Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Havoc
       
Разработчик: Douglas
Страна: Великобритания, США
Первый полет: 1941
Тип: Тяжелый ночной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Прибывшие в Англию DB-7 французского заказа с моторами R-1830-S3C4-G, названные "Бостон" II, использовать как бомбардировщики тоже не захотели. Сочли, что бомбовая нагрузка и дальность полета маловаты, чтобы с баз в Южной Англии бомбить Германию. Однако этим самолетам нашли другое применение. Их решили переделать в тяжелые ночные истребители.

Имевшиеся тогда у англичан бортовые РЛС были довольно тяжелыми и громоздкими. Кроме того, они были непросты в эксплуатации, для работы с ними обязательно требовался второй член экипажа. Поэтому все одноместные истребители отметались и ставили это оборудование в основном на двухмоторные машины с экипажем из двух или более человек. Однако самолет должен был быть достаточно быстроходным и маневренным, чтобы перехватить вражеский бомбардировщик и вести с ним бой. "Бостон" этим условиям удовлетворял.

Для отличия от бомбардировщиков ночные истребители получили собственное обозначение - "Havoc" (Хэвок", альтернативно предлагались "Мунфайтер" и "Рейнджер"). Первый его вариант именовался "Хэвок" I. Нос фюзеляжа с кабиной штурмана отрезали и заменяли неостекленным отсеком с восемью 7,69-мм пулеметами "Браунинг" и радиолокатором. Антенны РЛС AI Mk.IV (на некоторых машинах смонтировали более совершенные AI Mk.V) стояли на кончике носа (стреловидная передающая), на бортах под кабиной и на крыльях (Т-образные приемные). Оборонительного вооружения такие "Хэвоки" не имели. Членов экипажа было двое - пилот и оператор РЛС. Бомб эти самолеты не несли.

Существовал и другой вариант "Хэвока" I, так называемый "интрадер". Это было официальным названием - "Хэвок" I (Интрадер). Сначала, правда, он именовался "Хэвок" IV. Если назначение первой модификации было чисто оборонительным, то "интрадеры" выполняли наступательные функции - по ночам терроризировали аэродромы немцев у Ла-Манша, атакуя вражеские самолеты и в небе, и на земле. В этом случае переделки базового самолета были минимальны. Остекление носа сохранялось, так же как и место штурмана и бомбовое вооружение (под максимальную нагрузку 1100 кг). Четыре пулемета "Браунинг" монтировались в носу и один (по некоторым источникам - два) "Виккерс К" в кабине стрелка-радиста. На выхлопные патрубки моторов надевали пламегасители. По своей тактике "интрадеры" были сходны с действовавшими у нас в Авиации дальнего действия ночными охотниками-блокировщиками. Задача ставилась та же: парализовать аэродромы противника.

Блокировщик появлялся над летным полем, обстреливал взлетающие и садящиеся самолеты, стоянки, ангары и аэродромную технику; время от времени он сбрасывал бомбы, обычно осколочные небольшого калибра.

Еще одним вариантом "Хэвока" являлся "Турбинлайт" - летающий прожектор. Идею подал уинг-коммандер У. Хельмор. На этом самолете в носовую часть фюзеляжа поместили мощный импульсный прожектор, дававший вспышку в 2700 миллионов свечей. Прожектор и блок питания для него изготовило английское отделение "Дженерал электрик". Интересно, что стекло, через которое он светил, сделали плоским, без какого-либо аэродинамического обтекателя. Но даже это не смогло повредить пилотажным качествам машины. Аккумуляторы прожекторной станции заняли весь бомбоотсек. Поиск цели производился с помощью бортового радиолокатора. Две стреловидные передающие антенны стояли по бокам окна прожектора, а приемные - как у первого варианта "Хэвока", на бортах фюзеляжа и крыле. Оператор РЛС сидел в задней кабине.

"Турбинлайт" вооружения не нес и всегда работал совместно с истребителем. Найдя цель с помощью радиолокатора, он приближался к вражескому самолету (на дистанцию 250 м или меньше) и освещал его, показывая напарнику. Истребитель должен был обстрелять врага и постараться сбить.

Существовал и еще один вариант "Хэвока", который часто называют "Пандора". Помни те легенду о ящике Пандоры, из которого лезла всякая жуть? Из бомбоотсека "Пандоры" сыпались авиационные мины заграждения. Официально они назывались LAM (Long Aerial Mine, то есть "длинная воздушная мина"). Мина и вправду была длинная: ее основной частью являлись 610 м рояльной проволоки. "Пандора" работала как воздушный заградитель, выставляя на пути соединения вражеских бомбардировщиков своеобразный забор. Мины медленно спускались на парашютах. Под парашютом располагался боевой заряд, затем шла проволока, на которой в самом низу висел контейнер с еще одним парашютом. Если на мину наталкивался самолет, то от удара о проволоку срабатывал замок, и верхний парашют отрывался. Зато раскрывался парашют внизу. Самолет тащил проволоку за собой; нижний парашют постепенно вытягивал ее вниз, пока заряд не ударялся о крыло и не происходил взрыв.

Эту систему начали разрабатывать еще до войны для борьбы с соединениями бомбардировщиков, идущих в плотном строю. Мины позволили бы дезорганизовать строй и нарушить огневое взаимодействие самолетов, после чего за дело должны были приняться истребители.

Мина LAM упаковывалась в цилиндрический контейнер, весивший меньше 7 кг. Контейнеры размещались в кассетах в бомбоот-секе заградителя. При сбросе тонкий фал выдергивал верхний парашют и ставил взрыватель заряда на боевой взвод.

В Советском Союзе тоже опробовали подобные устройства, предложенные B.C. Вахмистровым. Правда, у нас парашюты были не шелковые, а хлопчатобумажные, а вместо рояльной проволоки использовалась бечевка.

"Пандору" сначала монтировали на транспортных самолетах "Хэрроу". Грузоподъемность у них была подходящая, но транспортник был слишком тихоходен и имел недостаточную скороподъемность. Это уменьшало мобильность - группа заградителей могла не успеть прибыть в заданный район. У "Хэвока" бомбовая нагрузка была поменьше, зато со скоростью все в порядке, да и в потолке он тоже выигрывал и был способен выставить заграждение с больших высот. На самолеты установили пламегасители и кассеты для мин. Сначала доработанные таким образом бомбардировщики именовались "Хэвок" III, затем "Хэвок" I (Пандора) и, наконец, "Хэвок" I (LAM).

Зимой 1940-41 годов мастерские в городке Бартонвуд приступили к переделке поступавших из США DB-7 в "Хэвоки" разных вариантов. Через несколько месяцев через мастерские прошла уже примерно сотня машин. Всего в "Хэвок" I первых двух типов (ночной истребитель и блокировщик) переделали 181 бомбардировщик, в том числе несколько "Бостонов" I. "Турбинлайтов" сделали гораздо меньше - 31 машину. Еще меньше появилось "Пандор" - всего два десятка.

Первые "Хэвоки" I в комплектации ночного истребителя (у них в скобках так и писали "найт файтер" - "ночной истребитель") получила 7 апреля 1941 г. 85-я эскадрилья. За ней эти машины получили также 25-я и 600-я эскадрильи. К этому времени массированные налеты немецкой авиации на города Англии уже прекратились. Про какие-то существенные успехи "Хэвоков" ничего не известно. Часть этих самолетов далее переделали в "Турбинлайты".

"Интрадеры" действовали более активно. С начала 1941 г. на них летала 23-я эскадрилья, а затем еще 605-я. Их основными целями являлись аэродромы по ту сторону Ла-Манша. Работали "охотники" в одиночку. Обычно такой самолет пристраивался к группе вражеских бомбардировщиков, возвращающихся с задания. Они вели его к своему аэродрому. После включения посадочных огней начиналось представление со стрельбой и взрывами. Бывало и так, что "интрадер" изображал отставший от группы самолет, выпускал над вражеским аэродромом наобум сигнальные ракеты и включал навигационные огни. Если уловка удавалась, ему указывали взлетную полосу и даже иногда подсвечивали ее прожектором. Далее - как и в предыдущей ситуации.

Самым эффективным был заход на бомбометание в момент посадки вражеских самолетов. При этом не только удавалось уничтожить сколько-то самолетов на земле, но и вызвать панику у зенитчиков, которые начинали палить по всем машинам, находящимся в воздухе, в том числе и своим. Бывали даже случаи, когда после нескольких таких рейдов подряд немцы открывали огонь по собственным самолетам, подозревая в них английских блокировщиков.

Первый отряд "Турбинлайтов", именовавшийся Частью подсветки воздушных целей, а затем 1422-м отрядом, сформировали в Хестоне в мае 1941 г. Он занимался выработкой тактики боевого применения "летающих прожекторов". "Турбинлайт" летал вместе с одним или двумя "Харрикейнами".

К декабрю того же года появились еще девять (по другим данным - десять) подобных отрядов. Фактически это были звенья - по три машины в каждом. Но реальность боевой практики разошлась с теоретическими выкладками. Истребители зачастую не могли найти в ночном небе сам "Турбинлайт", им не помогала даже помощь офицеров наведения с земли, ибо на "Харрикейне" не имелось никаких навигационных средств посерьезнее, чем обычный магнитный компас. А искать "Турбинлайт" приходилось постоянно, поскольку он принадлежал другой части и стартовал с другого аэродрома. Даже белые полосы вдоль задней кромки крыльев, ярко выделяющиеся на черном фоне, не помогали.

В сентябре 1942 г. ситуацию попробовали изменить, объединив "прожектора" и истребители. Из прежних отрядов сделали эскадрильи: в каждой - отряд "Турбинлайтов" и отряд "Харрикейнов". Но к этому времени Королевские ВВС начали получать новые двухмоторные ночные истребители "Бо-файтер" и "Москито", которые могли сами и искать, и стрелять. В январе 1943 г. "прожекторные" эскадрильи распустили.

"Пандоры" начали заменять неуклюжие "Хэрроу" в 93-й эскадрилье в марте 1941 г. До конца июля они совершили 112 вылетов, в 59 случаях они пытались по данным наземных РЛС перехватить группы вражеских бомбардировщиков. Но только в 16 из них действительно выставлялись заграждения. Мины сбрасывали с интервалом около 50 м. Но только один немецкий самолет подорвался на воздушных минах; уничтожение еще трех машин относят к категории "вероятных" - отметки просто исчезли с экрана радиолокатора. Единственная достоверная победа была одержана сержантом Рэем 1 мая 1941 г. В октябре того же года боевые вылеты прекратили, а месяц спустя эскадрилью расформировали. Ее самолеты переделали в обычные "Хэвоки".

В дело пошли и бывшие французские DB-7А. Их переделывали в ночные истребители "Хэвок" II. На них устанавливали новую носовую часть, изготовленную фирмой "Мартин-Бейкер", более длинную и заостренную и вмещавшую уже 12 пулеметов все того же калибра 7,69 мм. Это дало значительный прирост секундного залпа. Чтобы разместить боезапас для всех пулеметов, спроектировали патронные ящики оригинальной конструкции. Всего в Бартонвуде изготовили около 80 таких машин, часть из которых позже переделали в "Турбинлайты". На одном самолете смонтировали полноразмерный макет турели "Боултон-Пол" с четырьмя пулеметами. Возможно, таким образом хотели получить ночной "турельный истребитель", который мог бы вести огонь по вражеским самолетам, летя с ними параллельным курсом. Но этим все и ограничилось, видимо, эксперимент оказался неудачным.

"Хэвоки" не снискали больших лавров в ПВО. Когда Королевские ВВС в середине 1943 г. получили достаточное количество ночных истребителей "Бофайтер" и "Москито", их отправили в учебные части или стали использовать как связные машины или буксировщики мишеней. Часть их передали американским частям в Англии. Например, 386-я бомбардировочная группа в Бокстеде стала обладательницей двух бывших "Турбинлайтов".





 ЛТХ:
Модификация   Havok Mk.I
Размах крыла, м   18.67
Длина, м   14.32
Высота, м   4.83
Площадь крыла, м2   43.17
Масса, кг  
  пустого самолета   5171
  максимальная взлетная   8637
Тип двигателя   2 ПД Wright R-1830-S3C-4G
Мощность, л.с.   2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч   475
Крейсерская скорость , км/ч   425
Практическая дальность, км   1603
Скороподъемность, м/мин   457
Практический потолок, м   7864
Экипаж, чел   2
Вооружение:   восемь передних 7.62-мм пулемета Browning


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Havoc Mk.I
 Havok Mk.I
 Havok Mk.I
 Havok Mk.I
 Havok Mk.I
 Havok Mk.I
 Havoc Mk.I Turbinlite
 Havoc Mk.I Turbinlite
 Havoc Mk.I Turbinlite
 Havoc Mk.I Turbinlite
 Havok Mk.II
 Havok Mk.II
 Havok Mk.II
 Havok Mk.II
 Havok Mk.II с РЛС AI Mk.IV

  Схемы:

 Варианты Havoc

 Варианты окраски:

 Havoc Mk.I  23 Sq. RAF (c) Richard J. Caruana
 Havoc Mk.I Intruder 23 Sq. RAF (c) Richard J. Caruana
 Havoc Mk.II  85 Sq. RAF (c) Richard J. Caruana
 Havoc Mk.I Turbinlite  1452 ATIU RAF (c) Richard J. Caruana

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Краснозвездные "американцы" Сталина. A-20 "Бостон"
Squadron/Signal. Jim Mesco. A-20 Havoc in Action
Le Fana de l'Aviation. Michel Benichou. La tragedie des DB-7
Crowood. Scott Thompson. Douglas Havoc and Boston
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Douglas A-20B Havoc
Monografie Lotnicze. Seweryn Fliescher, Marek Rys, Douglas A-20 Havoc/Boston
Warpaint. Richard J. Caruana. Douglas A-20 Boston/Havoc
E.R.Johnson. American Attack Aircraft Since 1926


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: