Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-40B(C) Tomahawk
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Фронтовой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Прежде чем англичане получили то, что хотели, к ним прибыла партия из 140 истребителей исходной французской модификации Р-40. Эти машины англичане назвали "Томагаук" I, чтобы отличить их от "своих", которые теперь стали именоваться "Томагаук" II. В Англии на истребители "Томагаук" I установили английское оборудование, пулеметы калибра 7,69 мм в крыльях; внесли ряд мелких изменений, в частности поменяли сектора газа - французы для увеличения оборотов двигателя тянули ручку назад, а по английским нормам нужно было двигать ее вперед.

Однако англичане сочли французские машины непригодными для боевых операций. По своим характеристикам они вряд ли могли тягаться с немецкими "мессершмиттами", а отсутствие бронезащиты и протектирования баков делало их очень уязвимыми. Поэтому всю партию "Томагауков" I использовали как учебные машины для переподготовки летчиков на будущие "Томагауки" II.

"Томагауки" II появились к концу 1940 г. Сюда вошла и часть французского заказа (90 самолетов, которые еще не были готовы к моменту смены заказчика). Эти самолеты также оборудовались по стандарту "Томагаука" II. Первые 110 самолетов назывались "Томагаук" IIA (на них были установлены английские радиостанции и кислородное оборудование), а остальные 930 - "Томагаук" IIВ (с американским оборудованием). На этих истребителях спереди в фонаре стояло 38-миллиметровое бронестекло, а летчика защищала спереди и сзади броня толщиной 7-9 мм.

Усвоив данные англичанами уроки, американцы начали внедрять новшества "Томагауков" и на самолетах для Авиационного корпуса. С весны 1941 г. американские летчики стали получать усовершенствованную модификацию Р-40В, практически аналогичную "Томагауку" IIВ, но с американским прицелом (без характерных для английских самолетов мушки и кольца на капоте) и только с двумя пулеметами калибра 7,62 мм в крыльях. Р-40В, естественно, стал тяжелее: "сухой" истребитель теперь весил 3322 кг против 3078 кг у Р-40. Поскольку двигатель остался тем же, то летные характеристики истребителя неизбежно ухудшились: максимальная скорость уменьшилась на 8 км/ч, "пострадала" маневренность.

После появления новой модификации Р-40В старые Р-40 стали постепенно вытесняться в учебные подразделения. Выпустив 131 самолет Р-40В, с апреля 1941 г. на конвейер поставили новую модификацию Р-40 с четырьмя пулеметами в крыльях. По сравнению с Р-40 секундный залп увеличился практически вдвое. Р-40С мог нести под фюзеляжем подвесной бак, что почти в полтора раза увеличивало дальность полета. На самолете смонтировали новую радиостанцию SCR-247. Но вес опять вырос и дошел уже до 3654 кг, что, конечно, не пошло на пользу летным характеристикам машины. Выполняя все растущие заказы, завод работал на полную мощность. Р-40С был изготовлен в 193 экземплярах. Для экономии времени заводские испытатели частенько вылетали на облет только что собранных машин прямо с автостоянки у проходной.

Когда начался выпуск Р-40С, Р-40В уже плыли за океан, чтобы усилить американскую авиацию на Дальнем Востоке. Отношения с Японией все ухудшались, и базы на Гаваях и Филиппинах теперь вполне резонно рассматривались как передовые рубежи будущей войны. В конце апреля 55 истребителей Р-40В прибыли на Гаваи. Их везли через Тихий океан на палубах авианосцев, откуда они и взлетели. Этими самолетами частично укомплектовали эскадрильи 15-й и 18-й истребительных групп, базировавшихся на аэродроме Уилер - поблизости от известной военно-морской базы Перл-Харбор. Еще 31 самолет этого типа был доставлен на Филиппины.

Была сделана также попытка усовершенствовать старые Р-40. На поврежденные машины установили крылья нового образца с четырьмя пулеметами. Эта модификация имела обозначение P-40G. Всего с июля 1940 г. было выполнено 60 переделок. Один такой самолет с первыми партиями американской военной помощи осенью 1941 г. попал в Советский Союз.

Весной 1941 г. "Томагауки" впервые получили боевое крещение. Шесть английских и одна канадская эскадрилья в Англии приняли участие в рейдах через Ла-Манш 1941-1942 гг. Англичане практически использовали "Томагауки" II как штурмовики. Они охотились за автотранспортом и железнодорожными составами, штурмовали немецкие береговые батареи и мелкие суда у французского побережья.

Большая часть машин этого типа была переброшена в Африку. Там на них летали не только английские, но и австралийские, и южноафриканские летчики. "Томагауки" воевали в Ливийской пустыне, обстреливая скопления войск противника и автоколонны, подвозящие снабжение к фронту. Здесь получила широкую известность 112-я эскадрилья, самолеты которой были украшены зубастыми акульими пастями.

В пустыне выявился еще один существенный дефект "Томагаука". Мотор "Аллисон" очень боялся пыли, постоянно висевшей над песчаными аэродромами. Пыль оказалась опаснее, чем немецкие и итальянские истребители, с которыми "Томагаукам" приходилось иногда вести воздушные бои. Из имевшихся в наличие машин обычно для полетов было пригодно не более трети. Для борьбы с пылью передовые подразделения наземного обслуживания стали приспосабливать к "Томагаукам" английские "пустынные" фильтры. Без каких-либо выдающихся успехов "Томагауки" служили в Северной Африке до весны 1942 г.


 



 ЛТХ:
Модификация   P-40C
Размах крыла, м   11.38
Длина, м   9.68
Высота, м   3.23
Площадь крыла, м2   21.92
Масса, кг  
  пустого самолета   2636
  нормальная взлетная   3424
  максимальная взлетная   3655
Топливо, л  
  внутренее   507
  ПТБ   197
Тип двигателя   1 ПД Allison V-1710-33
Мощность, л.с.   1 х 1150
Максимальная скорость , км/ч   555
Крейсерская скорость , км/ч   435
Практическая дальность, км  
  с ПТБ   2173
  без ПТБ   1287
Скороподъемность, м/мин   808
Практический потолок, м   8992
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M-2 (380 патронов на пулемет) и
 четыре 7.62-м м пулемета Colt-Browning MG-40 или 7.7-мм пулемета Browning Mk.II (480-500 патронов на пулемет)


 Доп. информация :


 Статья "P-40 на Советско-германском фронте"
 Статья "Томагауки в СССР"
 Статья "P-40 над Аляской"
 Статья "P-40 в войне с Японией"

  Фотографии:

 Tomahawk Mk.II
 P-40B
 P-40B
 P-40B
 P-40B
 Tomahawk Mk.IIA
 Tomahawk Mk.IIA ВВС РККА
 Tomahawk Mk.IIB
 P-40С
 P-40С
 P-40С "Летающих тигров"
 Tomahawk Mk.IIB переданный ВВС РККА
 Tomahawk Mk.IIB
 Tomahawk Mk.IIB
 Кабина пилота P-40B

  Схемы:

 Tomahawk Mk.IIA
 Компоновочная схема

  Вариант окраски:

 P-40B  20 PG  USAAF   (c) Seweryn Fleischer
 Tomahawk Mk.IIA   26 Sqr. RAF  
 P-40C  33 FS 8 FG USAAF
 Tomahawk Mk.IIB   112 Sqr. RAF   (c) Arkadiusz Wrobel

 



 

Список источников:

Дайджест "Крылья" . Самолеты Мира. Владимир Котельников. Олег Лейко. Истребитель Р-40
Авиация и Время. А.Котлобовский. "Ястребы" Донована Берлина
Крылья Родины. Виктор Бакурский. "Хоук" - это P-40
Aircraft Profile 35. Ray Wagner. Curtiss P-40 Tomahawk (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Curtiss P-40 Warhawk, Tomahawk, Kittyhawk
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Curtiss P-40
Frans Bonne. WW2 Warbirds. Curtiss P-40 Warhawk
Warbirds Resource Group. Curtiss P-40 Warhawk
FAoW. Curtiss P-40 Kittyhawk
Nationalmuseum.af.mil. Curtiss P-40
Squadron/Signal. Bert Kinzey. P-40 Warhawk in Detail
Squadron/Signal. Richard S. Dann. P-40 Warhawk in Action


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: