главная авиация второй мировой истребители
   ЛаГГ-3 (1 серии)
       
Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1940
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Правительство 10 октября 1940 г. приняло решение запустить под обозначением ЛаГГ-3 истребитель И-301 в массовое производство на нескольких заводах (No. 21 в Горьком, No. 31 в Таганроге, No. 23 в Ленинграде и No. 153 в Новосибирске, приказ НКАП о запуске в серию улучшенного И-301 с увеличенным запасом топлива на заводе No. 21 вышел 23 ноября 1940 г.). Головным был определен завод в Горьком, куда предстояло переехать большей части сотрудников КБ во главе с Лавочкиным, в Таганрог направлялся Горбунов; Гудков оставался в Химках в должности главного конструктора ОКБ. Триумвират распался.

Планом на 1941 г. предписывалось изготовить 2960 истребителей ЛаГГ-3. До 22 июня удалось выпустить 322 самолета, темп выпуска отставал от запланированного, контрольная цифра плана на 1 июля 1941 г. - 805 ЛаГГов. Сказывалась недоведенность конструкции из-за крайней спешки с запуском самолета в серию. Кроме того, у Лавочкина возникли проблемы с Горьковским заводом. Из 100 человек недавно образованного КБ из Химок в Горький согласилось переехать не более тридцати, остальные работники, причем далеко не самые худшие, остались с Гудковым.

Лавочкина на Волге приняли далеко не с распростертыми объятиями - завод давно и успешно выпускал И-16 и не горел желанием осваивать совершенно новую конструкцию, тем более, что в Горьком М.М.Пашинин спроектировал истребитель на 60% унифицированный с И-16. Его-то и хотели делать заводчане. Но все же, в январе 1941 г. главный конвейер сборки ЛаГГ-3 уже занимал половину сборочного цеха завода No. 21, на второй половине все еще шел выпуск И-16 тип 29. Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в воздух с заводского аэродрома 23 января 1941 г., однако военной приемкой он был принят только 24 февраля.

С началом серийного производства появились проблемы качества - штучное производство всегда "ювелирное" массового. Из частей, куда отправляли новые истребители стали приходить рекламации - самолеты недодавали скорости (окраска самолета, а не полировка "рояля"), подламывались стойки шасси (дополнительные два топливных бака), происходили отказы вооружения и механизмов уборки-выпуска шасси. В результате проведения доработок по результатам испытаний опытных машин и установки по требованиям заказчика дополнительного оборудования, масса серийных ЛаГГов выросла на 70 кг, максимальная скорость полета упала до 550-555 км/ч, снизилась дальность полета. При эксплуатации на полевых аэродромах выявились некоторые серьезные недостатки машины: отсос потоком посадочных щитков, очень ограниченный обзор в задней полусфере, тенденция к срыву в штопор на малых скоростях.

Вооружение самолетов первых трех серий состояло из пяти пулеметов - одного БК (вместо пушки), двух БС и двух ШКАС. Интриги и технические трудности, связанные с разработкой пушки МП-6, привели к аресту Л.Г.Таубина и прекращению работ по новой авиационной скорострельной пушке. Контрольные испытания (КИ) ЛаГГ-3 первой серии закончились в НИИ ВВС 20 июня 1941 г., фактически это были государственные испытания, поскольку первый раз госиспытания И-301 не прошел. В ходе КИ удалось выявить массу конструктивно-производственных и эксплуатационных дефектов, устранять которые пришлось уже во время войны. На ЛаГГ-3 первых серий устанавливали радиопередатчик РСИ-3 Орел.

ЛаГГ-3 по весовой отдаче и компактности конструкции значительно уступал Як-первому. Конструкция ЛаГГ-3 при том же двигателе и почти аналогичном вооружении была на 300 кг тяжелее. Это в первую очередь объясняется деревянной конструкцией фюзеляжа по сравнению с ферменной у Як-1. Есть весовая разница и в крыльях: у "ЛаГГа" узлы крепления консолей оказались тяжелее по сравнению с "Яком", не имевшего разъемов. Но зато живучесть "ЛаГГа", и тем более его преемника "лавочкина", была невероятной.

Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на Кавказе. В этом полку начал свою карьеру военного летчика маршал авиации Н.М.Скоморохов, войну он закончил майором, сбил 46 самолетов лично, восемь - в группе. Три звена ЛаГГов 160-го полка обеспечивали перелет в осажденный Ленинград Г.К.Жукова. На другом фланге огромного фронта ЛаГГ-3 1 -и серии имелись на вооружении 44-го ИАП Ленинградского фронта, 7 марта 1942 г. преобразованного в 11-й гвардейский. В августе 1941 г. на ЛаГГ-3 летчики 17-го ИАП прикрывали днепровские переправы в районе Кременчуга. Полк сменил "ишаки" на ЛаГГи в конце июля в Ростове-на-Дону. В июле ЛаГГи получил также 170-й ИАП. Осенью 1941 г. с И-16 наЛаГГ-3 был перевооружен 69-й ИАП, в котором служил один из самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны - А.В.Алелюхин (40 побед, одержанных лично и 17 -в группе).




 ЛТХ:
Модификация   ЛаГГ-3 1 серия
Размах крыла, м   9.80
Длина, м   8.81
Высота, м   4.40
Площадь крыла, м2   17.62
Масса, кг  
  пустого   2680
  взлетная   3346
Тип двигателя   1 ПД Климов М-105П
Мощность, л.с.   1 х 1050
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   498
  на высоте   575
Практическая дальность, км   1100
Максимальная скороподъемность, м/мин   735
Практический потолок, м   9500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один 12.7-мм пулемета БК, два 12.7-мм пулемета БС и
 два 7.62-мм ШКАС


 Доп. информация :


 Чертеж "Лавочкин,Гудков,Горбунов ЛаГГ-3 (1)"
 Чертеж "Лавочкин,Горбунов,Гудков ЛаГГ-3 (2)"
 Чертеж "Лавочкин,Горбунов,Гудков ЛаГГ-3 (3)"
 РЛЭ "Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (html)"
 РЛЭ "Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (gif)"
 Статья "Боевое применение ЛаГГ-3"
  Фотографии:

 ЛаГГ-3 1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии в цеху завода No.31
 ЛаГГ-3  1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии
 ЛаГГ-3 1-ой серии на испытаниях

  Схемы:

 ЛаГГ-3 1-ой серии
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 ЛаГГ-3  1-ой серии  44 иап         (c) Massimo Tessitori
 ЛаГГ-3  1-ой серии  3 гвиап        (c) Massimo Tessitori
 ЛаГГ-3  1-ой серии  145 гвиап 

 



 

Список источников:

История самолета. ЛаГГ-3
Алексеенко В., Никольский М. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне
Николай Якубович. Все самолеты Лавочкина
Эксмо. Николай Якубович. Истребители Лавочкина - Сломавшие хребет Люфтваффе
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
LaGG Fighters In action. Aircraft Number 163
Wydawnictwo Militaria. V.Kotelnikov, M.Orlov, N.Yakubovich. LaGG-3
NTW. Marek Rys. Lawoczkin LAGG-3
Squadron/Signal. Hans-Heiri Stapfer. LaGG Fighters in Action


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100