Реклама...

Bet Boom
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   N.10
       
Разработчик: Nieuport
Страна: Франция
Первый полет: 1915
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Известная французская фирма "Сосьете дес Этаблиссментс Ньюпор" (Societe des Etablissements Nieuport) была основана в 1910 г. прославленным летчиком и конструктором Эдуардом Ньюпором. В 1914 г. на должность главного конструктора компании был приглашен Густав Деляж. Деляж начал проектирование одностоечного биплана для участия в гонках на кубок Гордона-Беннета. Начавшаяся война не позволила участвовать в гонках, и фирма предложила почти готовый небольшой двухместный разведывательный самолет военным. За основу был взят фюзеляж моноплана "Ньюпор-IV", который Деляж снабдил новыми несущими поверхностями оригинальной полуторапланной схемы с очень узким нижним крылом и V-образными межкрыльевыми стойками. Узкое нижнее крыло способствовало улучшению обзора вперед-вниз для наблюдателя, поскольку самолет создавался как армейский разведчик. После ряда доработок в начале 1915 года самолет совершил свой первый вылет в варианте истребителя (с вооружением), и сразу же началось серийное производство.

Это был первый самолет, созданный по схеме полутораплан. В качестве силовой установки использовался двигатель Гном (60 л, с). Конструкция планера - смешанная: силовой набор передней части фюзеляжа, к которой крепился вал двигателя, был выполнен из стальных труб, дальше фюзеляж представлял собой деревянную ферму с полотняной обшивкой. Каркас хвостового оперения изготавливался из стальных труб. Киль отсутствовал. Верхнее крыло имело двухлонжеронную конструкцию, большую хорду и площадь. Нижнее однолонжеронное крыло отличалось значительно меньшей площадью, поэтому межкрыльевые стойки были выполнены V-образными.

Самолет получился удачным и выпускался большой серией в двух вариантах. В Ньюпоре 10AV (в русской авиации обозначался как Ньюпор IX) в заднем кресле сидел пилот, а в переднем - стрелок-наблюдатель. В модификации Ньюпор 10AR пилот и наблюдатель поменялись местами.

Полуторапланы "Ньюпор-10AV", пока еще без вооружения, начали поступать во французские разведывательные эскадрильи весной 1915 года. AV оснащался подвижным пулеметом. Он располагался над верхним крылом, и летчик-наблюдатель поднимался к нему через круглое отверстие в центроплане, становясь на сиденье. Однако уже через несколько месяцев большинство из них было переделано в одноместные истребители. При этом переднюю кабину летнаба закрывали обтекателем, а над верхним крылом устанавливали курсовой пулемет "Льюис", стрелявший поверх диска вращения винта. Этот факт объяснялся тем обстоятельством, что мощности двигателя явно не хватало для обеспечения приемлемых летных характеристик и "ньюпоры" несли значительные потери от немецких истребителей. Эта модификация получила обозначение Nie-10С.1. Во второй половине 1915 года многие "десятки" уже изначально выпускались в одноместном варианте. В одноместном варианте пулемет крепился неподвижно на центроплане или под углом на фюзеляже перед сиденьем пилота. В модификации 10AR пулемет устанавливался в задней кабине на шкворне для стрельбы назад или на центроплане для стрельбы вперед. При этом стрелок управлял им из задней кабины.

В VII авиаотряде русской Первой армии киевский конструктор В. В. Иордан вооружил часть "Ньюпоров-10" пулеметными установками собственной конструкции. Это были либо пулемет "Максим", установленный на капоте под углом 24· и стрелявший над диском винта, либо "Льюис" на подвесной установке над верхним крылом. Успех был полным.

"Ньюпор" 10 был основным французским истребителем с июня 1915 по январь 1916 года. Самолет активно применялся на западном и итальянском фронтах до появления в достаточных количествах более приспособленных для ведения воздушного боя "Ньюпоров" 11 и 16. Самолет состоял на вооружении британской морской авиации, бельгийской, итальянской и русской авиации. Его характеристики на то время вполне соответствовали требованиям военных. Конструкция этой машины определила конструкцию всех машин фирмы "Ньюпор", строившихся в Первую мировую войну. В 1916 году энерговооруженность машины считалась уже недостаточной для истребителя, и самолет переквалифицировали в разведчик, а в конце года - сняли с вооружения.

Помимо фирмы-разработчика производился по лицензии в Италии на фирме Ньюпор-Макки, в Англии на фирме Бердмор Компани и в России на заводах Щетинина, Лебедева, Дукс, Анатра и Моска, где самолет получил большое распространение. Общая сумма выпуска - свыше 1000 экземпляров в различных модификациях. Английская морская авиация получила 169 "Ньюпоров-10" и -12, из которых 50 штук были построены в Великобритании. "Ньюпор-Макки" построила 260 таких самолетов, а московский завод "Дукс" - примерно 100 "Ньюпоров-10" в одноместном (истребительном) и двухместном вариантах. Кроме того, на "десятках" французской постройки летали бельгийские и американские летчики. Отдельные экземпляры попали в Португалию, Бразилию, Японию, Таиланд и некоторые другие страны.

"Ньюпоры" фирмы "Бердмор" имели слегка видоизмененное вертикальное оперение с небольшим килем, по форме напоминавшим киль "Ньюпора-24".

Было выпущено несколько вариантов, отличавшихся двигателями и конструкцией капота, машина не была ни полноценным разведчиком, ни истребителем (малый радиус действия), и стала как бы переходной к знаменитому истребителю "Ньюпор-11".

Российские "Ньюпоры-10" и -12 использовались на русско-германском фронте вплоть до прекращения там боевых действий, а несколько десятков из них еще успели принять участие в гражданской войне. Самолет применялся довольно долго как учебный с двойным управлением и просуществовал до начала 1920-х годов. Одноместный вариант строился в России еще в 1918 году, хотя это не был полноценный истребитель.

Кроме того, японские фирмы "Накадзима" и "Токоросава" выпускали разработанные на базе "Ньюпора-10" учебные самолеты Ко-2, которые применялись в летных школах до конца 20-х годов.



     



 ЛТХ:
Модификация   N.10 C1
Размах крыла, м   7.90
Длина, м   7.00
Высота, м   2.70
Площадь крыла, м2   18.00
Масса, кг  
  пустого самолета   410
  нормальная взлетная   660
Тип двигателя   1 ПД Gnome или Le Rhone
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость , км/ч   146
Крейсерская скорость , км/ч   123
Практическая дальность, км   300
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4600
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет


 Доп. информация :


  Чертеж "Nieuport N.10"
  Фотографии:

 Прототип Nieuport XB
 Прототип Nieuport XB
 Прототип Nieuport XB
 Серийный Nieuport XB
 Серийный Nieuport XB
 Серийный Nieuport XB
  Серийный Nieuport XB
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
  Nieuport 10 C1
 Nieuport 10 C1 Александра Козакова
 Nieuport 10 C1
 Nieuport 10 C1 российской армии
 Nieuport 10 C1 российской армии
  Nieuport 10 C1
 Транспортировка Nieuport 10 C1
 Итальянский Nieuport 10 C1
 Nieuport 10 C1
 Nieuport 10 C1
 Nieuport 10 C1
 Nieuport 10 AV
  Nieuport 10 AV
 Установка пулеметов на Nieuport 10

  Схемы:

 N.10 AV
 N.10 C1

  Варианты окраски:

 Nieuport 10AV      (c) Михаил Быков
 Nieuport 10C1    (c) Михаил Быков
 Nieuport 10 российской армии  (c) Михаил Быков
 Nieuport 10
 Nieuport 10
 Итальянский Nieuport 10

 



 

Список источников:

Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Nieuport Nie-10
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
Windsock 68. J.M. Bruce. Nieuport 10-12
Crowood. Ray Sanger. Nieuport Aircraft of World War One
Squadron/Signal 1167. Peter Cooksley. Nieuport Fighters in action
Windsock Special. J.M. Bruce. Nieuport Fighters
Vintage Warbirds No.10. J.M. Bruce. Nieuport Aircraft of World War One
Le Fana de l'Aviation 2021-07. David Mechin, Michel Benichou. Le Nieuport 10 et la dynastie des biplaces
Air Fan 1991-03. Jean-Jacques Petit. Nieuport et ses beaux Bebes
Dogfight No.4. Naissance du Bebe
Avions 211. Marc Chassard. "Dogfights" sur la Meuse
Avions 72. Victor Kulikov. L'as des steppes Aleksandr Kozakov
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters
A. Durkota, T. Darcey, V. Kulikov. The Imperial Russian Air Service
Jane's Fighting Aircraft of World War I


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: