главная авиация второй мировой истребители
   Bf.109H
       
Разработчик: Messerschmitt
Страна: Германия
Первый полет: 1943
Тип: Высотный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В ходе воздушной войны перед Люфтваффе все острее вставала задача борьбы с высотными бомбардировщиками союзников. В качестве промежуточного, "быстрого" решения, которое предусматривало модернизацию уже существующего самолета, В. Мессершмитт предложил создать такую машину на базе "Фридриха". Истребитель Bf 109Н представлял собой планер Bf 109F с двигателем DB 601Е (с нагнетателем повышенной высотности) и дополнительными вставками в консоли, в результате чего размах крыла возрастал до 12 м. Параллельно с этой темой конструкторами фирмы "Мессершмитт" прорабатывался высотный истребитель Me 209-II, который должен был впоследствии заменить Bf 109Н. Техническое управление министерства авиации постоянно поднимало планку требований к машине указанного назначения и весной 1943 г. рекомендовало увеличить его потолок с 13000 до 15000 м. Это потребовало внесения серьезных изменений в проект Bf 109Н, поэтому 23 апреля 1943 г. конструкторы фирмы "Мессершмитт" предложили отказаться от его разработки и сосредоточить усилия на Me 209-II. Однако проект "двести девятого" предусматривал использование специальных высотных двигателей - DB 628А или DB 603U с турбокомпрессором TKL-15. По расчетам, потолок Me 209-II с такими моторами мог составить 17500 м. Вместе с тем, отработка новых двигателей требовала продолжительного времени, а высотный истребитель требовался Люфтваффе как можно скорее. В результате Техническое управление приняло неожиданное решение: прекратить разработку Me 209-П и вернуться к более простому и реальному проекту Bf 109Н, но с учетом уже накопленного опыта, в том числе и в отношении двигателя DB628.

Для отработки силовой установки с двигателем DB 628 планер Bf 109G-5 (зав. No. 16281) переделали, и самолет получил наименование Bf 109V49. После завершения стендовых испытаний аналогичный мотор установили на другой планер Bf 109G-3 (зав. No. 15338). Самолет под обозначением Bf 109V50 впервые поднялся в небо 18 мая 1943 г. под управлением летчика Венделя. Несмотря на близкую к DB 605А конструкцию, DB 628А с двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем был намного тяжелее (на 170 кг) и обладал большими размерами. Самолет оснастили туннельным коком и винтом с уширенными лопастями, при этом носовую часть пришлось удлинить на 0,75 м и установить в хвостовой части противовес. Кроме того, крыло передвинули вперед на 0,25 м, а площадь хвостового оперения увеличили.

После непродолжительных испытаний в Аугсбурге Bf 109V50 переправили в испытательный центр "Даймлер-Бенц" в Эхтер-дингене, где пилоты-испытатели сумели подняться на этой машине на высоту 15500 м. По расчетам, на взлетном режиме серийный двигатель DB 628 должен был иметь мощность 1490 л.с., на высоте 2000 м - 1580 л.с., на высоте 6400 м - 1480 л.с., на высоте 9600 м - 1350 л.с. ина высоте 12000м- 1130 л.с. В июле 1943 г. мотор DB 628 поставили на еще один Bf 109G-5, также получивший увеличенный киль, крыло большего размаха и обозначение Bf 109V54 (DV+JB). Однако вскоре выяснилось, что доводка нового двигателя сопровождается огромными трудностями.

Параллельно велась переделка нескольких планеров Bf 109F-4 в предсерийные Bf 109Н-0. Помимо вставки в крыло прямоугольных в плане секций изменили и конструкцию шасси, сделав основные стойки убирающимися поворотом внутрь. Удлиненный стабилизатор получил подкосы. В остальном Bf 109Н-0 по конструкции не отличался от Bf 109F-4/Z, сохранив двигатель DB 601Е-1 с системой форсирования GM-1. Вооружение состояло из одной 20-мм пушки MG 151 и двух 7,9-мм пулеметов MG 17. На этих машинах в основном планировалось изучить проблемы, возникающие при полетах вблизи практического потолка, и доработать высотное оборудование. Самолеты Bf 109Н-1, предназначавшиеся для проведения войсковых испытаний, строились на базе планеров Bf 109G-5 с гермокабиной, двигателем DB 605А и системой форсирования GM-1.

Несколько Bf 109Н-1 в начале 1944 г. проходили войсковые испытания в экспериментальном отряде, базировавшемся в предместьях Парижа. Хотя летные данные истребителя посчитали удовлетворительными, а потолок довели до 14500 м, вскрылись и негативные стороны машины. Так, при пикировании на скорости 730 км/ч начинался флаттер крыла; в одном из полетов летчик-испытатель Вандель едва не погиб, когда левая консоль отвалилась. После проведения еще нескольких испытательных полетов дальнейшие работы по Bf 109Н были прекращены, так был сделан выбор в пользу истребителя Та 152Н.

22 декабря 1943 г. был облетан еще один опытный самолет - Bf 109V55 (зав. No. 15709, DV+JC). Первоначально он имел обозначение Me 209-V6, но когда программу Me 209 закрыли, машину переобозначили, сделав вид, что это "все тот же Bf 109Н". Истребитель сохранил удлиненную носовую часть фюзеляжа, но получил двигатель DB 605 В с нагнетателем от DB 603 и капот по образцу Bf 109G. Машина отличалась удлиненными законцовками крыла от высотного варианта Me 209, в результате его размах составил 13,25 м. В дальнейшем предполагалось на серийный вариант машины по типу Bf 109V55 устанавливать двигатели Jumo 213Е-1 с системой GM-1. Намечалось организовать производство этого самолета в следующих вариантах:

  • тяжелого истребителя Bf 109Н-2 с тремя 30-мм пушками МК 103 и двумя 20-мм MG 151;
  • легкого истребителя Bf 109Н-3 с одной 30-мм пушкой МК 108 и двумя 13-мм пулеметами MG 131;
  • разведчика Bf 109Н-4 с одной фотокамерой Rb 50/30 или Rb 75/30.

Планировалось, что в конце 1944 г. истребители модификации Н будут строить большой серией, причем их выпуск в декабре должен был составить 1200 машин. Однако ни один из вариантов Bf 109Н не приняли, и все работы прекратились после уничтожения опытного Bf 109V55 в результате налета авиации союзников на Аугсбург 25 февраля 1944 г. Его предшественник Bf 109V54 с двигателем DB 628 также бьш разбит бомбардировщиками союзников 14 августа 1944 г.




 ЛТХ:
Модификация   Bf 109h-v55
Размах крыла, м   13.25
Длина, м   10.25
Высота, м   3.20
Площадь крыла, м2   21.90
Масса, кг  
  пустого самолета   2880
  взлетная   3540
Тип двигателя   1 ПД Daimler-Benz DB 605В
Мощность, л.с.   1 х 1600
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте 6000 м   590
  на максимальной высоте   685
Крейсерская скорость, км/ч   470
Макс. скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   13500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 30-мм пушка МК 108 с 60 снарядами в развале цилиндров и  две 20-мм пушки MG 151 с 200 снарядами на ствол в крыле.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Bf.109 H
 Bf.109 V-54
 Bf.109 V-54
 Bf.109 H

  Схемы:

 Bf.109 V-50
 Bf.109 H-1

  Варианты окраски:

 Bf.109 V50   (c) J-M. Guillou
 Bf.109 H-1   (c) J-M. Guillou

 



 

Список источников:

Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Истребитель "Мессершмитт" Bf 109
Крылья Родины. Юрий Борисов. Из клана "09-х"
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Barbarossa's Hangar
"Война в воздухе" ╧ 58-63. Messerschmitt Bf 109
Jane's Fighting Aircraft of World War II
H.J. Ebert, J.B. Kaiser, K. Peters. Willy Messerschmitt - Pionier der Luftfahrt und des Leichtbaues
Waffen-Arsenal. Heinz J. Nowarra.
Messerschmitt Me 109
Monografie Lonticze. Robert Michulec.
Messerschmitt Me 109
Squadron/Signal. John R. Beaman.
Messerschmitt Bf 109 in Action


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: