главная авиация первой мировой истребители
   Type N
       
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1914
Тип: Истребитель-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Дальнейшим развитием идеи своего моноплана стало для фирмы Morane-Saulnier появление самолета Morane-Saulnier Type N. 21 июля 1914 года Гарро продемонстрировал новый аэроплан. Это был знакомый тип Н, но с многогранным фюзеляжем, состоящим из реек с полотняной обшивкой, получившим название "монокок". (Впоследствии этот термин приобрел другое значение). На самолете появился киль с рулем поворота, а на винт надевался большой кок. Все это придавало самолету хорошо обтекаемую каплевидную форму. Это дало заметный прирост скорости. Но самолет стал более строгим в управлении и не обрел популярности у пилотов. Построено всего 49 экземпляров в период с мая 1915 по июнь 1916 года. Кроме версии "N" с мотором "Рон" в 60 л. с., строится модификация "I" с 80-сильным мотором и версия V с увеличенной продолжительностью полета до 3,5 часа (у "N" она составляла 1,5 час, у "I" - 1,75 часа). Эти "Мораны" поступили на вооружение в эскадрильи MS. 12 и 49, где на них воевали такие асы, как Жан Наварр и Адольф Пегу.

Самолет Type N был так же известен во Франции как Morane Monocoque, а в Британии как Morane Bullet. Мораны пользовались большой популярностью в России. Наиболее яркими эпизодами боевой работы "Моранов" в России были подвиги П.Н.Нестерова и А.А.Казакова, неоднократно описанные в различных источниках.

Интересно, что не получивший широкого распространения во Франции "Моран - монокок" стал одним из наиболее известных в 1916 году истребителей в России. Произошло это во многом благодаря тому, что на этих машинах (у нас их называли "Мормон") воевала самая результативная на русско-германском фронте первая боевая авиагруппа Казакова. Всею в нашу страну поступило 11 "Мормонов".

Машины поставлялись без вооружения и уже на месте их оснастили не "Гочкиссами" с отсекателями, а гораздо более эффективными синхронными пулеметами "Виккерс", полученными незадолго до этого из Англии. Благодаря этому, а также мастерству наших пилотов "казаковцы" сбили на "Мормонах" не менее десятка вражеских аэропланов. Германским летчикам с Восточного фронта была хорошо знакома эмблема первой российской авиагруппы - череп ("адамова голова"), изображенный у всех ее самолетов на хвостовом оперении.

В 1917 году, когда первенство в небе полностью захватили маневренные бипланы, на фирме "Моран-Солнье" решили превратить свой самолет в биплан. На фюзеляж типа N поставили бипланную коробку, а к названию добавили литеру "А". В зависимости от типа мотора прибавлялась еще одна буква. Так, например, "Моран-Солнье" тип ANR - был с мотором "Рено", ANB - с мотором "Бугатги", ANL - с мотором "Либерти", ANS - с мотором "Сальмсон". Серийно строились только ANR и ANS под обозначением MoS-35 и MoS-36. В России был проект создания на базе "Морана" двухместного биплана - разведчика, вооруженного двумя пулеметами "Виккерс" с мотором "Рон" в 110л. с. На заводе "Дукс" предпринималась попытка налаживания выпуска такого "Морана" - биплана (у нас, его называли "Морбип"). Но по своим характеристикам он, как и "Мормон", уже уступал современным ему самолетам и поэтому от производства вскоре отказались, да и на западе "Моран-биплан" не оставил заметного следа.

Конструкция.

Самолет Morane-Saulnier Type N представлял собой одноместный среднеплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж состоял из каркаса, покрытого обшивкой. В сечении фюзеляж представлял собой овал. Капот и передняя часть фюзеляжа обшивались алюминиевыми листами, остальная обшивка матерчатая.

Крылья деревянные, двухлонжеронные, тонкого профиля, обшитые тканью, без элеронов. Крылья усиливались расчалками, крепившимися к стойкам над и под фюзеляжем. В поперечной плоскости управление осуществлялось за счет скручивания крыла с помощью тяг. Тяги крепились к заднему лонжерону, проходили через блоки на стойках и соединялись с ручкой управления.

Хвостовое оперение тонкое, без профиля. Стабилизатор только вертикальный. Горизонтальное оперение плавающего типа без стабилизатора.

Шасси с общей осью, амортизация с помощью резинового шнура.

Двигатель роторный "Le Rhone 9C" мощностью 60 кВт.

Вооружение состояло из одного пулемета "Гочкисс", закрепленного над фюзеляжем. На последних самолетах применялся пулемет "Льюис".



 Модификации :
 Type Т  первая серийная модификация.
 Type I

 имел одно важное отличие от варианта Type Nm, а именно: новый ротативный двигатель Le Rhone 9J мощностью 110 л.с. Небольшое количество самолетов летало в составе французских войск, но главным пользователем была Россия, которая имела в войсках значительное количество таких машин.

 Type V

 также оснащенный мотором Le Rhone мощностью 110 л.с., этот вариант был сильно модифицирован: имел крыло увеличенного размаха, более высокую переднюю часть фюзеляжа, где в "подбрюшье" был установлен дополнительный топливный бак для увеличения дальности полета. 12 самолетов были поставлены авиации сухопутных сил Великобритании и еще 12 в Россию. 




 ЛТХ:
Модификация   Type N
Размах крыла, м   8.15
Длина, м   5.83
Высота, м   2.25
Площадь крыла, м2   11.00
Масса, кг  
  пустого самолета   118
  нормальная взлетная   444
Тип двигателя   1 ПД Le Rhone
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость , км/ч   144
Крейсерская скорость , км/ч   124
Продолжительность полета, ч.мин   1.30
Скороподъемность, м/мин   200
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один неподвижный 8-мм пулемет Hotchkiss , или
  один 7.7-мм пулемет Vickers или Lewis


 Доп. информация :


  Чертеж "Morane Saulnier I/N/V"
  Чертеж "Morane-Saulnier Type N"
 Фотографии:

 Type N
 Type N
 Type N
 Type N
 Type N
 Type N
 Type N построенный на заводе Дукс
 Установка пулемета Hotchkiss на Type N
 Кабина пилота Type N

 Схемы:

 Type N     (c) Вячеслав Кондратьев
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Type N  
 Type N

 



 

Список источников:

Крылья Родины . Сергей Горожанин. "Моран" - "Убийца гигантов"
АвиаМастер. Денис Евстафьев. Пулемет победы
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Morane-Saulnier N
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой
Jane's Fighting Aircraft of World War I
The Pioneers. Leon (1885 -1918) et Robert Morane (1886-1968) et Raymond Saulnier (1881 - 1964)
Windsock. J. M. Bruce. Morane-Saulnier Type N,I,V


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: