Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой истребители
   Do.217J
       
Разработчик: Dornier
Страна: Германия
Первый полет: 1942
Тип: Ночной истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


С началом активных боевых действий на Западе в 1940 году английская авиация стала предпринимать стратегические бомбардировочные рейды вглубь Германии. Но эти бомбардировки сначала не имели большого успеха. Наличных сил бомбардировочного командования RAF (Королевских воздушных сил) было явно недостаточно, чтобы нанести ощутимый вред германской промышленности. Кроме того, немцы предприняли контрмеры. Вдоль западных границ Рейха они создали целую систему противовоздушной обороны, так называемую "линию Каммхубера", и приступили к рассредоточению предприятий военной промышленности. К концу 1941 года ночные налеты английской авиации стали даже ослабевать, поскольку англичане несли неоправданно большие потери от действий немецких ночных истребителей. Силы противоборствующих сторон на какое-то время оказались в положении неустойчивого равновесия. В мае 1942 года в составе авиации германской ПВО насчитывалось уже три полностью укомплектованных авиаполков ночных истребителей (NJG 1, NJG 2, NJG 3) и четвертый (NJG 4) состоял из двух групп. Но этого все равно оказалось недостаточно для защиты Германии, поскольку бомбардировочная авиация англичан постоянно усиливалась. На смену старым двухмоторным бомбардировщикам RAF пришли более совершенные и мощные четырехмоторные самолеты, такие как "Галифакс", "Стирлинг" и "Ланкастер". Для немецких ночных истребителей эти самолеты оказались более серьезным противником. Они не уступали им в скорости, обладали сильным оборонительным вооружением и увеличенной бомбонагрузкой.

В феврале 1942 года новым командующим английских бомбардировочных сил становится маршал авиации сэр Артур Харрис. Он предложил новую концепцию нанесения бомбардировочных ударов по Германии. Теперь целью авиационных налетов становилось не столько уничтожение конкретных военно-стратегических или промышленных объектов, сколько нанесение массированных ударов по площадям, где эти объекты находятся. То есть просто по крупным городам Германии. Такая тактика позволяла бросать бомбы как бы "в слепую", без точного прицеливания, что облегчало задачу прорыва противовоздушной обороны противника. Кроме того, даже если военные объекты не поражались, то разрушение жилых кварталов и массовая гибель гражданского населения городов подрывали моральный дух немцев, что имело не меньшее значение, чем уничтожение германской промышленности. В ночь с 10 на 11 апреля 1942 года на Эссен была сброшена первая 3624-кг бомба. В ночь с 30 на 31 мая бомбардировочное командование RAF предприняло первый массированный налет в количестве 1047 самолетов, известный как операция "Millennium". Английские бомбардировщики обрушили свои бомбы на Кельн. Были разрушены сотни жилых многоквартирных домов. Свое наиболее полное воплощение новая доктрина Артура Харриса получит в 1943 году во время бомбардировки Гамбурга и в 1945 году при уничтожении Дрездена. Система ПВО Германии, в конечном итоге, окажется бессильной против тактики массового поражения, которую стали применять англичане и американцы.

Но пока, в 1942 году, перед высшим командованием люфтваффе острейшим образом стояла проблема усиления средств ПВО и, в частности, сил ночных истребителей. В это время основным типом самолета, состоявшим на вооружении ночных истребительных подразделений, был Bf 110. Но с производством этого истребителя возникли неожиданные трудности. Вилли Мессершмитт, пообещав очень скоро заменить его более совершенным истребителем Me 210, резко сократил выпуск прежней машины, а новая оказалась неудачной. Военная обстановка требовала увеличить число ночных истребительных авиаполков, а вооружать их было нечем. Более того, даже боеспособность наличных частей ночной истребительной авиации оказалась под угрозой, поскольку нечем было восполнять потери. По-видимому, выход из тупика искали в лихорадочной спешке. Только этим можно объяснить некоторые нелепости, которые сопутствовали появлению модификации ночного истребителя Do 217.

Создавая новый ночной истребитель на основе бомбардировщика Do 217Е-2, конструкторы Дорнье опирались на опыт такой же переделки бомбардировщика Do 17. Появилось даже предложение, чтобы вообще серийно выпускать Do 217 одновременно в обеих версиях - и как бомбардировщик, и как ночной истребитель. Так оно и вышло, но позже, когда модификации бомбардировщика Do 217М и истребителя Do 217N, оснащенные двигателями DB 603А, стали выпускаться одновременно.

Работы по переделке Do 217Е-2 в ночной истребитель начались в марте 1941 года. Новый самолет получил обозначение Do 217J V-1 и осенью 1941 года приступил к летным испытаниям. От бомбардировщика он отличался только непрозрачным заостренным носовым обтекателем, внутри которого находились четыре 20-мм пушки MG FF и четыре 7,9-мм пулемета MG 17. Оборонительное вооружение состояло из двух 13-мм пулеметов MG 131, один из которых находился сверху в электромеханической турели, а другой - снизу в обычном для бомбардировщика редане. Самолет, по-видимому, предполагалось использовать в качестве истребителя дальнего действия. Иначе непонятно, для чего в задней части бомбоотсека оставили бомбодержатели для восьми 50-кг бомб SC 50. В то же время передняя часть бомбоотсека была занята дополнительным 1160-литровым баком. Но 12 октября 1941 года приказом Гитлера дальние рейды ночных истребителей были отменены. Поэтому самолетам Do 217J-1, которые с начала 1942 года стали производиться серийно, пришлось выполнять роль истребителя-перехватчика. В начале марта 1942 года новый ночной истребитель "дорнье" поступил для полевых испытаний во II/NJG 1, расположенную в Гильце-Риен. Летчики четвертого штаффеля (эскадрильи), которым были доверены первые Do 217J-1, дали невысокую оценку этому самолету. По сравнению с Do 215В-5, на которых они летали прежде, новый истребитель был недостаточно маневренным и недостаточно скоростным. Действительно, самолет Do 217J оказался настолько перегружен, что его максимальная скорость оказалась на 85 км ниже, чем у бомбардировщика Do 217Е и составляла всего 430 км/ч. Хуже того, истребитель не имел преимущества в скорости перед английскими тяжелыми бомбардировщиками. Правда, в плотном боевом строю английские летчики никогда не летали на максимальной скорости. Но в любом случае, Do 217J был настолько тихоходен, что летчик не всегда успевал занимать выгодное положение для атаки. fB то время ночные истребители еще не имели бортового радиолокатора, и самолет, привязанный к общей системе ночного перехвата, наводился на цель только по командам с земли. Поэтому время для атаки вражеского бомбардировщика было крайне ограничено. Высокая нагрузка на крыло Do 217 в данном случае также оказалась недостатком, поскольку из-за длинного разбега и пробега ограничивалось число аэродромов, с которых истребитель Do 217J-1 мог бы действовать вполне безопасно. На самолете сохранялись многочисленные конструктивные "пережитки" бомбардировщика. Механизм бомбосбрасывания и открывания люков бомбоотсека, нижняя реданная огневая точка - все это значительно увеличивало вес ночного истребителя, но было для него практически бесполезно. Неудивительно, что большая часть ночных истребителей Do 217J-1 к концу 1942 года оказалась в учебных частях.

С появлением работоспособного бортового радара FuG 202 "Lichtenstein" В/С возникла следующая модификация ночного истребителя Do 217J-2. От своего предшественника она отличалась отсутствием ненужного бомбоотсека и появлением радарных "усов" антенн на "носу" (и соответственно бортовой РЛС внутри) самолета. Новый истребитель не избавился от главных не достатков своего предшественника. Его полетный вес составлял 13 150 кг. Он по-прежнему оставался самым тяжелым ночным истребителем люфтваффе и отличался малой скоростью и плохой маневренностью. Но теперь наличие бортового радара позволяло летчику самостоятельно обнаруживать самолет противника и заранее готовиться к атаке. Мощность огня и баллистические характеристики магазинных пушек MG FF оставляли желать лучшего, но они отличались высокой надежностью в бою. И батарея из четырех таких стволов оказывалась весьма эффективной. В ходе огневых испытаний одного из Do 217J-2 его пушки произвели 125 тысяч выстрелов без единого заедания.

Самолет оснащался двумя 14-ти цилиндровыми звездообразными двигателями воздушного охлаждения BMW 801 ML, которые развивали мощность на взлете по 1580 л.с. и на высоте 4600 метров по 1380 л.с. Это позволяло самолету развивать максимальную скорость в 489 км/ч на высоте 5500 метров.

Первое достоверно известное боевое применение ночных истребителей Do 217J-2 произошло в ночь с 29 на 30 мая 1943 года против английских бомбардировщиков, совершавших налет на Вупперталь. Около 150 бомбардировщиков были обнаружены в секторе патрулирования II/NJG 1. Группа подняла в воздух 13 истребителей Bf 110Е и три Do 217J-2. После боя немцы записали на свой счет 11 сбитых бомбардировщиков. При этом один из Do 217J-2 был сбит на взлете дальним истребителем RAF.





 ЛТХ:
Модификация   Do.217j-2
Размах крыла, м   19.00
Длина, м   18.20
Высота, м   5.00
Площадь крыла, м2   56.60
Масса, кг  
  пустого самолета   8730
  взлетная   13180
Тип двигателя   2 ПД BMW 801ML
Мощность, л.с.   2 х 1580
Максимальная скорость , км/ч   465
Крейсерская скорость , км/ч   467
Практическая дальность, км   2050
Максимальная скороподъемность, м/мин   445
Практический потолок, м   9000
Экипаж, чел   3
Вооружение:   четыре 20-мм пушки MG-FF/M и
  четыре 7.9-мм пулемета МG-17 и
  два 13-мм пулемета MG-131


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Do.217J-1
 Do.217J-1
 Do.217J-1
 Do.217J-2
 Do.217J-2
 Do.217J-2
 Do.217J-2
 Do.217J-2
 Do.217J-2
 Do.217J-2
 Do.217J-2
 Кабина пилота Do.217J

  Схемы:

 Do.217J-1
 Do.217J-2
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Do.217J-1   NJG2
 Do.217J-1  235 Sq. 60 gruppo 41 stormo
 Do.217J-1   NJG 101
 Do.217J-2  Stab NJG 4

 



 

Список источников:

Экспринт. Сергей Кузнецов. Многоцелевой бомбардировщик Дорнье Do 217
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Warpaint 24. Jerry Scutts. Dornier Do 217
Wydawnictwo Militaria 86. Janusz Ledwoch. Dornier 217 J/N
Kagero. D. Majsak, Z. Krzysiak. Dornier Do 217
Flugzeug Classic Special 6. Deutsche Nachtjager 1939-1945
Aviation magazine. Ciel de Guerre 6. La Chasse de Nuit Allemande


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: