главная авиация второй мировой истребители
   B.534
       
Разработчик: Avia
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1933
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Развивая схему опытного истребителя В.34 КБ фирмы Avia разработала несколько вариантов этого самолёта, так и не нашедших реального воплощения в металле. Из трех возможных модификаций В.234, В.334 и В.434, имевших главное различие только в силовой установке, не был выбран ни один. Гораздо более перспективным оказался проект Avia B.534. По схеме он представлял собой классический одноместный истребитель-биплан. Конструктор Франтишек Новотны на неудачный прототип Avia B.34/2 поставил другой двигатель Hispano-Suiza 12Ybrs и обозначил этот самолет B.534/1. Впервые он поднялся в воздух в августе 1933 г. Конструкция самолета имела один отсек и представляла собой биплан с разнесенными крыльями разного размаха. N-образные скошенные подкосы поддерживали центральную часть верхнего крыла над фюзеляжем. Крылья соединялись N-образными подкосами, а элероны были установлены и на верхнем, и на нижнем крыле. Двухлонжеронное клепанное стальное крыло имело полотняную обшивку, а каркас фюзеляжа из скрепленных заклепками и болтами стальных труб в передней его части был закрыт съемными металлическими панелями, а в хвостовой - полотняной обшивкой. Горизонтальный стабилизатор крепился с помощью подкосов, а раздельные стойки шасси с шарнирным креплением полуосей под фюзеляжем имели пружинно-масляный амортизатор. Второй прототип (B.534/2) имел закрытую кабину, увеличенный руль направления и измененное шасси с обтекателями главных колес. Этот самолет 18 апреля 1934 года установил чешский национальный рекорд скорости - 365,74 км/час.

Первый серийный образец Avia B.534 srs.I (В.534-I) был аналогичен проекту второго прототипа, но вместо металлического пропеллера устанавливался деревянный, и, так же, как на первом прототипе, кабина пилота была открытой. На главных стойках шасси обтекатели колес отсутствовали. Всего было произведено 100 самолетов B.534 srs.I, получивших заводские номера в диапазоне 534.2 - 534.101. В отличии от прототипа серийные самолёты оснащались четырьмя пулеметами: двумя в фюзеляже и двумя в обтекателях на нижнем крыле. Однако вскоре усиленного варианта вооружения отказались в пользу стандартного двухпулеметного. Серийные В.534 srs.I начали поступать в начале 1935 г. в состав 4-го (истребительного) авиаполка. В процессе эксплуатации выяснилось, что конструкция бипланной коробки крыльев недостаточно прочная - в некоторых случаях стала наблюдаться деформация верхнего крыла, грозившая разрушить его на высоких скоростях. Дефект был исправлен без остановки производства.

Следующая модификация Avia B.534 srs.II (В.534-II) была выпущена в количестве 47 экземпляров с заводскими номерами 534.102 - 534.147. Эта версия отличалась тем, что все четыре пулемета монтировались с боков фюзеляжа и размещались в увеличенных специальных боковых обтекателях. Под крылом также устанавливались держатели для легких бомб. Весной 1938 г. инженер Новотны на двух серийных истребителях установил полностью закрытую кабину пилота, пытаясь тем самым улучшить аэродинамические качества самолёта.

Затем последовали 46 машин варианта B.534 srs.III (В.534-III) с серийными номерами 534.148 - 534.173, на которых имелись обтекатели колес шасси, а воздухозаборник для карбюратора был смещен вперед под носовую часть. Выпуск третьей модификации производился с марта по апрель 1937 г.

Самолет B.534 srs.IV (В.534-IV) стал наиболее совершенным вариантом истребителя. Он имел откатывающийся назад фонарь кабины и приподнятый настил в хвостовой части фюзеляжа. Эта модификация стала наиболее массовой - до завершения производства в 1938 г. было собрано 174 самолёта (534.147 - 534.445).

Самой интересной модификацией стал Avia Bk.534. У него на вооружении имелась мотор-пушка, но в остальном он был схож с самолетами серии IV. Предполагалось, что 20-мм авиационная пушка будет устанавливаться на V-образный блок цилиндров двигателя Hispano-Suisa 12Yсrs, а ствол выходить в отверстие ступицы пропеллера. Однако в связи с нехваткой пушек многие самолеты Bk.534 оснащались тремя пулеметами: два устанавливались по бокам фюзеляжа и один на месте "моторной пушки". Было построено всего 35 подобных самолётов.

Вариант B.634, заказанный в 1935 году, отличался аккуратными обтекателями на балках и колесах основных стоек шасси; верхнее крыло имело большую хорду, чем самолет В.534, в то время как хорда нижнего крыла, а также разнос крыльев были уменьшены. Вооружение самолёта состояло из 20-мм мотор-пушки Hispano 402 (позднее замененную на Oerlikon FFS 20) и двух синхронных 7,92-мм пулеметов vz.30. Проведенные доработки привели лишь к некоторому улучшению летных характеристик. Прототип поступил на испытания 9 июля 1936 г. С прежним двигателем Hispano-Suisa HS 12Ycrs мощностью 850 л.с. максимальная скорость истребителя составила всего 415 км/час при начальной скороподъемности 960 м в минуту. По остальным параметрам он практически не отличался от серийных машин, обладая чуть меньшим потолком и дальностью полёта. Министерство обороны отказалось от серийной постройки В.634 в виду того, что на испытания должен был поступить истребитель В.35, но перед Мюнхенским кризисом ВВС приняли этот самолёт и использовали его вплоть до полной оккупации страны.

В июле 1937 года на международной авиационной выставке в Цюрихе самолеты B.534 продемонстрировали хорошие общие летные характеристики и проявили себя в состязаниях истребителей схемы биплан. Ко времени Мюнхенского кризиса в сентябре 1938 года из самолетов B.534 была сформирована 21 истребительная эскадрилья Чехии. 14 марта 1938 Словакия объявила о своей независимости и все самолёты, находящиеся на её территории, попали под контроль новообразовавшегося государства. Через три дня Чехословакия официально перестала существовать, окончательно разделив авиацию страны на две части. 60 В.534 и 11 Вk.534 оказалась в руках словаков, составив костяк их истребительной авиации. В бой они пошли уже после полудня 23 марта, но не против немцев, а против венгров, попытавшихся оторвать свой кусок от ослабленной страны - в этот день зенитной артиллерией были сбиты два словацких истребителя. 24 марта состоялся первый воздушный бой между враждующими сторонами. В схватке между тремя CR.32 и тремя В.534 в районе Унгвара победу одержали венгры, сбив два истребителя и повредив третий. Во второй половине дня к позициям венгерских войск вышли три бомбардировщика S.328 из 12-й эскадрильи под прикрытием тройки В.534 из 54-й эскадрильи. Подоспевшая девятка CR.32 уничтожили два бомбардировщика и все три истребителя. После боя два словацких пилота также заявили о двух победах, но они не были подтверждены венграми. В итоге словакам пришлось смириться с отторжением части их территории и 31 марта конфликт завершился.

В сентябре 1939 года Словакия единственная из всех стран-союзниц Германии участвовала в нападении на Польшу. Частично из чувства мести за вторжение в 1938 году, частично из политических соображений - словацкое правительство жаждало подтвердить свою лояльность, для чего выделили часть авиации и армии. В боях с поляками приняли участие 39-я и 45-я истребительные эскадрильи, потерявшие за это время два самолёта. Первая победа пришла к ним 6-го сентября - в районе Прешова тройка В.534 из 54-й эскадрильи атаковала и сбила одиночный Lublin R-XIII, корректировавший огонь артиллерии и случайно залетевший на словацкую территорию. 26 сентября два В.534 перехватили польский связной самолёт RWD-8, пытавшийся пролететь через Венгрию. По словам пилота подбитый им самолёт сел на вынужденную посадку, однако солдаты, прибывшие на место падения не обнаружили ни обломков польской машины, ни сам самолёт. Согласно польским данным пилот сымитировал падение, но как только истребители противника удалились он снова поднял свою машину в воздух и благополучно достиг Румынии.

В октябре 1939 года прошла реорганизация словацких ВВС. Из оставшихся истребителей собрали три эскадрильи - 11-я (аэродром Пьештяни), 12-я (базировалась там же и имела на вооружении пушечные Bk.534) и 13 (а. Нова-Вес). С июня 1941 года 11-я и 12-я эскадрильи (25 самолётов) участвовали в боевых действиях против СССР, вылетая на сопровождение немецких разведчиков и собственных бомбардировщиков S.328. Основными противниками В.534 были И-16 и И-153, с которыми словаки могли драться на равных, однако из боевых потерь почти половина истребителей была сбита советской зенитной артиллерией. К середине октября в 12-й эскадрильи осталось всего четыре самолёта, при этом словаки заявили о шести достоверных победах. Обе истребительные эскадрильи пришлось отозвать с фронта и начать перевооружение словацкой авиации на немецкую технику. Старые В.534 перебросили в тыл - в охранные части, предназначенные для борьбы с партизанами. 13 июня 1942 года 11-я эскадрилья с 12 истребителями перебазировалась на аэродром Житомир, приступив к выполнению новых обязанностей. Словацкие пилоты мечтали совсем не о такой работе и борьба русскими партизанами отрицательно сказывалась на их моральном духе. Участились случаи дезертирства, при этом среди перебежчиков были один пилот В.534 и один пилот бомбардировщика S.328 из 1-й разведывательной эскадрильи, также задействованной на этом участке. 11-я эскадрилья совершала боевые вылеты вплоть до августа 1943 года, поменяв за это время ещё два аэродрома. За 14 месяцев словаки лишились всего двух В.534.

Летом 1944 года советские войска вышли на подступы к бывшей Чехословакии. Бывшие враги здраво рассудили, что с немцами им не по пути и 29 августа в Словакии вспыхнуло народное восстание. Большинство словацкой авиации к этому времени было сосредоточено на аэродроме Три Дуба. Отсюда они и совершали боевые вылеты. Последнюю победу В.534 одержал уже спустя три дня. Летая вначале на Bf.109E-4 (W.Nr.5244) пилот Франтишек Циприх совершил налет на немецкий штаб Поважска-Бистрице. Спустя сутки налет восьми Ju-88 уничтожил четыре самолёта, включая и его "мессер". Тогда отважный пилот пересел в кабину В.534 (бортовой номер 217). Около полудня 2-го сентября 1944 года, совершая короткий испытательный полет, Циприх заметил одинокий самолёт, оказавшийся венгерским транспортником Ju-52\3m (S.207). В двух заходах словацкий истребитель поджог один двигатель и Junkers рухнул на землю. Его пилотам, правда, удалось спастись бегством. Как оказалось, это была последняя победа, одержанная на истребителе-биплане. Впоследствии Циприх летая на Bf.109G-6 сбил ещё два немецких самолёта, однако последний боевой вылет он провел все же на В.534, вылетев совместно с единственным боеспособным Bf.109G-6 и бомбардировщиком S.328 на штурмовку немецких частей у поселка Горна-Штубня. В октябре 1944 года ситуация для словаков сильно ухудшилась. Спасти удалось пять В.534 и один Bk.534, перелетевшие вместе с остальными самолётами на аэродром у Львова.

Судьба истребителей В.534, оказавшихся в других странах, сложилась аболютно по-разному.

Единственной страной, в которую на экспорт были поставлены эти самолёты, оказалась Греция. В 1936 г. греческий бизнесмен Г.Кутарелис приобрел за собственные средства два В.534 srs.II и передал их ВВС своей страны во время торжественной церемонии 18 августа. Самолёты имели серийные номера 534.1001 и 534.1002 и по неподтверждённым данным их вначале планировали передать ВВС республиканцев в Испании. Об эксплуатации греческих В.534 в боевой авиации сложно сказать что-либо определённое, поскольку по документам В.534 проходили просто как "Avia" и летали совместно с четырьмя Avia ВН.33, приобретенными ранее в Югославии. По всей видимости, чешские истребители использовали для обучения пилотов. Во время итальянского вторжения весной 1940 г. В.534 распределили между различными эскадрильями, но в боевых условиях их не применяли. До конца своей карьеры в 1941 г. эти самолёты летали как связные.

Единственный В.534 находившийся в Венгрии был захвачен во время пограничного конфликта со Словакией в марте 1939 г. Истребитель совершил вынужденную посадку на венгерской территории, при этом получив лёгкие повреждения. Его в скором времени отремонтировали и после короткого испытательного цикла использовали для различных вспомогательных нужд. Окраска самолёта была нанесена заново, а вместо словацких обозначений В.534 присвоили гражданский код HA-VAB. После пяти лет эксплуатации истребитель был потерян в лётном происшествии в конце 1944 г.

Захваченные немцами В.534 различных серий нашли себе различное применение. Три самолёта в 1940 г. переоборудовали в учебные палубные истребители, оснастив их посадочными гаками и оборудованием для взлёта с катапульт. На них около двух лет отрабатывали "посадки на палубу" немецкие пилоты, готовившиеся подняться на палубу достраиваемого авианосца "Graf Zeppelin". Как известно, корабль так и не достроили палубные самолёты оказались не нужны. Чехословацкие истребители сошли со сцены ещё раньше - в начале 1941 г. неприспособленные для таких нагрузок В.534 пришлось списать, так как при катапультном старте или при посадке на палубу самолёт мог попросту развалиться.

Весьма недолго В.534 служили в строевых частях Luftwaffe. В течении июля 1939 - февраля 1940 г. эскадрильи 3/JG70 и 3/JG71 в Фридрихсхафене получили несколько "новых" истребителей, эксплуатировав их до прибытия Bf.109E. Два истребителя впоследствии передали Staffel/1-10, где их переоборудовали в буксировщики планеров DFS-230. Сначала они летали во Франции, но в скором времени В.534 и планеры в составе Lastenseglarstaffel отправили на Восточный фронт. Из наиболее успешных операций, в которой довелось участвовать "авиа", можно назвать высадку десанта под Демянском. Кроме них В.534 использовались в 1942-1943 гг. в составе Erganszungsgruppe (S) 1 в Лангендибахе для тренировок пилотов планеров. Интересно, что в этой группе летало множество различных самолётов, включая Letov S.328, Gloster "Gladiator", Heinkel He.46 и Arado Ar.65.

Несколько В.534 ещё успели стать "киногероями" сыграв роль польских истребителей PZL P.11 в пропагандистском фильме "Kampfgeschwader Lutzow".

Немногим дольше летали самолёты, переданные зимой 1939-40 гг. Болгарии. В общей сложности болгары получили 72 (по другим данным - 78) самолета B.534, в основном модификаций srs.III и srs.IV, вошедшие в состав 2-й истребительной авиагруппы майора К.Георгиева, базировавшейся на аэродроме Карлово. Группа состояла из четырех эскадрилий по 15 самолётов в каждой. Долго простаивая без дела пилоты В.534 впервые получили возможность испытать истребитель в бою только 11 июня 1943 года. Истребители из 612-й и 622-й эскадрилий были подняты по тревоге на перехват большой группы В-24, возвращавшейся после налета на румынские нефтезаводы. Американцы без проблем ушли от преследователей за счет большей скорости, после чего больше к попыткам перехвата скоростных целей их не привлекали. На 28 сентября в составе 2-й авиагруппы 2-го штурмового полка числилось всего четыре В.534 (из них лишь один боеспособный), которые были вскоре переведены в учебные эскадрильи.



 Модификации :
 B.234

 разработка модели B.34 с другим двигателем, не построена. 

 В.334

 новая разработка модели B.34 с другим двигателем, не построена. 

 В.434

 новая разработка модели B.34 с другим двигателем, не построена.  

 B.534

 первая серийная модификация.

 B.634

 заказанный в 1935г. как вариант самолета В.534, появился с аккуратными обтекателями на балках и колесах основных стоек шасси; верхнее крыло имело большую хорду, чем самолет В.534, в то время как хорда нижнего крыла, а также разнос крыльев были уменьшены, но это привело лишь к некоторому улучшению летных характеристик; силовая установка - рядный двигатель Hispano-Suisa HS 12Ycrs мощностью 850 л.с.; максимальная скорость 415 км/час; начальная скороподъемность 960 м  в минуту; дальность 500 км; масса пустого самолета - 1710 кг; размах крыла 9,40 м; длина 8,35 м.




 ЛТХ:
Модификация   B.534
Размах крыла, м   9.40
Длина, м   8.20
Высота, м   3.10
Площадь крыла, м2   23.56
Масса, кг  
  пустого самолета   1460
  нормальная взлетная   2120
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza HS 12Ybrs
Мощность, л.с.   1 х 850
Максимальная скорость , км/ч   394
Крейсерская скорость , км/ч   345
Практическая дальность, км   580
Максимальная скороподъемность, м/мин   900
Практический потолок, м   10600
Экипаж   1
Вооружение:   4 синхронных 7,7-мм пулемета Модель 30 в передней части фюзеляжа,
  6х 20-кг бомб на подкрыльных стойках


 Доп. информация :


  Чертеж "Avia B-534"
  Чертеж "Avia B.534"
  Фотографии:

 B-34
 B-234
 Первый прототип B-534
 Второй прототип B-534
 B-534.7 первой серии
 B-534 второй серии
 B-534 третьей серии
 B-534 четвертой серии
 B-534 четвертой серии
 B-534 на испытаниях в НИИ ВВС
 Bk-534
 Bk-534 на лыжном шасси
 Приборная доска B-534

 Схемы

 B-534 первой серии
 B-534 четвертой серии
 Bk-534
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:
 B-534 первой серии  ВВС Чехословакии
 B-534 жандармерии
 B-534 четвертой серии Люфтваффе

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Истребитель Avia B.534 \ Bk.534
Vaclav Nemecek. Ceskoslovenska Letadla
Pawel Szczepaniec. Lotnictwo
Avions. Christophe Cony. l'Avia B-534
HTModel special. Peter Sumichrast, Josef And'al. Avia B-34, B-534 a BK-534
MBI. Jiri Vrany. Avia  B-534
CMK. Avia B-534 Czechoslovakian fighter 1933-45


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100