Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   P-38G/H Lightning
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 1942 г. на ремонтном заводе Лэнгфорд Лодж в Северной Ирландии было проведено переоборудование части уцелевших к тому времени истребителей серии Е в вариант G путем замены двигателей и некоторого другого оборудования. Это стало возможным благодаря фирме ╚Аллисон╩, сумевшей организовать быстрое совершенствование своего мотора. Новые модификации, все более мощные, появлялись в среднем раз в полгода. Установка на ╚Лайтнинг╩ двигателей V-1710-51(55) взлетной мощностью 1350 и крейсерской 1100 л.с. на высоте 7300 м позволила не только провести модернизацию, но и создать новый истребитель P-38G. На этой машине в значительной мере удалось автоматизировать управление винтомоторной группой. Самолеты имели усиленную конструкцию центроплана и, подобно последним экземплярам серии F, могли нести на пилонах два подвесных 1136-л бака. С ними дальность полета истребителя модификации G составила 3680 км. В 1942-1943 гг. фирма ╚Локхид╩ построила 1462 P-3BG, причем 374 из них экс-английские ╚Лайтнинги╩ II. Сохранилась и общая тенденция переоборудования части выпускавшихся самолетов в фоторазведчики. 180 машин были сданы в версии F-5A, а еще 200 - в варианте F-5B.

На P-38G в 82-й истребительной группе была выполнена войсковая доработка. Под консолями смонтировали спаренные бомбодержатели для подвески четырех 113-кгбомб. Усиленная конструкция крыла позволяла успешно использовать такой вариант бомбовой нагрузки, но широкого применения он не нашел. В той же 82 FG экспериментировали с подвеской под центроплан четырех 227-кг бомб. При этом сохранялась возможность монтажа подвесных баков.

Следующим шагом в совершенствовании ╚Лайтнинга╩ стала установка на машины модификации Н еще более мощных моторов Аллисон V-1710-89(91). Их взлетная мощность достигала 1425 л.с., но на большой высоте максимальная мощность ограничивалась значением 1240. Здесь сильно сказывалась недостаточная производительность промежуточного охладителя воздуха после турбокомпрессора.

С высотой воздух должен все сильнее сжиматься, от чего он одновременно и значительно нагревается. Поэтому для устойчивой работы карбюраторов требовалось обязательное снижение его температуры до нормальной.Конструкция всех ранних вариантов машины предусматривала продувку воздуха через промежуточные охладители, в качестве которых использовались отсеки в носках консолей. При испытаниях Р-38Н выяснилось, что теплосъем таким способом уже недостаточен. Возможность увеличения размеров промежуточного охладителя была исчерпана еще на предыдущей модификации.

Максимальная взлетная масса варианта Н возросла до 9035 кг, соответственно увеличилась и нормальная взлетная - до 7380 кг. Это несколько ухудшило летные качества самолета версии Н по сравнению с вариантом G. Уменьшилась и дальность полета на 150-200 км.

Истребитель оснастили усовершенствованной 20-мм пушкой AN/M2C, смонтировали новую автоматику маслорадиатора и турбокомпрессора. На машины модификации Н и последние 200 самолетов варианта G можно было подвесить две 762-кг бомбы. Всего построили 601 Р-38Н, из них 128 затем переоборудовали в фоторазведчик F-5C.

Первой в 5-х ВВС США получила на вооружение новые самолеты ╚Лайтнинг╩ 39-я эскадрилья из 35 FG. В августе 1942 г. она базировалась в Порт-Морсби (Новая Гвинея). Другие эскадрильи группы были вооружены истребителями Белл Р-39 ╚Аэрокобра╩. В условиях тропической жары промежуточный охладитель воздуха за турбокомпрессором на Р-38 работал неважно. Только к концу года удалось устранить основные эксплуатационные проблемы, и эскадрилья приступила к боевым полетам. Впервые крупномасштабное столкновение с японскими самолетами произошло 27 декабря. Американские истребители перехватили большую группу бомбардировщиков, прикрытую знаменитыми ╚Зеро╩. По заявлениям участвовавших в бою пилотов 39 FS, они сумели сбить 15 вражеских машин без потерь со своей стороны. Весь следующий год 39-я эскадрилья воевала на Р-38, а в начале 1944 г. сменила их на Рипаблик Р-47 ╚Тандерболт╩.

Сложившаяся практика оснащения ╚Лайтнингами╩ только одной эскадрильи в группе получила продолжение. В начале 1943 г. на Р-38 была перевооружена 80 FS из состава 8-й истребительной группы, а в 49 FG истребители фирмы ╚Локхид╩ получила только 9-я эскадрилья. Вскоре ╚Лайтнингов╩ модификаций G и Н стало так много, что командование 5-х ВВС смогло начать формирование новой группы - 475-й, взяв для нее часть опытных пилотов из других истребительных подразделений.

Одним из пилотов 9 FS был знаменитый Ричард Аира Бонг. Он вступил в военно-воздушные силы в мае 1941 г., а в январе 1942 г. получил звание второго лейтенанта и квалификацию летчика-истребителя. Летал настолько смело и удачно, что сразу стал инструктором в летной школе ВВС. Но молодого парня не вполне устраивала такая работа. В одном из полетов он открутил ╚мертвую петлю╩ вокруг пролета моста ╚Золотые ворота╩ в Сан-Франциско.

В сентябре 1942 г., переучившись на ╚Лайтнинг╩, он отправляется на войну. Летая в составе 39 FS, Бонг сбил пять японских самолетов. Затем его перевели в 9 FS, где и стал знаменитостью. К ноябрю

1943 г. на его счету 28 побед. 49 FG в 5-х ВВС вообще считалась ╚кузницей асов╩. К концу войны не менее 40 летчиков из ее состава сбили пять и более самолетов противника. Но Бонг даже среди них был исключением. Его стали беречь. Некоторое время он служил офицером по воздушно-стрелковой подготовке 5-х ВВС, а в апреле 1944 г. вернулся в США, где на авиабазе Фостер Филд работал в школе воздушной стрельбы и бомбометания.

В сентябре 1944 г. майор Бонг снова на Тихом океане в распоряжении командования 5-х ВВС. Он обучал пилотов истребителей искусству воздушной стрельбы. В ходе практических показов сбил еще 12 японских машин, хотя боевые вылеты ему были категорически запрещены. Уничтожив в общей сложности 40 неприятельских самолетов, Бонг получил высшую военную награду США - Медаль Почета Конгресса. После этого его окончательно отстранили от боевой работы и вернули в Соединенные Штаты. Всего он совершил более 200 боевых вылетов, налетав свыше 500 часов.

После возвращения Бонга назначили представителем USAAF на заводе ╚Локхид╩ в Бербанке. Здесь он прошел полный курс подготовки к полетам на реактивном Р-80 ╚Шутинг Стар╩. Он погиб б августа 1945 г. в одном из полетов на серийном Р-80, не дожив до дня победы над Японией менее месяца.

Другим известнейшим американским летчиком, летавшим на ╚Лайтнинге╩, был Томас Мак-Гуайр. Он начал свою боевую карьеру в 9-й эскадрилье ╚кузницы асов╩ в марте 1943 г., а в июле его перевели в 431-ю эскадрилью 475 FG. Уничтожив 38 японских самолетов, Мак-Гуайр стал ас.ом номер два американских ВВС.

Осенью 1944 г. на конференции по обмену опытом 5-х ВВС оба замечательных пилота сформулировали свои рекомендации, как побеждать, летая на ╚Лайтнинге╩. Бонг считал, что основой борьбы с японскими истребителями являлось превосходство в скорости и высоте. Мак-Гуайр также рекомендовал наступательную тактику, заявив, что главной чертой летчика-истребителя должна быть агрессивность. Оба они пришли к знаменитой формуле ╚высота - скорость - маневр - огонь╩, оба хорошо знали сильные и слабые стороны самолетов противника. Мак-Гуайр акцентировал внимание на важности взаимодействия в бою между парами, взаимопонимания между ведущим и ведомым. Опыт асов оказался весьма полезным.

В США, как и в Советском Союзе, существовало поощрение в форме ╚упоминания в приказе╩ частей и соединений за особые заслуги. Американская ╚групповая благодарность╩ называлась DUC (Distinguished Unit Citation). Поскольку в вооруженных силах США не было принято награждать войсковые части орденами, то для американской авиагруппы DUC считался очень высокой наградой. Таким образом, число полученных группой ╚упоминаний в приказе╩ являлось определенным признанием ее заслуг в боевых действиях. 475-я истребительная группа была отмечена трижды. Получила свой DUC и 347 FG из состава 13-х ВВС на Тихом океане. Но еще до этого ее пилоты осуществили, пожалуй, наиболее известную из всех операций ╚Лайтнингов╩.







 ЛТХ:
Модификация   Р-38H
Размах крыла, м   15.85
Длина, м   11.53
Высота, м   3.91
Площадь крыла, м2   30.47
Масса, кг  
  пустого самолета   5660
  нормальная взлетная   7380
  максимальная взлетная   8240
Тип двигателя   2 ПД Allison V-1710-89/91
Мощность, л.с.   2 х 1240
Максимальная скорость , км/ч   643
Крейсерская скорость , км/ч   506
Практическая дальность, км   3200
Максимальная скороподъемность, м/мин   762
Практический потолок, м   12000
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка Hispano M1 (150 патронов) и   четыре 
  12.7-мм пулемета
Colt-Browning MG 53-2 (500 патронов)
  две 762-кг бомбы или 6х114-мм НУРС


 Доп. информация :


 Статья "Молнии" над Европой"
 РЛЭ "Lockheed P-38H,J,L-1 Lightning"
 Фотографии:

 P-38G
 P-38G
 P-38H
 P-38H
 P-38H
 P-38H "Droopsnoot"
 Приборная доска P-38G

  Варианты окраски:

 P-38G  54 FS 343 FG USAF

 



 

Список источников:

Арсенал-пресс. Александр Медведь. Локхид Р-38 "Лайтинг"
АвиаМастер. Владимир Котельников, Вячеслав Кондратьев. Дорогая "Молния"/
Крылья Родины. Сергей Колов. Блеск "Молнии" - в десять лет!
Aircraft Profile 106. Le Roy Weber. Lockheed P-38 Lightning (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Squadron/Signal. Aircraft Number 109. Larry Davis. P-38 Lightning In Action
Squadron/Signal. Bert Kinzey. P-38 Lightning in detail & scale
TBiU. Pawel Klosinski. Samolot mysliwski P-38 Lightning
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Lockheed P-38 Lightning
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Lockheed P-38 Lightning
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery.
Lockheed P-38 Lightning
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter
Jane's Fighting Aircraft of World War II


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: