главная авиация второй мировой истребители
   G.55 Centauro
       
Разработчик: Fiat
Страна: Италия
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


G.55 Centauro принадлежит к пятому поколению итальянских истребителей. Подобно Rе. 2001 и МС. 205 он оснащался мощным немецким двигателем DВ.605, но в отличие от двух последних G. 55 не являлся модернизированным вариантом старой модели, а проектировался "с нуля" с использованием наиболее передовых технологий.. В ходе сравнительных испытании "Кентавр" не только превзошел обоих конкурентов, но и продемонстрировал определенные преимущества перед немецкими истребителями Bf.109C и Fw.190A..

Крыло большого удлинения, достаточная прочность конструкции, великолепная маневренность и высокая скорость вкупе с мощным вооружением позволяли ему уверенно вести бои с любым противником от земли до практического потолка. Однако его боевая карьера не идет ни в какое сравнение с большинством оппонентов, каждому на которых он мог бросить грозный вызов.

Одноместный истребитель Fiat G.55 Centauro, разработанный Джузеппе Габриэлли, представлял собой цельнометаллический низкоплан и имел полностью убирающееся шасси и приподнятую кабину пилота, обеспечившую ему отличный обзор. Первый из трех опытных самолетов поднялся в воздух 30 апреля 1942г. Только третий из них (MM.493) имел вооружение, состоящее из одной пушки, установленной на двигателе в развале цилиндров, и четырех установленных в фюзеляже пулеметов. Первая серия имела импортные моторы DB605A, вторая - лицензионные RA.1050RC.58; самолеты, собранные в Турине после раскола Италии, также оснащались DB605A.

Только 16 предсерийных самолетов G.55/0 и первые 15 серийных G.55/1 были поставлены к сентябрю 1943г. До завершения производства были выпущены еще 274 машины и 37 самолетов остались в стадии сборки. 

Боевая карьера G.55 в итальянских ВВС оказалась достаточно короткой. Первые истребители поступили в эскадрильи ANR (Aeronautica Nazionale Repubblicano) во второй половине 1943 г., а уже к весне 1945 г. ни одного из них в строю не осталось. Несмотря на это G.55 стал одним из основных истребителей ВВС ANR и считался лучшим самолетом из всех принятых на вооружение в Италии за годы Второй Мировой войны.

Обозначившийся летом 1943 г. политический и военный кризис в Италии привел в конце того же года к расколу страны. В то время как южная часть Аппенинского полуострова, находящаяся под контролем англо-американских войск, формально вышла из войны 8 сентября, на севере, где хозяйничали немцы, под протекторатом Германии возникло новое государство - Итальянская Социалистическая Республика (Repubblica Sociale Italiano). Для вновь созданной страны была разработана своя государственная символика. Не остались в стороне и ВВС: в начале января 1944 г. для всех самолетов, входивших в состав ANR, были приняты новые опознавательные знаки.

Они состояли из флага национальных цветов Италии в желтой окантовке, который наносился на фюзеляж позади кабины и на киль. Крыльевые представляли собой две белых стилизованных фашины, ориентированных на 180" относительно друг друга и заключенных в квадрат с белой границей. Располагались они на 70-80% полуразмаха по обе стороны крыла. Однако в феврале эти правила слегка изменили: белый цвет на светло-серых нижних поверхностях консолей был трудно различим и потому его сменил ╚радикально черный╩. В целях быстрой идентификации, вокруг фюзеляжа, позади кабины пилота, перед килем наносилась белая вертикальная полоса, ширина которой составляла 6-7% ее длины. Хотя в феврале 1944 г. она была официально отменена, но в эскадрильях ANR ее применяли до самого окончания боевых действий.

Камуфляжи итальянских самолетов к этому времени отличались большим многообразием. Война пришла на территорию Италии, и старые камуфляжные схемы для северо-африканского и восточноевропейского ТВД уже оказались неэффективны. Впрочем, груз проблем, упавший на плечи командования вновь организованных ВВС (восполнение все увеличивающихся потерь личного состава и техники, нехватка горючесмазочных материалов и т.д.), отодвинул вопросы разработки новых камуфляжных схем, соответствующих изменившимся условиям войны, на задний план. Кроме того, отсутствие строгих правил, регламентирующих нанесение камуфляжей, определило свои особенности использования одних и тех же схем окраски самолетов, применяемые разными фирмами-изготовителями. Свою лепту в это многообразие внесли и ╚полковые живописцы╩. Общими для всех было нанесение камуфляжей матовыми или полуматовыми красками, при этом цвет верхних поверхностей крыла (фюзеляжа) переходил в нижний достаточно резко: ширина полосы перехода составляла не более 100 мм.

На первых порах существования ANR использовались прежние камуфляжные схемы. Первые ╚Фиаты G.55╩ так называемой ╚нулевой╩ серии, собранные по ╚обходной╩ технологии и несшие облегченный вариант вооружения (), поступили в Squadriglia Complementare Montefusco. Самолеты имели стандартный камуфляж итальянских ВВС: верхние поверхности были окрашены в темный оливково-зеленый цвет (Verde Oliva Scuro/FS 34052), а нижние в светлый серо-голубой (Grigio Azzuro Chiaro/FS 36307). На все внутренние поверхности наносилась антикоррозийная ╚зеленка╩ (FS 34558). В этой эскадрилье также практиковалось нанесение пятен светло-орехового цвета (Nocciola Chiaro/FS 20140 или FS 10219) поверх зеленой окраски. Ряд самолетов этой серии попал в Люфтваффе, где они получили немецкие опознавательные знаки, но затем были возвращены их прежним хозяевам, и те поверх крестов нанесли знаки принадлежности к ANR.

В апреле 1944 г. командованием ANR были приняты новые правила нанесения камуфляжа, согласно которым окраска всех истребителей должна была быть приведена к германскому стандарту RLM 74/75/76. На верхние поверхности консолей, хвостового оперения и фюзеляжа наносились геометрические пятна Dunkelgrau 74 (FS 34086) и Mittelgrau 75 (FS 36132). Нижние части крыла и боковины фюзеляжа несли Hellgrau 76 (FS 36473), на котором размещались сильно размытые пятна двух вышеуказанных оттенков серого. Вся нижняя часть капота двигателя под выхлопными патрубками окрашивалась в Gelb 27 (FS 33637). Переход на новую схему занял довольно длительный период, и на начальном этапе применения этого варианта бортовые номера самолетов выполнялись красным цветом, иногда с тонкой белой каймой. Но имелись и исключения, так, например, известен самолет с желтым бортовым номером ╚5╩, на котором отсутствует белая вертикальная полоса на фюзеляже и маркировка, позволяющая установить его принадлежность к какому-либо конкретному подразделению.

В июне 1944 г. уцелевшие самолеты отдельной эскадрильи Montefusco вошли в состав 3-й эскадрильи 1-й группы (За Squadriglia 1╟Gruppo СТ.). Эта группа, вооруженная истребителями ╚Макки C.205V╩, в мае понесла тяжелые потери и была выведена на доукомплектование. Около полусотни ╚Фиатов╩ получили 1-я и 3-я эскадрильи. Самолеты несли стандартный итальянский камуфляж: темный оливково-зеленый верх и светлый серо-голубой низ. Впоследствии машины постепенно перекрасили по стандарту RLM 74/75/76. Любопытно, что наносимые на борт числа были двух цветов: то, которое указывало на номер эскадрильи, - белое, а на индивидуальный номер самолета в подразделении - красное.

2-я Gruppo Caccia получила на заводе свои G.55 уже окрашенными по схеме RLM 74/75/76. Этот камуфляж какое-то время сохранялся в 4-й эскадрильи этой группы, но затем его сменил ╚ломаный╩, напоминающий немецкий начала войны. В нем использовались цвета темный оливково-зеленый (Verde Oliva Scuro/FS 34052), светло-ореховый (Nocciola Chiaro/FS 20140 или FS 10219) и темно-коричневый (Bruno Mimetico/FS 30219 или FS 30215). На фюзеляже самолеты (хотя и не все) несли белую вертикальную полосу, но уже меньшей ширины. Бортовые номера остались прежними: красными с белой каймой. Эмблема эскадрильи (Gigi Tre Osei) наносилась на капот мотора с обеих сторон. Некоторые самолеты данной эскадрильи имели опознавательные знаки на нижней поверхности консолей черного цвета на белом фоне.

В связи с изложенным выше, не совсем понятно происхождение окраски, которая приведена в итальянском журнале AEREI. Согласно аннотации, эта грозная ╚черная семерка╩ также принадлежала командиру 4-й эскадрильи капитану Уго Драго, на счету которого 11 сбитых самолетов (в том числе четыре ╚Тандерболта╩ и два ╚Мустанга╩). Приведенный ╚осколочный╩ камуфляж является сочетанием из трех цветов, схожих с применявшимися итальянскими ВВС в начальный период войны, а именно: желтого (FS 33434), коричневого (FS 30109) и зеленого (FS 34258). Нижние поверхности окрашены в светлый серо-голубой цвет (FS 36307). Подозрение вызывает то, что авторы статьи не привели фотографий, подтверждающих хотя бы само существование данной машины, не говоря уже доказательств ее именной принадлежности. Поэтому моделистам, которые захотят сделать копию истребителя этого аса, мы все же советуем использовать инструкцию к модели G.55, выпускаемую фирмой Supermodel, где дается истребитель этого летчика в раннем камуфляже.

5-я эскадрилья приняла участие в боевых действиях со своими ╚Фиатами╩, окрашенными в стандартном итальянском камуфляже и несшими желтые бортовые номера. На некоторых самолетах поверх зеленой окраски наносились пятна светло-орехового цвета (Nocciola Chiaro/FS 20140 или FS 10219) и белая полоса на фюзеляже. В мае 1944 г. самолеты этой эскадрильи начали перекрашивать по схеме RLM 74/75/76. Эмблема подразделения (Diavolo Rossi) была красной с белой каймой, позже ее стали рисовать на фоне темно-синего круга. На самолетах, имевших пятнистый камуфляж, рисунок эмблемы вернули к первоначальному варианту.

Совсем немного известно о 6-й эскадрильи. Из опубликованных фотографий можно предположить, что ее самолеты прошли через те же самые этапы изменения камуфляжа, что и машины других подразделений.

В марте 1945 г. на аэродроме Венегоно, в районе Варезе, проходил испытания G.55S, приспособленный для нанесения торпедных ударов. Построили только один самолет, который имел стандартную окраску прототипов и предсерийных образцов, принятую в то время итальянскими ВВС: темный оливково-зеленый верх и светлый серо-голубой низ. Поверх зеленой окраски были нанесены с большой плотностью пятна светло-орехового цвета, а на обеих створках шасси красовались черные ╚1╩.

После окончания войны ╚Кентавры╩ быстро перешли в разряд учебных машин и в очередной раз ╚сменили прикид╩, став матово-серебристыми. На этом, собственно, и заканчивается эволюция камуфляжа итальянского истребителя G.55, который, несмотря на свои великолепные характеристики, явно запоздал с появлением в составе итальянских ВВС. Годом ранее он мог бы доставить англичанам и американцам гораздо больше неприятностей...



 Модификации :
 G.55  основная модификация.
 G.55A

 являлся одноместным истребителем и учебно-тренировочным самолетом повышенной летной подготовки. Опытный экземпляр впервые поднялся в воздух 5 сентября 1946г. Он отличался от модели G.55 только приборами и вооружением. Вооружение могло состоять либо из двух установленных на крыле и двух смонтированных на фюзеляже пулеметов калибра 12,7 мм, либо из двух установленных на крыле пушек Hispano-Suiza калибра 20 мм и двух смонтированных на фюзеляже пулеметов калибра 12,7 мм. Итальянские ВВС получили 19 самолетов G.55A, а 30 были поставлены в Аргентину, которая возвратила в 1948г. 17 машин для перепродажи Египту. Эти самолеты были вооружены четырьмя пулеметами Breda-SAFAT калибра 12,7 мм. 

 G.55B

 двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной летной подготовки. Опытный экземпляр поднялся в воздух 12 февраля 1946г.; 10 самолетов использовались организацией Аэронавтика Милитэйр, и 15 машин были проданы Аргентине в 1948г. 




 ЛТХ:
Модификация   G.55
Размах крыла, м   11.85
Длина, м   9.37
Высота, м   3.13
Площадь крыла, м2   21.11
Масса, кг  
  пустого самолета   2630
  нормальная взлетная   3718
Тип двигателя   1 ПД Fiat (Daimler-Benz) RA 1050 RC 58 Tifone (DB.605A)
Мощность, л.с.   1 х 1475
Максимальная скорость , км/ч   630
Крейсерская скорость , км/ч  
Практическая дальность, км   1200
Максимальная скороподъемность, м/мин   835
Практический потолок, м   12700
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка (Mauser MG 151/20 , установленная на двигателе, две 20-мм пушки, смонтированных в крыле, и
 два 12,7-мм пулемета Бреда-SAFAT,  установленных на фюзеляже,
 2х 160 кг бомбы по на подкрыльных бомбодержателях.


 Доп. информация :


  Чертеж "Fiat G-55 Centauro"
  Фотографии:

 Второй прототип G.55 (MM.492)
 Второй прототип G.55 (MM.492)
 Первый G.55 собранный на заводе в Турине, 1943 год
 G.55 I серии (MM.91059) из 353 эскадрильи
 G.55 (MM.91058)
 G.55 с подвешенной торпедой
 G.55 ВВС Сирии, Дамаск
 Первый G.55A, 1947 год
 G.55A
 G.55A
 G.55A
 G.55B
 G.55
 G.55
 Кабина пилота G.55 II

   Схемы:

 G.55 I серии
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 G.55 353 Squadriglia 20 Gruppo 51 Stormo ╘ Richard J. Caruana
 G.55 7 Squadriglia 2 Gruppo
 G.55 7 Squadriglia 2 Gruppo  ╘ Wieslaw Baczkowski
 G.55 2 Squadriglia "Diavolo Rossi" 2 Gruppo  ╘ Wieslaw Baczkowski
 G.55 штабной эскадрильи 2 Gruppo  ╘ Wieslaw Baczkowski
 G.55  Sq. Complementare Montefusco
 G.55  2 Squadriglia 2 Gruppo, Африка
 G.55A ВВС Италии   ╘ Richard J. Caruana
 G.55A ВВС Сирии    ╘ Richard J. Caruana

 



 

Список источников:

Авиамастер. Михаил Ларионов, Сергей Самусенко. Шкура "Кентавра"
P. Vergnano, G. Alegi. FIAT G 55
C.Shores . Regia Aeronautica
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Fiat G.55
Ali d'Italia. Piero Vergnano, Gregory Alegi. Fiat G 55
William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter
Jane's Fighting Aircraft of World War II
Krzysztof Zalewski. Samolot Mysliwski Fiat G 55


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100