главная авиация второй мировой истребители
   Mosquito F
       
Разработчик: de Havilland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1942
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


18 июля 1940 г. фирма ╚Де Хевилленд╩ получила указание изготовить один из пятидесяти заказанных ей самолетов D.H.98 в варианте ╚истребителя╩. Для соответствующей переделки был выделен планер машины W4052. С самого начала ╚Москито╩ - истребитель проектировался с мощнейшим по тому времени составом вооружения, включавшим четыре 20-мм пушки ╚Испано-Сюиза╩ HS404 и четыре пулемета ╚Браунинг╩ винтовочного калибра.

О том, насколько острой была в то время нужда в двухмоторном истребителе, говорят следующие факты. Массированные налеты люфтваффе на Британские острова, часть из которых осуществлялась в ночное время, потребовали срочного оснащения истребителей радиолокаторами. Первые весьма несовершенные локаторы имели значительную массу (около 500 кг). Кроме того, их эксплуатация в воздухе была сложным занятием, граничившим с искусством. В состав экипажа приходилось обязательно включать подготовленного оператора. Эти обстоятельства не позволяли разместить локатор на одномоторном одноместном истребителе (хотя попытки и предпринимались). Первым ночным перехватчиком, оборудованным РАС, стал в Королевских ВВС истребительный вариант ╚Бленхейма╩. Однако по комплексу летно-технических характеристик эта машина не соответствовала требованиям времени и нуждалась в замене.

Много неприятностей для английского судоходства создавали пиратствовавшие западнее Ирландии немецкие дальние бомбардировщики FW200 ╚Кондор╩ (Condor). Министр продовольствия Великобритании лорд Вултон, присутствовавший на показе новой авиационной техники 29 декабря 1940 г., обратил внимание руководителей авиапромышленности и ВВС на эту проблему. Но те и сами отлично понимали необходимость скорейшей постройки современного ночного (эскортного) истребителя. Техническое задание F.18/40, определяющее желательный облик такой машины, было сформулировано еще в октябре. ╚Москито╩ с его великолепной скоростью и радиусом действия как нельзя лучше подходил на обе роли: ночного перехватчика с радиолокатором и дальнего барражирующего истребителя.

Однако полной ясности с размещением вооружения еще не было. Если для пушек имелся заранее предусмотренный создателями ╚Москито╩ отсек под кабиной экипажа, то пулеметная установка испортила сэру Джеффри немало крови. Дело в том, что накануне войны и в первый ее период в Англии пользовалась большой популярностью идея турельного истребителя. Ярчайшим представителем такого вида машин оказался одномоторный самолет Боултон Пол ╚Дифайент╩ (Defiant). Посредственный по своим летным данным истребитель не смог, впрочем, скомпрометировать заложенную в него идею до конца. Военные предложили создать вариант ╚Москито╩ с четырехпулеметной турелью позади кабины летчика. Де Хевилленд - старший категорически возражал, но ничего не мог поделать: кто платит, тот и заказывает музыку.

В середине января 1941 г. фирма получила задание достроить 28 самолетов D.H.98 из первой партии в варианте ╚истребителя╩ с неподвижным вооружением. В апреле 1941 г. поступило распоряжение две из этих машин в виде эксперимента выпустить с подвижными турелями. Несколько истребителей предписывалось оборудовать двойным управлением. В Салисбери Холле для конструкторов снова начались бессонные ночи: требовалось срочно перепроектировать некоторые узлы ╚Москито╩ в соответствии с новым назначением машины.

Перегрузки маневренного истребителя, естественно, значительно превышают ╚бомбардировочные╩, поэтому потребовалось усилить лонжероны и обшивку крыла. Пушки, смонтированные под полом кабины, заставили перенести входной люк на правый борт фюзеляжа. В освободившейся части бомбоотсека смонтировали два дополнительных бензобака общей емкостью 682 л. Оба члена экипажа теперь размещались рядом. Состав и расположение приборов в кабине были пересмотрены.

Лобовое V-образное остекление заменили одним плоским бронестеклом, не дававшим искажений при прицеливании в воздушном бою и улучшавшим условия наблюдения в передней полусфере. Для постройки турельных истребителей выделили самолеты с заводскими номерами W4053 и W4073. На этих машинах для облегчения не устанавливали неподвижные пулеметы в носовом коке фюзеляжа.

13 мая 1941 г., всего за два дня до первого полета ╚Москито╩ - истребителя, в поле неподалеку от Салисбери Холла приземлился немецкий агент К.Рихтер. Уровень его подготовки оказался невысоким: на следующий день он был арестован полицией. Рихтер выдал себя тем, что не сумел ответить на несколько простых вопросов местного жителя, который немедленно проинформировал ╚кого следует╩. Полиции удалось обнаружить его радиостанцию и пистолет, закопанные в лесу. Несмотря на изобличающие улики, агент отказался давать показания о существе порученного ему задания и был казнен в декабре 1941 г. Не исключено, что целью заброски являлся именно Салисбери Холл с его ╚москитной╩ тематикой работ.

15 мая с рассветом рабочие выкатили законченный прототип истребителя W4052 на поле неподалеку от ангара. Поле оказалось коротковатым для взлета столь скоростного самолета, как ╚Москито╩. Джеффри - младший шагами измерил его размеры и попросил только срубить несколько деревьев, которые могли помешать уже после отрыва машины от земли. Отказ от сборки-разборки самолета, необходимых для транспортировки его ╚сухопутным╩ способом на аэродром Хатфилд, сулил неделю-полторы выигрыша во времени. Шла война, и время ценилось очень дорого.

Машину облегчили до предела, залили только минимум топлива, достаточный для ╚прыжка╩ в Хатфилд. Рядом с Дж.Де Хевиллендом - младшим в первый и небезопасный полет уходил сотрудник фирмы Ф.Пламб, предварительно поспоривший с Джеффри на 1 фунт стерлингов, что у того ничего не получится со взлетом с этого короткого импровизированного аэродрома. Однако все закончилось удачно. После 400-метрового пробега W4052 оторвался от земли, а спустя пять минут приземлился на заводском аэродроме.

20 мая приступили к отстрелу пушек на земле и в воздухе. Эксперименты прошли без особых проблем: прочность установки оказалась вполне достаточной, системы питания, отвода гильз и звеньев работали безукоризненно.

Конструкторы ╚Де Хевилленд╩ опасались, что устойчивость истребителя окажется неудовлетворительной для полетов ночью и в сложных метеоусловиях. В связи с этим решили несколько уменьшить запас топлива (и дальность полета), сдвинув за счет этого центровку вперед. Однако военные летчики из Боскомб Даун после непродолжительных испытаний пришли к выводу о достаточной устойчивости W4052 для ночных полетов в случае, если взлетная масса машины не превышала 8380 кг. Такой вывод, мягко говоря, не вполне соответствовал действительности. Недостаточную продольную устойчивость ╚Москито╩ - истребителя с 680-литровым баком позади пушек вынужден был отметить даже летчик-испытатель фирмы в отчете от 5 июля 1941 г. Принимая во внимание мнение заказчиков, ╚Де Хевилленд╩ не стала предпринимать никаких шагов для устранения дефекта, если не считать несколько увеличенной площади и размаха горизонтального оперения (на бомбардировщиках и разведчиках - 7,71 м2 и 5,92 м, на истребителях - 8,18 м2 и 6,32 м, соответственно).

На первом этапе испытаний были получены следующие летные данные прототипа истребителя со взлетной массой 8400 кг: максимальная скорость - 608 км/ч на высоте 6600 м, практический потолок 9300 м и дальность полета на наивыгоднейшей скорости и высоте - 2100 км. В конце июля W4052 вернулся в Хатфилд, где на нем смонтировали радиолокатор AI.Mk.IV. Излучатель локатора в виде стреловидной штанги размещался в носовой части фюзеляжа между стволами ╚Браунингов╩, азимутальные приемные антенны - на законцовках крыльев, а антенны, предназначенные для измерения угла места цели, - на правой плоскости примерно посредине ее. Одновременно планировались испытания так называемых ╚саксофонных╩ выхлопных устройств, но они не были готовы. В конце августа - начале сентября Дж.Де Хевилленд - младший отрабатывал технику ночных перехватов. Мишенью служил бомбардировщик ╚Бленхейм╩. W4052 оборудовали беспоплавковыми карбюраторами, что позволило без опаски совершать энергичные маневры с отрицательными перегрузками. В одном из полетов летчик выполнил полубочку на малой высоте, а затем вышел в нормальный полет растянутой обратной полупетлей.

Первый вылет турельного истребителя W4053 состоялся 14 сентября 1941 г. Он не обошелся без эксцесса - в полете скоростным напором сорвало часть остекления турели. Второй экземпляр (заводской номер W4073) поднялся в воздух в декабре и нес лишь макет турели. Эту машину оборудовали двойным управлением и вскоре после окончания испытаний переделали в учебно-тренировочный самолет, а турель, естественно, демонтировали. Отказ от турелей на ╚Москито╩ был вызван не только потерей скорости, но и доказанной на практике способностью поражать бомбардировщики противника в маневренном воздушном бою с применением неподвижного вооружения.

Аэродинамика ╚Москито╩ была столь совершенной, что некоторые летчики стали опасаться, как бы их истребитель не стал ╚проскакивать╩ мимо самолета-цели. Некоторое время все внимание ╚Де Хевилленд╩ оказалось сосредоточенным на тормозных щитках Юнгмана, смонтированных в виде ╚оборки╩ вокруг фюзеляжа. Считалось, что такое расположение щитков ослабит вихри, попадающие на стабилизатор. На деле же оказалось наоборот. Выпущенные щитки немедленно вызывали бафтинг хвостового оперения, а вот с основной задачей - торможением самолета - справлялись неважно. Так, при начатом на скорости 400 км/ч торможении самолет терял 160 км/ч за 45 с без щитков Юнгмана, и за 30 с - с выпущенными щитками. Лучшего эффекта удавалось достичь путем выпуска основных стоек шасси. Специалисты фирмы экспериментировали с различными вариантами щитков, но добиться положительных результатов не удалось. За период ╚активной жизни╩ на W4052 испытывали бесчисленное множество крупных и мелких изменений. Это были различные варианты выхлопных коллекторов и индивидуальных патрубков, пламегасителей, подкрыльевых бомбодержателей и подвесных баков. Самолет оснащали разнообразными радио- и радиолокационными станциями, прожекторами, реверсивными винтами, менялось и его вооружение. В 1942 г. прототип ╚Москито╩ - истребителя некоторое время испытывался с 40-мм пушкой, а затем на нем смонтировали резаки для аэростатных тросов.

Целая эпопея связана с разработкой рационального варианта окраски ночного истребителя. Все специалисты считали, что цвет машины должен быть однотонно черным. Специальная краска ╚ламповая копоть╩ с исключительно низким коэффициентом отражения, казалось бы, как нельзя лучше отвечала предъявляемым требованиям. Однако окрашенные в ╚траурный╩ цвет W4078 и W4082 стали летать на 42 км/ч медленнее из-за ставшей шероховатой поверхности. Потерю в скорости сочли чрезмерной, и вместо ╚ламповой копоти╩ впоследствии стали применять менее ╚оптически черную╩, но зато более ╚гладкую╩ краску с поэтическим названием ╚тихая ночь╩.

Вся первая серия истребителей строилась с удлиненными мотогондолами и выхлопными патрубками, прикрытыми коробами пламегасителей. Последний вариант выхлопных устройств почти не уменьшил скорость самолета по сравнению с примененным на бомбардировщиках и разведчиках первой серии (потеря составила не более 3 км/ч). Зато коллекторы перестали растрескиваться, а скрытность заметно повысилась.

Первым серийным истребителем ╚Москито╩ F.II стал самолет с заводским номером W4074. Вслед за ним в январе-марте 1942 г. последовала еще 21 машина. Все они выходили с завода в Хатфилде без радиолокаторов и поэтому сразу направлялись в специальные мастерские ВВС, где на самолеты монтировали комплект AI.Mk.IV с метровым диапазоном длин волн. В связи с выполнением доработок первые подразделения ╚Москито╩ - истребителей были подготовлены к боям лишь в конце апреля (хотя 157-я эскадрилья формально перевооружилась на ╚двойки╩ еще в январе). Переданные в ночные истребительные эскадрильи машины получили обозначение NF.II. Серийные самолеты развивали максимальную скорость 608 км/ч на высоте 6700 м (на 8 км/ч меньше, чем прототип W4052). Бомбардировщики В.IV серии I с однотипными моторами ╚Мерлин╩ 21 были быстроходнее примерно на 6 км/ч, что объяснялось отсутствием антенн радиолокаторов и плоского лобового стекла. Частично потеря скорости истребителей скомпенсировалась за счет удлиненных мотогондол.

Заметим, что от машины к машине максимальная скорость менялась. К примеру, небрежная подгонка туннелей воздухозаборников нагнетателей, результатом которой явилось снижение границы высотности моторов на 300 м, привела и к уменьшению скорости на 13 км/ч. Однако культура производства на заводе в Хатфилде была весьма высокой, и столь значительные ╚вариации╩ появлялись нечасто. А вот небольшие деформации обшивки вблизи отверстия для приема статического давления сказывались очень сильно. Из-за этого порой приборная скорость завышалась на 16 - 18 км/ч. Поэтому в частях некоторые самолеты не вполне справедливо оценивали как ╚скоростные╩, а другие считали ╚черепахами╩.

Четыре машины из первой партии ╚Москито╩ построили в варианте учебно-тренировочных самолетов T.III (фактически это были невооруженные истребители с двойным управлением, они так и обозначались - F.II dual control). Без крупных изменений (не считая ╚универсального╩ крыла, введенного в 1943 г.) учебные T.III позднее производились серийно с марта 1942 г. по декабрь 1948 г. Самолеты оснащались двигателями ╚Мерлин╩ 21, 23 или 25. Нормальная взлетная масса машины составляла 7700 кг, а максимальная взлетная с двумя 454-литровыми подвесными баками - 8550 кг. Вооружение, как правило, отсутствовало, хотя встречались и самолеты с двумя-четырьмя пулеметами ╚Браунинг╩, которые использовались для тренировок в стрельбе по буксируемым мишеням. Общий выпуск T.III на заводах в Великобритании составил 366 машин.

В феврале 1942 г. из сборочного цеха в Хатфилде выкатили первый истребитель из заказанных годом ранее 150 машин второй партии. За исключением нескольких опытных самолетов и специального заказа для 23-й эскадрильи ╚интрудеров╩, все они строились в варианте F.II.

На истребителе с заводским номером DD668 впервые испытывалась радиолокационная станция AI.Mk.V, отличавшаяся от ╚четверки╩ тем, что электронно-лучевые трубки приемника имелись не только у оператора, но и у летчика. Индикация цели в то время производилась с помощью двух трубок, одна из которых позволяла определять направление на объект в азимутальной плоскости, а вторая - дальность до него. Кроме того, последняя выдавала информацию о том, что самолет противника находится в верхней (или нижней) полусфере относительно носителя РЛС, однако не позволяла установить, насколько выше (или ниже) летит вражеская машина. Летчику ночного истребителя следовало, управляя самолетом, вывести его в такое пространственное положение, где сигнал от верхних приемных антенн уравновешивался сигналом от нижних. Такой же баланс следовало выдерживать и для азимутальных сигналов, поступавших от левой и правой антенн на законцовках крыльев. Поскольку превышение цели точно не было известно, случалось, что истребитель ╚проскакивал╩ и терял ее из виду. На самолетах, оборудованных AI.Mk.IV, дело усложнялось еще и тем, что летчик лишь выполнял команды оператора, действовал как бы с ╚завязанными глазами╩, и многое зависело от взаимопонимания между членами экипажа. Для пилота машины с AI.Mk.V задача упростилась, но незначительно. Общепринятый ныне индикатор с круговой разверткой появился лишь у радиолокатора AI.Mk.VIH.

На самолете с заводским номером DD723 опробовали установку винтомоторной группы от тяжелого бомбардировщика ╚Ланкастер╩ (Lancaster) с радиаторами, смонтированными в ╚бороде╩ под моторами. Преимущества унификации не могли скомпенсировать ухудшения аэродинамики машины, поэтому от такого варианта отказались.





 ЛТХ:
Модификация   Mosquito F.Mk.II
Размах крыла, м   16.51
Длина, м   12.45
Высота, м   4.65
Площадь крыла, м2   41.81
Масса, кг  
  пустого самолета   6060
  нормальная взлетная    8040
  максимальная взлетная   10120
Тип двигателя   2 ПД Rolls-Royce Merlin 23
Мощность, л.с.   2 х 1480
Максимальная скорость , км/ч   608
Крейсерская скорость , км/ч   525
Практическая дальность, км   2450
Скороподъемность, м/мин   650
Практический потолок, м   10800
Экипаж   2
Вооружение:   четыре 20-мм пушки
  четыре 7.7-мм пулемета


 Доп. информация :


  Чертеж "DH Mosquito (J-30)"
  Фотографии:

 Mosquito F.Mk.II

 



 

Список источников:

Арсенал-Пресс. А.Н.Медведь. Де Хевилленд Москито
Squadron/Signal. Aircraft ╧127,139. Mosquito in Action
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
FAQs.org.Greg Goebel. Air Vectors. The De Havilland Mosquito & Hornet
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100