Уголок неба ¦ Nakajima Ki-201 Karyu

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Ki-201 Karyu
       
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет:
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Осенью 1943 года представителям посольства Японии в Берлине предложили ознакомиться с секретными немецкими реактивными самолетами. Презентация произвела на японцев большое впечатление и они приступили к переговорам о покупке лицензии. Однако согласие на ее приобретение было получено только в марте 1944 года после визита японской делегации к Адольфу Гитлеру. Рейхсмаршал Геринг распорядился предоставить союзникам комплект конструкторской и технологической документации на планеры и двигатели самолетов Мессершмитт Ме-262А-1а и Ме-163В-1а. Кроме того, в соответствии с заключенным соглашением в Японию в сопровождении группы немецких специалистов должны были отправить по одному готовому самолету и по два комплекта запасных частей. Доставить к месту назначения, правда удалось далеко не все. Одна из двух подводный лодок, на которых предполагалось доставить в Японию самолеты и документацию даже не добралась до немецких портов, потопленная американской авиацией у западного побережья Африки, вторая, с образцами реактивных двигателей пала жертвой американской субмарины в районе Филиппин. Правда, незадолго до этого, в Сингапуре, небольшую часть документации перегрузили в самолет. В результате, на базе этой неполной информации на фирме Nakajima, удалось создать морской истребитель-бомбардировщик "Kitsuka" (более известное и распространенное, но фонетически неправильное послевоенное название "Kikka").

В результате развития проекта Nakajima "Kitsuka" для IJN, первого в Японии реактивного самолета, фирма стала лидером в этой сфере авиации. Стремясь расширить свое присутствие в этой области, Nakajima взяла на себя обязательства разработать более совершенный проект, чем "Kitsuka", на этот раз для армейской авиации. Для выполнения этой задачи необходимо было извлечь максимум из того минимума информации, полученной из Германии по Мессершмитту Ме-262.

Параллельно с продвижением проекта реактивного истребителя-бомбардировщика "Kitsuka", находящегося в стадии разработки для флота, руководство Nakajima сумело убедить IJAF в параллельной разработке японской версии Ме-262 для армии под названием Кi-201 "Karyũ" ("Огненный Дракон"). Первоначально, консервативное армейское руководство IJAF не было заинтересовано в развитии своего собственного реактивного самолета. По другим данным IJAF, напротив, искала возможность обзавестись собственным реактивным истребителем, но попытка адаптации для армии флотского "Kitsuka" не удовлетворяла армейское руководство, ввиду того, что проект "Kitsuka" имел больше ударную направленность, армия же хотела иметь прежде всего истребитель. Поэтому, как бы нелогичным на наш, современный взгляд это ни казалось, одна и та же фирма, - Nakajima, на базе одного и того же прототипа, – Ме-262, параллельно разрабатывала две независимые конструкции для двух разных служб, – армии и флота. Причем, учитавая то, что на фирме Nakajima флотскими и армейскими проектами занимались параллельно два конструкторских коллектива, конкурирующих между собой, нет ничего удивительного, что проекты "Kitsuka" и "Karyũ" разрабатывались разными конструкторами!..

IJAF, в отличие от IJN, хотели получить точную копию Ме-262. Но, как уже отмечалось выше, большая часть информации по Ме-262 безвозвратно погибла, кроме того, технологические возможности Японии были существенно слабее немецких, и тем не менее, Nakajima постаралась удовлетворить требования армии. Работы по Кi-201 начались 12 января 1945 с созданием команды конструкторов во главе с инженером Iwao Shibuya. В отличие от "Kitsuka", с самого начала Shibuya разрабатывал "Karyũ" как истребитель.

Кроме того, Shibuya понимал, что аэродинамическая схема Ме-262 была испытана и отработана немцами и, чтоб сэкономить время на макетировании и испытаниях, постарался повторить ее в "Karyũ". Это дало уже положительный эффект при разработке ракетного истребителя Mitsubishi J8M "Syũsui", близнеца немецкого Ме-163.

По указанию руководства фирмы Shibuya получил доступ к информации по Ме-262, которой пользовалась группа разработчиков “Kitsuka”. Она состояла из эскизов и неполного комплекта чертежей Me 262A-I. В то время как "Kitsuka" имел лишь внешнее сходство с Ме-262, Shibuya стремился, чтобы его проект как можно больше соответствовал Ме-262. Shibuya и его команда, практически не имели контакта с разработчиками "Kitsuka" по причине конкуренции между КБ, обслуживающими армию и флот, не смотря на то, что работали в одной фирме.

Первый проект "Karyũ" практически сравнялась размерами с Ме-262. Однако он имел прямое крыло, в отличие от стреловидного у немецкого самолета. Однако, впоследствии, Shibuya вернулся к немецкому стреловидному крылу, лишь слегка уменьшив угол стреловидности, кроме того, "Karyũ" получался болше и тяжелее немецкого прототипа.

Первоначальные проектные работы, в том числе продувка макета в аэродинамической трубе, были завершены в июне 1945 года. Причина того, что Ki-201 оказался больше и тяжелее Ме-262 крылась в технологических особенностях адаптации немецкого дизайна японским реалиям. Например, японцы не имели возможности получить тонкий стальной лист, используемый для изготовления носовой части Ме-262. В результате, японские инженеры были вынуждены применить толстый дюралюминий для изготовления носа "Karyũ" .

Кроме того, в "Karyũ" были включены ряд упрощений, учитывающих то, что количество квалифицированного персонала на японских фабриках значительно снизилось, равно как и доступность стратегических материалов. Ряд документов свидетельствует о повышенном интересе со стороны японцев в получении технологии немецкого способа изготовления фанеры (и, вероятно, в этой связи, клеев), которую немцы использовали в своей авиационной промышленности, ввиду того, что в 1945 году в Японии наступил настоящий кризис в металлургии, зато с древесиной проблем небыло.

Первоначально в качестве силовой установки "Karyũ" предполагались осевых турбореактивных двигателя Ne 230 , развивавших по 885 кг тяги каждый. С ними по расчетам "Karyũ" был бы способен достичь скорости 812 км/ч . Позднее их планировалось заменить на перспективные Ne 130, находящиеся в разработке, которые по проекту должны были выдавать по 908 кг. С ними "Karyũ" мог бы достичь 852 км/ч, т.е., практически сравняться по скорости с Ме-262.

Вооруженить "Karyũ" планировалось парой 30-мм пушек Ho-155-II и таким же количеством 20-мм Ho-5 . Рассчитывая на заказ со стороны IJN, Кi-201 мог быть легко перевооружен двумя морскими 30-мм пушками Тип 5 и двумя 20-мм Тип 99. Для использования в качестве перехватчика "Karyũ" изначально планировали оснастить радаром Та-Ki 15. Иcпользуя также данные с наземной РЛС Ta-Chi 13, Ki-201 "Karyũ" мог бы стать идеальным ночным перехватчиком. В дополнение к пушечному вооружению, самолет был рассчитан и на подъем дополнительной нагрузки из 500- или 800-кг бомбы.

В ходе реализации программы Mitsubishi J8M "Syũsui" для флота, которая обеспечивала бы и армейскую авиацию ракетным перехватчиком Кi-200 , а в последствии, и его более совершенным вариантом Кi-202 “Syūsui-Kai”, интерес IJAF к Кi-201 пошел на убыль.

Первый прототип "Karyũ" должен был быть завершен и готов к испытаниям в декабре 1945 года, и, кроме того, еще 18 экземпляров Ki-201 должны были быть построены к марту 1946 года. Несмотря на всяческие задержки, начались работы по постройке прототипа на заводе Nakajima в Митака на западной окраине Токио. Серийное производство Ki-201 должно было быть организовано в Научно-исследовательском производственном объединении Kurosawajiri № 21 расположенном рядом с городом Китаками, в префектуре Иватэ, о. Хонсю. Фюзеляж для "Karyũ" был почти завершен, когда Япония капитулировала 15 августа 1945 года.

(c) Евгений Аранов





 ЛТХ:
Модификация   Ki-201
Размах крыла, м   13.68
Длина, м   11.48
Высота, м   3.96
Площадь крыла, м2   25.00
Масса, кг  
  пустого самолета   3703
  нормальная взлетная   5760
Тип двигателя   2 ПРД Ne-230 или Ne-130
Тяга, кгс.   2 х 730 или 2 х 750
Максимальная скорость , км/ч   851
Крейсерская скорость , км/ч   760
Практическая дальность, км   978
Максимальная скороподъемность, м/мин   770
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки Ho-155-II  и две 20-мм пушки Ho-5,
  одна 500-кг или 800-кг бомба


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ki.201

  Схемы:

 Ki.201

  Варианты окраски:

 Ki.201    (c) zamex, damian
 Ki.201    (c) zamex, damian

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Экспериментальные японские самолеты Второй Мировой
Edwin M. Dyer. Japanese secret projects. Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939 - 1945
Illustrated Warplane History. The Xplanes of Imperial Japanese Army and Navy
Hikoki: 1946. Imperial Japanese Army and Navy


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: