Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Type N
       
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1914
Тип: Истребитель-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Дальнейшим развитием идеи своего моноплана стало для фирмы Morane-Saulnier появление самолета Morane-Saulnier Type N. 21 июля 1914 года Гарро продемонстрировал новый аэроплан. Это был знакомый тип Н, но с многогранным фюзеляжем, состоящим из реек с полотняной обшивкой, получившим название "монокок". (Впоследствии этот термин приобрел другое значение). На самолете появился киль с рулем поворота, а на винт надевался большой кок. Все это придавало самолету хорошо обтекаемую каплевидную форму. Это дало заметный прирост скорости. Но самолет стал более строгим в управлении и не обрел популярности у пилотов. Построено всего 49 экземпляров в период с мая 1915 по июнь 1916 года. Кроме версии "N" с мотором "Рон" в 60 л. с., строится модификация "I" с 80-сильным мотором и версия V с увеличенной продолжительностью полета до 3,5 часа (у "N" она составляла 1,5 час, у "I" - 1,75 часа). Эти "Мораны" поступили на вооружение в эскадрильи MS. 12 и 49, где на них воевали такие асы, как Жан Наварр и Адольф Пегу.

Самолет Type N был так же известен во Франции как Morane Monocoque, а в Британии как Morane Bullet. Мораны пользовались большой популярностью в России. Наиболее яркими эпизодами боевой работы "Моранов" в России были подвиги П.Н.Нестерова и А.А.Казакова, неоднократно описанные в различных источниках.

Интересно, что не получивший широкого распространения во Франции "Моран - монокок" стал одним из наиболее известных в 1916 году истребителей в России. Произошло это во многом благодаря тому, что на этих машинах (у нас их называли "Мормон") воевала самая результативная на русско-германском фронте первая боевая авиагруппа Казакова. Всею в нашу страну поступило 11 "Мормонов".

Машины поставлялись без вооружения и уже на месте их оснастили не "Гочкиссами" с отсекателями, а гораздо более эффективными синхронными пулеметами "Виккерс", полученными незадолго до этого из Англии. Благодаря этому, а также мастерству наших пилотов "казаковцы" сбили на "Мормонах" не менее десятка вражеских аэропланов. Германским летчикам с Восточного фронта была хорошо знакома эмблема первой российской авиагруппы - череп ("адамова голова"), изображенный у всех ее самолетов на хвостовом оперении.

В 1917 году, когда первенство в небе полностью захватили маневренные бипланы, на фирме "Моран-Солнье" решили превратить свой самолет в биплан. На фюзеляж типа N поставили бипланную коробку, а к названию добавили литеру "А". В зависимости от типа мотора прибавлялась еще одна буква. Так, например, "Моран-Солнье" тип ANR - был с мотором "Рено", ANB - с мотором "Бугатги", ANL - с мотором "Либерти", ANS - с мотором "Сальмсон". Серийно строились только ANR и ANS под обозначением MoS-35 и MoS-36. В России был проект создания на базе "Морана" двухместного биплана - разведчика, вооруженного двумя пулеметами "Виккерс" с мотором "Рон" в 110л. с. На заводе "Дукс" предпринималась попытка налаживания выпуска такого "Морана" - биплана (у нас, его называли "Морбип"). Но по своим характеристикам он, как и "Мормон", уже уступал современным ему самолетам и поэтому от производства вскоре отказались, да и на западе "Моран-биплан" не оставил заметного следа.

Конструкция.

Самолет Morane-Saulnier Type N представлял собой одноместный среднеплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж состоял из каркаса, покрытого обшивкой. В сечении фюзеляж представлял собой овал. Капот и передняя часть фюзеляжа обшивались алюминиевыми листами, остальная обшивка матерчатая.

Крылья деревянные, двухлонжеронные, тонкого профиля, обшитые тканью, без элеронов. Крылья усиливались расчалками, крепившимися к стойкам над и под фюзеляжем. В поперечной плоскости управление осуществлялось за счет скручивания крыла с помощью тяг. Тяги крепились к заднему лонжерону, проходили через блоки на стойках и соединялись с ручкой управления.

Хвостовое оперение тонкое, без профиля. Стабилизатор только вертикальный. Горизонтальное оперение плавающего типа без стабилизатора.

Шасси с общей осью, амортизация с помощью резинового шнура.

Двигатель роторный "Le Rhone 9C" мощностью 60 кВт.

Вооружение состояло из одного пулемета "Гочкисс", закрепленного над фюзеляжем. На последних самолетах применялся пулемет "Льюис".



 Модификации :
 Type Т  первая серийная модификация.
 Type I

 имел одно важное отличие от варианта Type Nm, а именно: новый ротативный двигатель Le Rhone 9J мощностью 110 л.с. Небольшое количество самолетов летало в составе французских войск, но главным пользователем была Россия, которая имела в войсках значительное количество таких машин.

 Type V

 также оснащенный мотором Le Rhone мощностью 110 л.с., этот вариант был сильно модифицирован: имел крыло увеличенного размаха, более высокую переднюю часть фюзеляжа, где в "подбрюшье" был установлен дополнительный топливный бак для увеличения дальности полета. 12 самолетов были поставлены авиации сухопутных сил Великобритании и еще 12 в Россию. 




 ЛТХ:
Модификация   Type N
Размах крыла, м   8.15
Длина, м   5.83
Высота, м   2.25
Площадь крыла, м2   11.00
Масса, кг  
  пустого самолета   118
  нормальная взлетная   444
Тип двигателя   1 ПД Le Rhone
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость , км/ч   144
Крейсерская скорость , км/ч   124
Продолжительность полета, ч.мин   1.30
Скороподъемность, м/мин   200
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один неподвижный 8-мм пулемет Hotchkiss , или
  один 7.7-мм пулемет Vickers или Lewis


 Доп. информация :


  Чертеж "Morane Saulnier I/N/V"
  Чертеж "Morane-Saulnier Type N"
 Фотографии:

 Morane-Saulnier N Ролана Гаро
 Morane-Saulnier N Ролана Гаро
 Один из первых построенных вооруженных Morane-Saulnier N
  Morane-Saulnier N "Le Vengeur" Эжена Жильбера
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N построенный на заводе Дукс
 Morane-Saulnier N построенный на заводе Дукс
 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier I
 Morane-Saulnier I
 Morane-Saulnier I Московской авиашколы
 Morane-Saulnier I Московской авиашколы
 Morane-Saulnier V
 Morane-Saulnier V
 Пулемет Hotchkiss на Morane-Saulnier N
 Кабина Morane-Saulnier N

 Схемы:

 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier I
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Morane-Saulnier N
 Morane-Saulnier N "Le Vengeur" Эжена Жильбера
 Morane-Saulnier N

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1995-10-11. Сергей Горожанин. "Моран" - "Убийца гигантов"
АвиаМастер 2005-03. Денис Евстафьев. Пулемет победы
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Morane-Saulnier N
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters
A. Durkota, T. Darcey, V. Kulikov. The Imperial Russian Air Service
Windsock 58. J. M. Bruce. Morane-Saulnier Type N,I,V
DocAvia 3. Louis Bonte. L'Histoire des essais en vol 1914-1940
Windsock International 1995-09-11. Harry Woodman. The Mother of Invention
Flying Scale Models 2015-02. Morane Saulnier "N"
Jane's Fighting Aircraft of World War I
The Pioneers. Leon (1885 -1918) et Robert Morane (1886-1968) et Raymond Saulnier (1881 - 1964)
L+K 1990-18. Jiri Hornat. Morane Saulnier Type N


Уголок неба. 2021  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: