Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   MC.201
       
Разработчик: Macchi
Страна: Италия
Первый полет: 1941
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Во второй половине 1930-х годов пилоты Королевских военно-воздушных сил Италии (Regia Aeronautica) отдавали свое предпочтение истребителям-бипланам, хотя опыт гражданской войны в Испании доказал, что скоростные бомбардировщики и истребители-монопланы своими превосходящими летными характеристиками просто меняют ход воздушного боя. Несмотря на это в Италии к бипланам относились серьезно, и помимо истребителей-монопланов продолжалось проектирование истребителей-бипланов. Более того, в 1939 году на вооружение был принят истребитель C.R.42 Falco - последний истребитель-биплан в мире.

Однако помимо бипланов итальянские компании в рамках перевооружения Regia Aeronautica (программа "R") вели работы и по созданию одномоторных истребителей-монопланов с убирающимися основными стойками шасси. Во время формирования облика самолетов нового для Италии типа во внимание принимались жалобы пилотов на закапотированный двигатель, создававший плохой обзор во время выруливания и выполнения взлетно-посадочных маневров. Конструкторы компаний FIAT, Macchi, Caproni-Vizzola и Reggiane в своих проектах стремились скомпоновать кабину пилота в фюзеляже таким образом, чтобы его сиденье размещалось как можно выше, и чтобы лобастый радиальный двигатель не мешал хорошему обзору вперед.

Поскольку хороший обзор пилота был в числе основных требований, то для его обеспечения шли даже несмотря на увеличение площади поперечного сечения фюзеляжа. Это привело к столь характерным для первых итальянских истребителей-монопланов "горбатым" фюзеляжам, обводы которых круто снижались к цилиндрическим капотам двигателей. Справедливости ради следует сказать, что подобное решение облегчало установку в фюзеляже перед кабиной пилота синхронизированных пулеметов.

В соответствии с требованиями программы "R" практически одновременно двумя авиастроительными компаниями были созданы два очень похожих (по форме, но не конструктивно) цельнометаллических истребителя-моноплана с убирающимися основными стойками шасси – FIAT G.50 и Macchi M.C.200.

Первый прототип истребителя Saetta (молния) - такое название получила машина компании Macchi - впервые поднялся в небо в декабре 1937, и в следующем году была заказана первая партия этих самолетов в количестве 99 штук. Как M.C. 200, так и G.50 вскоре стали самыми современными и самыми успешными истребителями Regia Aeronautica. Saetta был особо популярен в частности из-за отличной скороподъемности.

Однако если сравнивать итальянские истребители с машинами данного типа из других стран, то оснащавшиеся более мощными двигателями иностранные оппоненты (Messerschmitt Bf 109, Dewoitíne D.520, Hawker Hurricane, Supermarine Spitfire) превосходили самолеты с Аппенин. Вскоре это превосходство проявилось в воздушных боях, результаты которых были для Regia Aeronautica крайне болезненными.

Отчасти вина за данную ситуацию лежала на итальянской военной доктрине и штабах, предполагавших, что крупный европейский конфликт вспыхнет значительно позднее, чем это произошло в реальности, и что максимальной мощи Regia Aeronautica сможет достичь лишь в 1944 году, т.е. спустя четыре года после вступления Италии в войну. Также сказалось и некоторое пренебрежение к разработке мощных V-образных двигателей жидкостного охлаждения.

Как следствие уже в конце 1938 года министерство авиации организовало конкурс на новый мощный истребитель-моноплан. Главный конструктор компании Aeronautica Macchi инженер Марио Кастольди (добавление фамилии Кастольди (Castoldi) к имени компании Macchi получило обозначение его машин - M.C.) решил пойти по самому простому пути: модернизации M.C.200 без серьезных конструктивных изменений.

Основой новой машины, получившей обозначение M.C. 201, должен был стать новый радиальный двухрядный четырнадцатицилиндровый двигатель FIAT A.76 R C.40. Данный двигатель должен был развивать 1000 л.с. и в тот момент находился в стадии доводки. На модифицированном планере он должен был заменить двигатель FIAT A.74 R.C.38, устанавливавшийся на M.C. 200 и развивавший 870 л.с.. От "двухсотки" Кастольди полностью заимствовал крыло с шасси (была сохранена система нейтрализации реактивного крутящего момента винта в виде консолей крыла неравной длины), заднюю часть фюзеляжа, оборудование, фонарь кабины и вооружение в виде двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT.

Новыми в самолете были более обтекаемая средняя часть фюзеляжа и как следствие более низкое размещение кабины пилота. Характерный горб полностью не исчезал, однако становился заметно меньше, и сам фюзеляж плавно переходил в капот двигателя. Результирующий эффект уменьшения поперечного сечения (и лобового сопротивления), улучшение аэродинамики машины в сочетании с более мощным двигателем должны были обеспечить новому истребителю более высокие значения горизонтальной скорости, скороподъемности, ускорения при начале пикирования и другие преимущества.

Однако все это осталось в теории. Когда был завершен планер прототипа M.C.201 (номер военного регистра M.M.436) не хватало самого главного - двигателя A.76 R.C.40, разработка которого замедлилась, а затем совсем прекратилась. На собранный планер на заводе были установлены стандартный двигатель и капот от M.C.200.

С данной силовой установкой в августе 1940 года состоялся первый полет M.C.201. Хотя испытания показали небольшое увеличение скорости (512 км/ч по сравнению с 502 км/ч у M.C.200), другие характеристики изменились незначительно. Улучшение летных характеристик не оправдывало изменения конструкции и потому надежд на запуск в серийное производство M.C.201 не было.

Кроме того, примерно в это же время (10 августа 1940 года) в воздух поднялся прототип истребителя M.C.202, в носовой части которого был установлен приобретенный в Германии двенадцатицилиндровый инвертированный рядный V-образный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601A, развивавший 1175 л.с.. Хотя в основе планера M.C.202 лежал все тот же M.C.200, фактически это был самолет следующего поколения истребителей-монопланов.

Прототип M.C.201 некоторое время использовался в расположенном в Гуидонии испытательном центре, после чего был списан. По иронии судьбы M.C.200, на замену которым он предназначался, до самого конца войны использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков.





 ЛТХ:
Модификация   MC.201
Размах крыла, м   10.58
Длина, м   8.19
Высота, м   3.51
Площадь крыла, м2   16.80
Масса, кг  
  пустого самолета   1949
  нормальная взлетная   2385
Тип двигателя   1 ПД Fiat A.74 RC38 (Fiat A-76 RC.40)
Мощность, л.с.   1 х 870 (1000)
Максимальная скорость , км/ч   535 (550)
Крейсерская скорость , км/ч   460
Практическая дальность, км   570
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8740
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT c 370 патронами на ствол


 Доп. информация :


  Чертеж "Macchi MC.201"
  Фотографии:

 MC.201

  Схемы:

 MC.201

  Варианты окраски:

 MC.201

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный истребитель Macchi M.C.201
Samoloty Wojskowe Swiata 1935-1945. Macchi MC-201
G. Cattaneo. AerMacci C.200
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Macchi M.C.201
Jonathan W. Thompson. Italian Civil and Military Aircraft
Ali d'Italia 8. Gianni Cattaneo. AerMacchi C.200
Aviolibri 5. Maurizio Di Terlizzi. Macchi MC 200 Saetta
Squadron/Signal 6022. Nico Sgarlato. Italian Aircarft of World War II
Le Fana de l'Aviation 1977-10. Nico Sgarlato. Macchi C.202 "Folgore"
Lotnictwo 2016-06. Leszek A. Wieliczko. Nieznane mysliwce Regia Aeronautica
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters
Jane's Fighting Aircraft of World War II
L+K 1971-03. Vaclav Nemecek. Macchi M.C.201
L+K 2001-12. Miroslav Balous. Macchi М.С.201


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: