North American Р-51 Мustang (3)"
  Фотографии:

 P-51A (c) Bill Larkins
 P-51A
 P-51A
 P-51A
 P-51A
 P-51A
 P-51A с 4х20-мм пушками
 P-51A с 4х20-мм пушками
 P-51A с 4х20-мм пушками
 P-51A с 4х20-мм пушками
 P-51A с базуками под крылом
 P-51A на лыжах

 Схемы:

 P-51A
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 P-51A
 P-51A

 



 

Список источников:

Эксмо. Владимир Котельников. Истребитель "Мустанг" - Воздушный кадиллак
Иван Малышев. Норт Америкэн Р-51 Мустанг
Osprey. Air Vanguard 1. Martyn Chorlton. Allison-engined P-51 Mustang
Crowood. Malcolm V. Lowe. North American P-51 Mustang
Bert Kinzey. P-51 Mustang in detail & scale
FAotW. North American P-51A-C Mustang
Flugzeug Profile 37. Von K.H. Regnat. North American P-51 "Mustang"
Haynes. J. Cotter, M. Hammond. North American P-51 Mustang - 1940 onwards (all marks)
Squadron & Signal. Larry Davis. P-51 Mustang in Action
Monografie Lotnicze. Jacek B. Zurek. North American P-51 Mustang
WarbirdTech. Frederick A. Johnsen. North American P-51 Mustang
Air International. Mustang ... The Willing Warhorse
Aeroplane. Database. Allison-engined NAA Mustangs
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. North American P-51 Mustang


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: