главная авиация второй мировой истребители
   Bf.109T
       
Разработчик: Messerschmitt
Страна: Германия
Первый полет: 1939
Тип: Палубный истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 1930-х годов командование криг-смарине вынашивало планы постройки двух первых германских авианосцев - "Граф Цеппелин" и "Петер Штрассер". В связи с этим фирма В. Мессершмитта получила задание на разработку специального палубного варианта Bf 109, в то время как "Юнкере" работала над созданием палубного варианта пикировщика Ju 87. Этими машинами планировали вооружить на первых порах одну группу палубной авиации, а затем сформировать и вторую.

В начале 1939 г. В. Мессершмитт предложил морякам технический проект палубного истребителя Bf 109Т ("трагер" - авианосный). По конструкции он был близок к Bf 109Е, но отличался увеличенной площадью и размахом крыла. В связи с этим были удлинены предкрылки и элероны, а закрылки также имели большую площадь. Между пятым и шестым шпангоутами фюзеляжа предусмотрели узел крепления к поводку катапульты. Посадочный крюк крепился к седьмому шпангоуту. Конструкция в указанном месте была усилена для восприятия больших нагрузок. Консоли могли складываться вручную относительно продольных шарниров, расположенных с внешней стороны от узлов установки пушек. Размах крыла в сложенном состоянии сокращался до 4,1 м, но складывание консолей было довольно трудоемкой операцией, поскольку предварительно требовалось отсоединить закрылки. Проект Bf 109Т был принят, но изготовление предсерийной партии поручили фирме "Физилер". Прямо на сборочной линии началась переделка десяти планеров Bf 109Е-1 в предсерийные Bf 109Т-0; впоследствии "Физелер" получила заказ еще на 60 Bf 109Т-1.

На самолеты Bf 109Т-0 устанавливались двигатели DB-601A. Для увеличения угла планирования при заходе на посадку на верхней поверхности крыла были дополнительно установлены спойлеры. Повышенные нагрузки при посадке на палубу потребовали усиления стоек шасси. После испытаний в Травемюнде зимой 1939-1940 гг. их предполагалось передать для войсковых испытаний в 1I/JG186. Однако все работы по достройке авианосца "Граф Цеппелин" после начала Второй мировой войны было решено приостановить, поскольку единственный авианосец не мог обладать требуемой боевой устойчивостью.

Сборку истребителей Bf 109Т-1 на заводе фирмы "Физилер" прекратили вскоре после приостановления работ на авианосце. Впрочем, успешное боевое использование английских авианосцев на Средиземном море в конце 1940 г. вновь привлекло внимание германского руководства к этому типу кораблей. "Физелер" получила указание завершить изготовление 60 Bf 109Т, но уже без специального "авианосного" оборудования. Самолет изготавливался в варианте истребителя-бомбардировщика, приспособленного для эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.

С машин сняли узлы крепления к катапульте и посадочные гаки, установили подфюзеляжные держатели для 300-литровых баков, четырех 50-кг или одной 250-кг бомбы. Этот вариант, выпушенный весной 1941 г., получил обозначение Bf 109Т-2. На самолеты этой модификации устанавливались двигатели DB-601N, работавшие на 96-октановом бензине СЗ. При взлетной массе 2800 кг истребитель Bf 109Т-2 имел взлетную дистанцию 500 м (с набором высоты 15 м). Его минимальная скорость полета составляла всего 120 км/ч, а посадочная - 130 км/ч.

Такие машины сочли подходящими для использования с небольших временных аэродромов, характерных для северных районов Европы. В частности, истребители Bf 109Т-2 передавались на вооружение группы I/JG77, базировавшейся в районе Ставангера. Перевооружение группы с Bf 109Е-3 на Bf 109Т-2 началось в июне 1941 г., при этом один отряд был переведен в Тронхейм (позже он именовался "отдельным отрядом Тронхейм"). 24 января 1942 г. группа 1/JG.77, все еще вооруженная Bf 109Т-2, сменила название на I/JG5. Вскоре после этого 3-й отряд перебросили на остров Хердла в районе Бергена, где была оборудована деревянная взлетно-посадочная полоса длиной чуть больше палубы авианосца.

В марте 1942 г. попытка линкора "Тирпиц" с охранением из легких сил атаковать северные конвои, следовавшие в Мурманск, закончилась провалом из-за обнаружения его подлодками, однако определенную роль сыграло также отсутствие истребительного прикрытия над германской эскадрой. В результате адмирал Редер вновь поставил вопрос о необходимости достройки авианосца "Граф Цеппелин". Приказ о возобновлении работ на авианосце поступил 13 мая 1942 г., но к этому времени Bf 109Т-2 считался уже устаревшим.

Хорошие взлетно-посадочные характеристики Bf 109Т-2 позволили направить уцелевшие самолеты в состав так называемого "истребительного отряда Гельголанд", сформированного 10 апреля 1943 г. на одноименном острове. Около 30 истребителей Bf 109Т-2 продолжали числиться в воздушном флоте "Рейх" до лета 1944 г., а затем их передали в истребительную группу 1V/JG5.




 ЛТХ:
Модификация   Bf 109t-2
Размах крыла, м   11.10
Длина, м   8.8
Высота, м   2.60
Площадь крыла, м2   17.50
Масса, кг  
  пустого самолета   2000
  нормальная взлетная   2800
  максимальная взлетная   3080
Тип двигателя   1 ПД Daimler-Benz DB 601N
Мощность, л.с.   1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч  
   у земли   487
  на высоте   572
Крейсерская скорость , км/ч  
   у земли   440
  на высоте   550
Практическая дальность, км  
  без бака   725
  с 300 л баком   910
Макс. скороподъемность, м/мин   1020
Практический потолок, м   10500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки MG FF с 60 снарядами на ствол, и
 два 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол.


 Доп. информация :


  Чертеж "Messerschmitt Bf.109T"
  Фотографии:

 Bf.109 E-0 ставший прототипом Bf.109T
 Bf.109T-1
 Bf.109T-1
 Bf.109T-1
 Bf.109T-1
 Bf.109T-1
 Bf.109T-1
 Bf.109T-1 на аэродроме
 Bf.109T-1
 Bf.109 T-2

  Схемы:

 Bf.109T-1

  Варианты окраски:

 Bf.109T-1     (c) Teodor Liviu Morosanu
 Bf.109T-1     (c) Kjetil Aakra
 Bf.109T-2  III./JG 77    (c) Teodor Liviu Morosanu

 



 

Список источников:

Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Истребитель "Мессершмитт" Bf 109
Крылья Родины. Юрий Борисов. Из клана "09-х
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Barbarossa's Hangar
"Война в воздухе" ╧ 58-63. Messerschmitt Bf 109
Jane's Fighting Aircraft of World War II
H.J. Ebert, J.B. Kaiser, K. Peters. Willy Messerschmitt - Pionier der Luftfahrt und des Leichtbaues
Waffen-Arsenal. Heinz J. Nowarra.
Messerschmitt Me 109
Monografie Lonticze. Robert Michulec.
Messerschmitt Me 109
Squadron/Signal. John R. Beaman.
Messerschmitt Bf 109 in Action


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100