Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   HA-1109/1112 Buchon
       
Разработчик: Hispano
Страна: Испания
Первый полет: 1945
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


╚Мессершмитт╩ Bf.109, наряду с немецким пикирующим бомбардировщиком ╚Юнкере╩ Ju-87, английским истребителем ╚Спитфайр╩ и советским штурмовиком Ил-2 стал своего рода символом авиации Второй Мировой войны. Но впервые ╚мессер╩ вступил в бой задолго до 1 сентября 1939 г., в Испании.

Гражданскую войну, полыхавшую на Пиренейском полуострове, германское командование использовало как полигон для обкатки военных доктрин, личного состава, вооружений. Легион ╚Кондор╩, прибывший в 1936-м на подмогу войскам Франко, располагал новейшими типами бронетанковой и авиационной техники, в том числе - истребителями Bf. 109. Но дебют ╚Мессершмитта╩ в испанском небе оказался не вполне удачным - модификация ╚В╩ во многом уступала советским истребителям И-15 и И-16.

Авиаконструктор Вилли Мессершмитт успешно излечил ╚детские болезни╩ и развил положительные задатки своего детища, в результате Bf.109 стал самым массовым истребителем ВВС нацистской Германии и ее сателлитов. ╚Сто девятые╩ провоевали всю Вторую Мировую, участвовали в ближневосточном конфликте 1948-49 гг.. Но завершилась карьера ╚Мессершмитта╩ там же, где и начиналась - в Испании.

В 1943 г. в городе Севилья при содействии испанского министерства авиации открылась фирма ╚Испано-Авиасьон╩. Новое предприятие организовали на базе филиала знаменитой ╚Испано-Сюизы╩. По наследству перешла и эмблема автомобильной легенды - ╚летящий аист╩. У нее, кстати, тоже было авиационное прошлое: в Первую Мировую войну французские летчики-истребители из эскадрильи ╚Аисты╩ рисовали эту элегантную птицу на бортах своих ╚Спадов╩, оснащенных моторами ╚Испано╩.

К началу 1940-х гг. испанским ВВС, все еще летавшим на старой изношенной технике, оставшейся от гражданской войны, требовалось срочное перевооружение. Уже во всю шла Вторая Мировая: и Испания, несмотря на заявленный нейтралитет, рисковала оказаться втянутой в боевые действия.

Потребность в современных истребителях оценивалась не менее чем в 200 машин. Первым изделием фирмы ╚Испано-Авиасьон╩ мог стать самолет HS-50, создававшийся под руководством известного французского конструктора Эмиля Девуатина (развитие известного истребителя ╚Девуатин╩ D-520). Однако предпочтение отдали лицензионному Bf.109G из-за возможности быстрого освоения в частях, продолжавших эксплуатировать ╚Мессершмитты╩ серии Е. Вероятно, сказались и достаточно тесные связи тогдашнего испанского руководства с гитлеровской Германией

Между тем, с самого начала работ на заводе в Севилье пошли неприятности. Документация на Bf.109, переданная немецкой стороной, оказалась неполной. В комплектах узлов и деталей, предназначенных для сборки первых 25 ╚мессеров╩ модификации G-2, отсутствовали моторы, винты и оперение - все погибло под бомбами англо-американской авиации, не доехав до Пиренеев.

Продолжение поставок из Рейха становилось все более проблематичным. Испанские специалисты провели комплекс расчетов и исследований для восполнения документации, наладили производство недостающего оборудования и сборку самолетов. Постепенно созревало решение строить свою, оригинальную версию ╚Мессершмитта╩. Проект возглавили инженеры Моне и Кинделан.

В 1944-м стало ясно, что моторы ╚Даймлер-Бенц╩ не прибудут никогда. Появилась идея приспособить единственный тип двигателя испанского производства, подходящий для Bf.109, ╚Испано-Сюиза╩122-89. Для начала продукцию из Барселоны опробовали на Bf.109 Е-1, предоставленном ВВС. Мотор, оснащенный приводным центробежным нагнетателем, развивал мощность 1300 л.с. и вращал трехлопастный винт с частотой 2600 об/мин. Результаты испытаний признали удовлетворительными и 25 планеров истребителей Bf.109 G-2 наконец обретали силовые установки. На фирме новую модификацию ╚сто девятого╩ обозначили HA-1109-J1L (J1 -испанская модель первая, L - выпуск по лицензии), в войсках - C.4J.

Прототип совершил первый полет 2 марта 1945 г. Самолет временно снабдили американским винтом ╚Гамильтон-Стандарт╩, в ожидании швейцарских ╚Эшер-Вайс╩ V-71, запущенных в серию в Испании. Конечно, введение в конструкцию истребителя нового двигателя потребовало переделки моторной рамы, капота, топливной и маслосистем. Оперение также пришлось модифицировать, ведь мотор ╚Испано╩ вращал винт в противоположную, нежели ╚Даймлер╩, сторону.

В январе 1946 г. опытный C.4J с винтом ╚Эшер╩ прибыл своим ходом в INTA, (летно-исследовательский институт) для сертификационных испытаний. Серию HA-1109-J1L сдали заказчику в начале 1947-го, но моторы так и не удалось ╚дотянуть╩ до требований военных. Сначала были приостановлены полеты, потом истребители исключили из состава ВВС.

Все 25 невооруженных C.4J решили считать ╚экспериментальными╩.

Неудача заставила начать поиски другой силовой установки, английской или французской. В конце 1948 г. совместно со штаб-квартирой фирмы ╚Испано-Сюиза╩ в Париже и научными институтами Франции и Испании начались работы по форсированному двигателю из серии HS-12Z. В Великобритании была приобретена лицензия на трехлопастный металлический винт ╚Де-Хэвилленд╩ PD-63-335-1 для выпуска на испанском предприятии ENHASA.

Новую модель HA-1109-K1L, сохранившую войсковое обозначение C.4J, закончили в марте 1950-го. Прототип с винтом ╚Де-Хэвилленд╩ совершил свой первый полет в мае 1951 г., второй опытный экземпляр истребителя оснастили винтом фирмы ╚Шовье╩. Двигатель - HS-12Z-17 производства национального моторостроительного объединения ENMASA. Это был классический V-об-разный мотор жидкостного охлаждения, снабженный системой непосредственного впрыска топлива и редуктором. Его вес - 640 кг, объем цилинров -36 000 куб.см, мощность на взлете -1300 л.с. Новая силовая установка повлияла на внешний вид самолета - изменилась форма воздухозаборников.

Из множества вариантов вооружения выбрали самый легкий: два итальянских пулемета ╚Бреда╩ калибра 7,7 мм, размещенных в крыле, а дополнительно - 8-см неуправляемые авиационные ракеты ╚Эрликон╩ под крылом. От пулеметов в передней части фюзеляжа, как у исходного ╚мессершмитта╩, пришлось отказаться. Но и минимальная боевая нагрузка резко снижала данные истребителя - не справлялся мотор. Ракеты устанавливали только в демонстрационных целях.

Разумеется, начале 50-х гг. НА-1109 уже никак не мог считаться полноценным истребителем, и не только из-за низких характеристик и слабого вооружения - началась реактивная эра. Единственное, для чего годились эти самолеты, - обучение, тренировка и поддержание боевого уровня пилотов. Впрочем, для страны, котороя ни с кем не собиралась воевать, это не так уж мало.

Однако со временем поршневые истребители становились все большим анахронизмом. При этом заводы уже успели построить около двух сотен вполне надежных и долговечных машин, отказываться от которых было просто жалко. Тогда их переквалифицировали в истребители-бомбардировщики, а вернее - в штурмовики. С усиленным вооружением из двух 20-миллиметровых пушек ╚Испано╩ HS-404 или HS-804 калибра в крыле и направляющими для восьми десятикилограммовых ракет самолет становился ударным НА-1112K-1L.

Другое направление развития испанского ╚мессера╩ - учебно-тренировочные ╚спарки╩. В мае 1950 г. ведущие специалисты ╚Испано-Авиасьон╩ Руза, Фигейроа и Рубио спроектировали двухместный вариант НА-1109K-1L Постройка двух прототипов шла зимой 1951-го. Главные конструктивные отличия от одноместного истребителя: упрощенное оборудование передней кабины, смещенный к хвосту, из-за кабины инструктора, фюзеляжный топливный бак. Удлиненный сдвигаемый фонарь, почти без переплетов, обеспечивал экипажу круговой обзор.

Двухместный невооруженный K-1L с тем же мотором HS-12Z-17 превзошел стандартный НА-1109 по скорости. И дальность у учебного варианта оказалась выше, поскольку в крыле на месте пушек размещались дополнительные бензобаки.

Интересно, что сам Вилли Мессершмитт впервые увидел испанский ╚сто девятый╩ в 1951 г., когда посетил завод в Севилье. Но договор, заключенный весной 52-го ╚Испано-Авиасьон╩ и промышленной группой ╚Мессершмитт╩, касался только разработки турбореактивных самолетов НА-100 ╚Триана╩ и НА-200 ╚Саетта╩.

Тем временем завершалось перевооружение и модернизация машин С.4. Проблему повышения мощности силовой установки решили в 1953 г., закупив двигатели Роллс-Ройс ╚Мерлин╩500-45. Английский V-образный 12-цилиндровый мотор с объемом цилиндров 27000 куб.см, снабженный двухступенчатым нагнетателем, развивал 1400 л.с. на взлете и 1015 л.с. на высоте 4725 м. Винт - четырехлопастный ╚Ротол╩ R116 диаметром 3,07 м. Установка нового мотора, пушек и ракет потребовала переделки носовой части фюзеляжа и усиления элементов крыла.

Летом 53-го из цеха выкатили два прототипа HA-1109M-1L (буква М означала ╚Мерлин╩). Через год, когда испытания были еще в самом разгаре, развернулась подготовка к серийному производству. Самолет, получивший заводское обозначение HA-1112M-1L, ВВС приняли, переименовав в С.4К ╚Бучон╩ (╚Голубь╩). Такое название он получил за характерно ╚раздутую╩ нижнюю часть капота, напоминавшую зоб у некоторых декоративных пород голубей.

Самолет имел следующие характеристики: размах крыла 9,9 м, длина 9,1 м, высота 2,6 м, максимальный вес 3 180 кг, запас топлива 420 л, дальность 767 км, потолок практический 10 200 м, максимальная скорость 675 км/ч. С.4К оценивали, как достаточно сильный и живучий самолет поля боя.

Моторами ╚Мерлин╩ оснастили и два учебных HA-1112-M4L Вообще, среди 239 ╚мессеров╩, построенных испанцами, 170 относятся к типу НА-1112М с двигателями ╚Роллс-Ройс╩.

В 1956 г. на авиабазе Таблада сформировали 71-ю группу истребителей-бомбардировщиков, первоначально состоявшую из 25 ╚Бучонов╩. В 1957-м подразделение перелетело к месту постоянного базирования в Эль-Коперо близ Севильи. С.4К прибывали сюда прямо с завода. 71 -я группа выполняла функции военной приемки и учебного центра.

Самолеты С.4К участвовали в боевых действиях лишь однажды, во время короткого конфликта в испанских колониальных владениях в Сахаре в 1958 г. В январе 71-я авиагруппа совершила перелет с аэродрома Сан-Пабло в район Ифни в Северной Африке. Их сопровождали бомбардировщики В.21 (╚Хейнкели╩ Не-111 испанского производства). Для беспосадочного ╚прыжка╩ через море и пустыню ╚Бучоны╩ оснастили подвесными топливными баками, срочно изготовленными на фирме ╚Испано-Авиасьон╩. В Сахаре С.4К летали на патрулирование, оказывали огневую поддержку войскам. В конце марта авиагруппа без потерь вернулась в Эль-Коперо.

Количество самолетов С.4К постоянно увеличивалось, и 71-ю группу преобразовали в 7-ю ╚алу╩ (эскадру) из двух групп, насчитывавших в своем составе более 100 машин. 7-я эскадра была единственным соединением испанских ВВС, имевшим на вооружении ╚мессершмитты╩ национальной постройки. На их фюзеляжах цвета морской волны красовалась эмблема: пикирующий пеликан на фоне большой черной семерки с белой окантовкой.

К 1960 г. из посильных функций у С.4К остались только учебные полеты. В 64-м 7-ю ╚алу╩ переподчинили Командованию тактической авиации, а фактически перевели в резерв. В ноябре 1965-го эскадру расформировали, ее последние 50 самолетов приговорили к разделке на металл.

На этом 30-летняя ╚эпопея╩ Bf. 109 должна была завершиться, но в 1967 г. англичане задумали снять масштабный исторический фильм ╚Битва за Британию╩, для которого понадобилось большое количество немецких самолетов времен Второй Мировой войны в летном состоянии. Они сохранились только в Испании. Авиабаза Таблада на время стала ╚немецким аэродромом╩.

В съемках участвовали 27-я эскадра на ╚Хейнкелях╩ Не-111, базировавшихся в Малаге, и испанские ╚сто девятые╩. 17 самолетов С.4К , перекрашенные в цвета Люфтваффе, участвовали в воздушных ╚боях╩, их пилотировали испанские летчики и три американца. Множество ╚мессеров╩, снабженных трехлопастными винтами, ╚играли╩ на земле. Фильм завершили в мае 68-го в Англии, куда С.4К добрались своим ходом. За время съемок они 2 320 раз поднимались в воздух, налетав 1 820 ч. Таким образом, на каждый ╚Мессершмитт╩ приходилось в среднем по 136 ╚боевых вылетов╩! Отрадно, что ╚битва╩ обошлась без потерь. Ни одна из машин не потерпела аварию, хотя при съемках летчикам нередко приходилось совершать довольно рискованные маневры, имитирующие приемы группового воздушного боя.

Фирмы ╚Испано-Авиасьон╩ давно уже нет - ее поглотил аэрокосмический концерн CASA. Но в Табладе и сегодня можно увидеть один из последних испанских ╚мессершмиттов╩. Еще несколько экземпляров С.4К рассеяно по миру, по авиационным музеям и частным коллекциям. Некоторые ╚испано-мессеры╩, попавшие в умелые руки любителей ╚живой╩ винтомоторной авиации, продолжают летать.



 ЛТХ:
Модификация   HA-1112M1L
Размах крыла, м   9.90
Длина, м   9.04
Высота, м   2.59
Площадь крыла, м2   16.20
Масса, кг  
  пустого самолета   2445
  нормальная взлетная   2859
  максимальная взлетная   3180
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Merlin 500/45
Мощность, л.с.   1 х 1400
Максимальная скорость , км/ч   675
Крейсерская скорость , км/ч   605
Практическая дальность, км   767
Скороподъемность, м/мин   1370
Практический потолок, м   10200
Экипаж   1
Вооружение:   одна 30-мм пушка MК 108 с 60 снарядами или одна 20-мм пушка MG 151 со 150 снарядами и два 13-мм пулемета MG 131 c 300 патронами на ствол.


 Доп. информация :


 Чертеж "Hispano HA-1112 Buchon"  
 Фотографии:

 HA-1109K1L
 HA-1112K1L
 Первый серийный HA-1112M1L
 HA-1112M1L
 HA-1112M1L
 HA-1112M1L   ╘ Herve Champain
 HA-1112M4L
 Кабина пилота  HA-1112M1L

  Схемы:

 HA-1109K1L
 HA-1112M1L

  Варианты окраски:

 HA-1112K1L  Esc. de Esperimentacion
 HA-1112M1L  71 Esc.
 HA-1112M1L  71 Esc.
 HA-1112M1L  364 Esc.
 HA-1112M1L загримированный под Bf.109E
 HA-1112M1L  71 Esc.    ╘ Luis Bustos Crespo

 



 

Список источников:

АвиаМастер. Сергей Иванников. Последний "Мессер"
Monografie Lotnicze. Robert Michulec. Messerschmitt Me 109. Cz. 3
Pedro Miguel Paniagua Magan. HA-1112  Buchon
KokuFan. Hispano HA-1112


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: