главная авиация первой мировой истребители
   Siskin
       
Разработчик: Armstrong Whitworth
Страна: Великобритания
Первый полет: 1921
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Изначально известный как Siddeley Deasy S. R.2 Siskin, самолет был построен в 1919 году дочерним предприятием "Armstrong Whitworth" - "Siddeley-Deasy Motor Car Со.".  Самолет проектировался с прицелом на то, чтобы стать основным истребителем британских ВВС с середины 1920-х годов. Машина проектировалась под звездообразный мотор мощностью 300 л.с создававшийся вначале в Фарнборо на 8-м авиазаводе, а потом - специалистами фирмы "Siddeley Deasy". Однако из-за того, что компания больше времени уделяла программе двигателя Puma, первый полет в мае 1919 года S.R.2 выполнил с 320-сильным мотором ABC Dragonfly. Хотя аппарат показал хорошие летные характеристики, двигатель работал ненадежно, что потребовало установки 14-цилиндрового звездообразного мотора Armstrong Siddeley Jaguar мощностью 325 л.с. Первый из трех прототипов истребителя Siskin поднялся в воздух 20 марте 1921 года уже под маркой "Armstrong Whitworth".

В это же время майор Грин по предложению Министерства авиации переделал Siskin, заменив деревянные силовые элементы фюзеляжа и крыла на конструкции из высокопрочных стальных труб. В остальном самолет был аналогичен прототипу и оснащался двигателем Jaguar III. К концу мая 1920 года единственный экземпляр был представлен на испытания.

Новая политика Министерства авиации, которое решило заказывать только цельнометаллические самолеты, побудила конструкторов "Armstrong Whitworth" переделать самолет. После постройки нескольких машин смешанной деревянно-металлической конструкции, 7 мая 1923 года в воздух поднимается цельнометаллический Siskin Mk III. За опытной машиной последовала предсерийная партия из трех самолетов, первый из которых поднялся в воздух спустя 10 месяцев после прототипа. Два самолета, получившие временную гражданскую регистрацию, принимали участие в гонках на Королевский кубок 1924 года.

Рекламное турне по Европе принесло заказ на 65 истребителей от Румынии - первый самолет из этой партии поднялся в воздух в октябре 1924 года, до конца года заказчик получил еще шесть машин, но дальнейшие поставки были аннулированы из-за катастрофы истребителя Siskin в Румынии.

Тем временем "Armstrong Whitworth" нашла потенциальный рынок сбыта деревянных самолетов Siskin - ВВС зарубежных стран и гражданские авиакомпании. Были построены одно- и двухместные экземпляры, последние поступили в Королевские ВВС Швеции. Двухместный вариант также рассматривался как возможное временное решение при ожидаемой нехватке учебно-тренировочных машин для подготовки пилотов британских ВВС.

Несмотря на недостаточное финансирование, в январе 1923 года Королевские ВВС заказали еще шесть Mk III. Заказ был выполнен через 12 месяцев. Первые истребители Siskin Mk III поступили на вооружение 41-й британской авиаэскадрильи в мае 1924 года (авиабаза Нортхолт), для эксплуатационных испытаний и стали первыми самолетами Siskin, официально принятыми британскими ВВС. 

В следующем месяце новую технику получили 41-я и 111-я эскадрилья - самолеты Siskin пришли на смену истребителям Sopwith Snipe.  Оказавшись довольно удачными в эксплуатации, Mk III продолжали страдать от недостатка мощности, хотя это не мешало использовать их для отработки фигур высшего пилотажа и в очень популярных в то время "демонстрационных показах" Королевских ВВС. Всего для британских ВВС было построено 109 самолетов модификации Mk III, из них 55 - двухместных Mk IIIDC.

Всего было построено 465 истребителей Siskin Mk III, включая несколько двухместных самолетов. Эстония. Канада и авиашкола фирмы "Armstrong Whitworth" получили двухместные учебно-тренировочные варианты истребителя, тогда как британские ВВС получили несколько новых двухместных самолетов, а затем переоборудовали в УТС дополнительное количество машин.

Лучшим стал вариант Siskin Mk IIIA, в прототип которого переделали серийный Siskin Mk III (первый полет - октябрь 1925 года). Модификация отличалась от Mk III отсутствием подфюзеляжного киля и двигателем Jaguar IV мощностью 450 л.с., которым оснащались ранние экземпляры, а позднее его заменил вариант IVA с нагнетателем, который позволил значительно увеличить скорость полета и скороподъемность на высотах более 3048 м.

Для британских ВВС построено 387 самолетов Siskin Mk IIIA, включая 47 учебно-тренировочных машин с двойным управлением. Эти машины поступили на вооружение 11 истребительных подразделений. Большинство, за исключением 135 самолетов, были изготовлены субподрядчиками - "Bristol" (84 машины), "Gloster" (74), "Vickers" (52) и "Blackburn" (42).

Первый Mk IIIA поднялся в воздух в октябре 1925 года, а в следующем году началось его серийное производство. Новой модификацией в сентябре 1926 года первой перевооружили 111-ю эскадрилью, за которой последовали еще 10 эскадрилий. Процесс снятия самолетов с вооружения начался в 56-й эскадрилье, получившей самолеты Bristol Buldog в октябре 1932 года. По результатам испытаний двух самолетов Siskin Mk III канадские ВВС заказали партию из 12 Siskin Mk IIIA, поставленных в 1926- 1931 годах (частично это были новые истребители, остальные - снятые с вооружения британских ВВС). Истребители Siskin в 1-й истребительной эскадрилье канадских ВВС были заменены в 1 939 году самолетами Hawker Hurricane, но оставались на хранении до 1947 года.

Эксплуатация Siskin не ограничивалась лишь британскими ВВС, они были закуплены Канадой, Швецией и Эстонией, а Румыния заказала 65 машин - правда, ни одной машины она так и не получила.




 Модификации :
 S.R.2 Siskin

 первоначальный самолет, построенный компанией Siddley Deasy Motor Car Co (3 экземпляра). 

 Siskin Mk.II

 гражданский прототип 1923г., летал в одно- и двухместном вариантах (1 экземпляр). 

 Siskin Mk.III

 цельнометаллический серийный вариант; силовая установка - один звездообразный поршневой двигатель Armstrong Siddeley Jaguar III мощностью 325л.с.(общее число машин - 64). 

 Siskin Mk.IIIA

 главный серийный вариант (выпущено 348 самолетов: 340 для Королевских ВВС и 8 для канадских).

 Siskin Mk.IIIВ

 прототип с двигателем Jaguar VIII с нагнетателем и понижающим обороты редуктором; подъем на высоту 4570 м достигался за 11 минут 30 секунд. На этой высоте Jaguar IIIB имел скорость на 32 км/час больше, чем Jaguar IIIA, несмотря на больший на 104 кг максимальный взлетный вес. 

 Siskin Mk.IIIDC

 двухместный учебный самолет с двойным управлением. Общий выпуск 53 самолета: 47 для Королевских ВВС, 2 для канадских, 2 для летной школы и 2 для Эстонии. 

 Siskin Mk.IV

 гражданский вариант, разработанный для Королевских авиационных гонок на кубок 1925г.; за основу взят Siskin Mk.V, но уменьшен размах крыльев (построен 1 самолет). 

 Siskin Mk.V

 гражданский вариант, разработанный для Румынии. Силовая установка - один двигатель Jaguar мощностью 385 л.с., максимальная скорость на уровне моря 249 км/час, потолок 7620 м , максимальный взлетный вес 1107 кг, размах крыльев 8,64 м, длина самолета 6,50 м, площадь крыльев 23,78 кв.м.




 ЛТХ:
Модификация   Siskin Mk.III   Siskin Mk.IIIA
Размах крыла, м   10.08   10.10
Длина, м   7.01   7.72
Высота, м   2.95   3.10
Площадь крыла, м2   27.22   27.22
Масса, кг    
  пустого самолета   830   935
  нормальная взлетная   1241   1366
Тип двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Jaguar III   1 ПД Armstrong Siddeley Jaguar IV
Мощность, л.с.   1 х 325   1 х 420
Максимальная скорость , км/ч   216   251
Крейсерская скорость , км/ч   187   221
Продолжительность полета, ч   3.00   3.20
Максимальная скороподъемность, м/мин   396   485
Практический потолок, м   6250   8230
Экипаж   1   1
    два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers в передней части фюзеляжа, до 4х 9-кг бомб


 Доп. информация :


 Фотографии:

 S.R.2
 S.R.2
 Siskin II участвовавший в рекламном туре по Швеции
 Siskin III
 Siskin III с экспериментальным капотом двигателя
 Siskin IIIA
 Siskin IIIA
 Siskin IIIB
 Siskin IIIDC
 Siskin V

  Схемы:

 Siskin II
 Siskin IIIA
 Siskin V

  Варианты окраски:

 Siskon III
 Siskin IIIA

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Armstrong Whitworth Siskin - Истребитель межвоенного периода
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. Oliver Tapper. Armstrong Whitworth Aircraft Since 1913
Aeroplane. A. Lumpsden, O. Thetford. On Silver Wings


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: