Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-40K(L,M) Kittyhawk
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Через четыре месяца после P-40F в серию была запущена еще одна модификация - Р-40К. Это был усовершенствованный вариант Р-40Е с новым "Аллисоном" модели V-1710-73 взлетной мощностью 1325 л. с. Летные характеристики его мало отличались от Р-40Е. Самолеты модификации К в основном предназначались для поставок союзникам по ленд-лизу. Часть этих машин была использована американскими ВВС в Китае, Индии, Бирме, Австралии, а 21 истребитель был отправлен в Великобританию, там их назвали "Киттихаук" III. Впоследствии их переправили в Северную Африку, где они служили до начала 1944 г. Много машин этого типа попало в Советский Союз.

Р-40К тоже изменялся в процессе серийного производства. С конвейеров сошло 600 Р-40К-1 и 200 почти таких же Р40К-5 с маленьким форкилем. Затем было выпущено 500 истребителей серий К-10 и К-15 с удлиненным фюзеляжем, аналогичным P-40F-5. Выпуск модификации К завершился к концу 1942 г.

Один Р-40К был переделан в опытный вариант ХР-40К с радиатором в центральной части крыла. Он тоже остался лишь не очень удачным экспериментом. Испытывался также образец с четырехлопастным винтом и каплевидным фонарем кабины летчика. Самолета с обозначением Р-40Н вообще никогда не существовало, а название P-40J было присвоено нереализованному проекту с турбонагнетателем на моторе "Аллисон".

Истребители серии Е, F, К зачастую оказывались в одних и тех же частях ВВС армии США вместе с сохранившимися Р-40D и немногочисленными Р-40М, о которых речь пойдет далее. География применения "Уорхауков" - от Аляски, Канады, Исландии на севере до Австралии на юге. На Аляске американские и канадские летчики летом 1943 г. на этих машинах участвовали в боевых операциях против японцев, высадившихся на Алеутских островах, и сбили два японских гидросамолета. В Китае воевали 14-е ВВС - "тигры" Чэннолта выросли в целую армию, большую часть парка истребителей которой составляли Р-40 (в основном Р-40К). В Австралии американские "Уорхауки" появились еще в 1942 г. Они прикрывали от японских налетов города, порты и аэродромы в северной части страны. В дальнейшем их перебросили на Новую Гвинею. На таких же машинах летали и австралийские пилоты: самолеты поступали как военная помощь из США (25Р-40Е в 1942 г.) и из Англии - "Киттихауки" разных модификаций, поставлявшиеся американцами по ленд-лизу. В августе 1942 г. американские "Уорхауки" присоединились к английским "Киттихаукам" в северо-африканской пустыне. Боевой счет был открыт 9 августа, когда один из пилотов 57-й истребительной группы сбил два "мессершмитта". Не очень эффективные в боях с истребителями противника, Р-40 внесли немалый вклад в разрушение "воздушного моста", перекинутого немцами из Сицилии в Тунис. Самый большой успех был достигнут 18 апреля 1943 г.: 47 "Уорхауков" и 12 "Спитфайров" разгромили большую группу немецких транспортных самолетов, пытавшихся доставить груз окруженной армии Роммеля. Немцы потеряли 58 неуклюжих трехмоторных Юнкере Ju 52/3ш и попутно 18 истребителей сопровождения Макки С.200 и Мессершмитт Bf 109. Потери союзников составили лишь четыре Р-40 и один "Спитфайр". Три пилота 57-й группы сбили по пять машин каждый, что по американским меркам давало право на звание "ас". Но в основном Р-40 штурмовали наземные цели.

Вслед за Р-40К появились P-40L и Р-40М, предназначенные для экспорта. P-40L, так же как и P-40F, имел мотор Паккард "Мерлин", но по сравнению с P-40F был несколько легче. Экономия веса была достигнута за счет снятия двух пулеметов, переднего бензобака и уменьшения боезапаса. Первая партия из 50 P-40L-1 имела прежнюю короткую хвостовую часть фюзеляжа и внешне отличалась от P-40F лишь измененным козырьком фонаря. Еще 600 самолетов было построено с удлиненным хвостом (варианты от P-40L-5 до P-40L-20). Самолет P-40L выпускался в январе-апреле 1943 г. Однако моторов "Мерлин" в США не хватало (их ставили и на "Мустанг")_ Поэтому в 1944 г. около 300 истребителей P-40F и P-40L были переделаны под моторы "Аллисон" V-1710-81. Эти самолеты имели обозначение соответственно P-40R-1 и P-40R-2. Из числа выпущенных P-40L один достался новозеландцам (14-й эскадрилье) и еще 36 - французам (для перевооружения эскадрильи "Лафайет" в мае 1943 г.).

Чуть раньше, чем P-40L, на конвейер попал Р-40М. Машина была практически идентична Р-40К, но имела новый, более мощный мотор V-1710-81 взлетной мощностью 1200 л. с. Это отразилось и на летных характеристиках: на высоте 6100 м скорость достигала 579 км/ч. Улучшилась и скороподъемность, особенно на средних высотах. Все Р-40М были "длиннохвостыми". От Р-40К их можно было отличить по дополнительной перфорированной пластине-решетке, расположенной перед выхлопными патрубками. Козырек кабины тоже был другим, аналогичным P-40L (он иногда встречался и на поздних P-40F). Все Р-40М первоначально предназначались для Великобритании. Часть Р-40М досталась в качестве пополнения 15-й американской истребительной авиагруппе, участвовавшей в боях за о. Гуадалканал, и 344-й эскадрилье на Аляске. Англичане все поступившие Р-40М передали своим доминионам - Австралии, Новой Зенландии, Канаде. Там они имели обозначение "Киттихаук". Австралийцы в феврале-июне 194? г. получили 90 "Киттихауков"111 и использовали их на Новой Гвинее и в Индонезии. Новозеландская 14-я эскадрилья в апреле 1943 г. прямо на фронте (на о. Эспириту-Санто, Н. Гебриды) получила 35 Р-40М и использовала их в системе ПВО этого района. 15 "Киттихауков" было выделено Канаде, но в боевых действиях они не участвовали. Часть Р-40М была отправлена в СССР в счет английских обязательств по поставкам боевой техники. Эти машины имелись и в частях ПВО, и в морской авиации (например, в ВВС Черноморского флота). Эти "Киттихауки" частично возместили потери машин более ранних модификаций в 1942-1943 г. Например, в 1942 г. части ПВО потеряли более половины полученных "Киттихауков", в 1943 г. - примерно одну шестую.

Вообще у нас в стране все Р-40 после модификации Р-40Е обозначались в документах просто "Киттихаук". Это существенно затрудняет указание мест их применения. Лишь по фотографиям исследователям можно было определить модификацию машины, да и то не всегда.







 ЛТХ:
Модификация   P-40К   P-40M
Размах крыла, м   11.38   11.38
Длина, м   10.16   10.16
Высота, м   3.23   3.23
Площадь крыла, м2   21.92   21.92
Масса, кг    
  пустого самолета   2903   2939
  нормальная взлетная   3810   3629
  максимальная взлетная   4536   4037
Топливо, л    
  внутренее   594   594
  ПТБ   1 х 197, 284 или 643   1 х 197, 284 или 643
Тип двигателя   1 ПД Allison V-1710-73   1 ПД Allison V-1710-81
Мощность, л.с.   1 х 1325   1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   584   579
Крейсерская скорость , км/ч   467   438
Практическая дальность, км    
  без ПТБ   2575   2575
  с ПТБ   1127   1127
Скороподъемность, м/мин   658   625
Практический потолок, м   8535   9145
Экипаж, чел   1   1
Вооружение:  шесть 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M-2 (281 патронов на пулемет)
 одна 227-кг бомба и две 45-кг бомбы


 Доп. информация :


 Чертеж "Curtiss P-40"
 Чертеж "Curtiss P-40 Kittyhawk"
 Чертеж "Curtiss P-40 Warhawk"
  Фотографии:

 Прототип XP-40K
 Прототип XP-40K
 P-40K
 P-40K
 P-40K
 P-40K
 P-40K
 P-40K
 P-40K-1-CU
 P-40K ВВС РККА
 P-40K
 P-40L
 P-40L
 P-40L-20-CU
 P-40L-20-CU
 P-40M
 P-40M в НИИ ВВС
 TP-40M
 P-40K-10-CU пределанный в двухместный тренажер
 Двухместный учебный TP-40K
 Kittyhawk Mk.III
 Kittyhawk Mk.III
 Kittyhawk Mk.III
 Кабина пилота P-40K

  Схемы:

 P-40M

  Вариант окраски:

 P-40K  438 иап   (c) Анатолий Игнатий
 P-40K  16 FS 23 FG USAAF   (c) Jim Laurier
 Kittyhawk Mk.III 112 Sqn. RAF

 



 

Список источников:

Дайджест "Крылья" . Самолеты Мира. Владимир Котельников. Олег Лейко. Истребитель Р-40
Авиация и Время. А.Котлобовский. "Ястребы" Донована Берлина
Крылья Родины. Виктор Бакурский. "Хоук" - это P-40
Aircraft Profile 35. Ray Wagner. Curtiss P-40 Tomahawk (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Curtiss P-40 Warhawk, Tomahawk, Kittyhawk
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Curtiss P-40
Frans Bonne. WW2 Warbirds. Curtiss P-40 Warhawk
Warbirds Resource Group. Curtiss P-40 Warhawk
FAoW. Curtiss P-40 Kittyhawk
Nationalmuseum.af.mil. Curtiss P-40
Squadron/Signal. Bert Kinzey. P-40 Warhawk in Detail
Squadron/Signal. Richard S. Dann. P-40 Warhawk in Action
Osprey Military. Aircam. Curtiss P-40D-N Warhawk


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: