Уголок неба ¦ Morane-Saulnier MS.225

Реклама...

Профессиональная косметика https://cosmogid.ru оптом и в розницу.
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   MS.225
       
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Истребитель MS.225 - был фактически новым самолетом, полученным через серию прототипов из созданного в 1927 году MS.121. Компания Gnome-Rhone разрабатывала моторы серии "K" (Serie K), которые полностью отличались от двигателей Jupiter, особенно ребрами охлаждения и системой распределения. Во второй половине 1931 года двигатель, получивший обозначение 9Kbrs Mistral, прошел аттестационные испытания, во время которых была подтверждена способность развивать на взлете 520 л.с. и на высоте 4 000 метров при 2 300 об/мин - 510 л.с..

В Пюто (Puteaux; департамент Верхняя Сена), где находилось конструкторское бюро компании Morane-Saulnier, был разработан новый истребитель MS.225, который технологически был похож на своего предшественника, но обладал двумя усовершенствованиями: улучшенным обзором и современным двигателем. В то время как на MS.224 консоли крыла были прикреплены к верхним оконечностям сходившихся к оси самолета коротких центропланных стоек, на MS.225 крыло крепилось к центропланным стойкам, которые расходились от центральной оси и тмели большую длину. В результате ценой небольшого увеличения лобового сопротивления, вызванного подъемом центроплана и фюзеляжем несколько большего поперечного сечения, обеспечивался значительно лучший обзор вперед. Еще одним новшеством, внедренным в конструкцию самолета, были трубы, с помощью которых осуществлялось управление элеронами. Эти трубы перемещались в задних центропланных стойках и не могли препятствовать обзору в стороны.

Планер самолета состоял из:

  • центроплана: два лонжерона (трубы круглого поперечного сечения из специальной стали), дюралюминиевые нервюры, дополнительно укрепленные в передней и задней кромках листали дюраля, обшивка полотняная;
  • консолей крыла: два лонжерона (дюралюминиевые трубы прямоугольного поперечного сечения), деревянные нервюры (четыре усиленные нервюры образовывали кессон), расстояние между которыми составляло 25 см, были соединены между собой еловыми стрингерами и деревянным вспомогательным лонжероном, передняя кромка была усилена фанерой, обшивка полотняная;
  • элеронов: один лонжерон (дюралюминиевая труба круглого поперечного сечения), дюралюминиевые штампованные нервюры, полотняная обшивка; с крылом каждый из элеронов соединялся при помощи четырех шарниров, прикрепленных к усиленным нервюрам крыла;
  • фюзеляжа: дюралюминиевый силовой набор, состоявший из четырех лонжеронов (трубы круглого поперечного сечения), трех штампованных шпангоутов и поперечин (трубы круглого поперечного сечения), расчаленных изнутри рояльной проволокой; передняя часть фюзеляжа до кабины пилота покрывалась съемными металлическими листами; остальная часть обшивки - полотно, наложенное на придававшие округлую форму вспомогательные деревянные шпангоуты; площадь поперечного сечения мидель-шпангоута 1,36 м?;
  • хвостового оперения: дюралюминиевые лонжероны (трубы круглого поперечного сечения), штампованные дюралюминиевые нервюры, полотняная обшивка;
  • шасси: для уменьшения сопротивления пространство между основными и задними наклонными штангами каждой из основных опор шасси были покрыты полотном; основные штанги оборудованы амортизаторами компании Messier с ходом 150 мм; колеса изготовлены из магниевого сплава "электрон", шины имели размеры 750 ? 150 мм.

Что касается аэродинамики, то следует отметить, что крыло имело профиль MS-16 (как у MS.230), что помогает объяснить отличное выполнение фигур высшего пилотажа. Общая площадь несущей поверхности составляла 17,20 м?, а коэффициент перегрузки при общем весе 1 600 кг был равен 16!

Серийное производство пулеметов Darne (MAC 1934) еще не было начато и, как следствие, вооружение истребителя не отличалось от вооружения машин уже состоявших на вооружении и включало в свой состав два 7,7-мм пулемета Vickers (выпускались по лицензии MAC) - как в 1918 году! Боезапас составлял по 350 патронов на ствол. Двигатель Gnome-Rhone 9Kbrs был оснащен редуктором с передаточным числом 2:3 и вращал двухлопастный винт Ratier с изменяемым на земле шагом. Двигатель был заключен в капот, передняя кромка которого была образована выпускным коллектором. MS.225 стал первым французским серийным самолетом, который был оснащен капотом NACA.

Перечисленное выше показывает, что MS.225 приставлял собой счастливое сочетание новшеств и рациональности, что полностью соответствовало пожеланиям генерального штаба. Подготовленный в мае 1932 года контракт 273/2 на пятьдесят самолетов был подписан 12 июля того же года, и прототип, ставший первым самолетом данной серии (No.1, заводской номер 4011, номер военной регистрации N 500), в октябре 1932 года совершил свой первый полет с аэродрома, расположенного в Виллакубле и принадлежащего компании Morane-Saulnier. 31 января 1933 года этот самолет был передан технической службе для проведения официального тестирования в центре по испытанию авиационной техники (Centre d’Essais du Materiel Aeronautique - CEMA). 13 февраля за первым самолетом последовал второй (No.2, заводской номер 4012, номер военной регистрации N 501), который был оснащен двигателем Gnome-Rhone 9Kdrs, развивавшим на номинальном режиме (2 280 об/мин) и высоте 3 790 метров 490 л.с. и вращавшим двухлопастный пропеллер Chauviere 5.260 диаметром 3,04 метра. Данной силовой установкой должны были оснащаться серийные самолеты, которые в составе стандартного оборудования также должны были иметь коллиматор O.P.L., кинофотопулемет O.P.L. и кислородный прибор Munerelle. Производство истребителей MS.225 продолжалось, и в 1933 году министерством авиации были дополнительно заказаны еще пять самолетов данного типа. Затем еще три MS.225 были заказаны китайским правительством и еще шестнадцать машин в рамках выданного министерством авиации контракта 380/3 были построены для переоснащения истребительных эскадрилий наземного базирования из состава авиации ВМФ. В общей сложности было изготовлено 74 самолета.

Фактически было изготовлено 73 истребителя MS.225, поскольку самолет с заводским номером 4065 в соответствии с поправкой No.10 (от 31 августа) к контракту 273/2 стал опытным истребителем и летающей лабораторией по отработке вооружения MS.227 No.1. В апреле 1933 года первая партия из пяти истребителей MS.225 была доставлена в расположенный в Виллакубле специальный склад авиатехники No.1 (Entrepot Special d’Aviation No.1), ответственный за распределение самолетов по подразделениям. 13 сентября 1933 года почтово-пассажирским судном три заказанных Китаем самолета были отправлены неизвестному покупателю. Один из серийных MS.225 (даже номер неизвестен!) был временно демилитаризован (сохраняя при этом номер военного регистра) для участия в проходивших 8 октября 1933 года авиационных соревнованиях. Под управлением Мишеля Детруа MS.225 сражался против Герхарда Физелера в акробатическом состязании - термин того времени. Ткурнир был разделен на два раунда, и оппоненты, обменявшись во втором раунде своими машинами, завершили дело ничьей. Более чем впечатляющий результат для MS.225, задуманного как истребитель, в то время как оппонент - Fieseler F2 Tiger с самого начала разрабатывался в качестве акробатического самолета, способного без проблем выполнять перевернутый полет.

В ноябре 1933 года на истребители MS.225 стали переоснащаться 1-я авиагруппа (ныне эскадрилья 1/3 Navarre), входившая в состав 6-й эскадры, Реймс, (6e Escadre a Reims) и 1-я авиагруппа (ныне эскадрилья Provence) из состава 7-й эскадры, Дижон (7e Escadre a Dijon); новыми самолетами заменялись LGL-32 и Wib-72 соответственно. Этим двум группам сразу же стали завидовать пилоты других истребительных авиачастей особенно после неприятного эпизода, произошедшего с NiD-622 из состава 2-го истребительного авиаполка, Страсбург. Эти устаревшие машины имели разницу в скорости всего 10 км/ч с самолетами, которые они должны были сопровождать вдоль Рейна. Речь идет о двадцати четырех гигантских летающих лодках Savoia-55X, которые под управлением маршала Итало Бальбо (экипажи итальянских гидросамолетов состояли из военных летчиков) совершали перелет по маршруту Италия - США - Италия.

С момента перевооружения истребители расквартированных в Реймсе и Дижоне частей одном из частыо применяемых тактических приемов, использовавшихся пилотами MS.225, был очень короткий взлет, набор высоты 4 000 метров - до границы высотности двигателя, - после чего выполнялся разворот и резкое пикирование вниз (как говорил один из современников "падали как камень на нагрудник доспеха"). По словам Жака Лекарма (Jacques Lecarme), который в те годы начинал карьеру летчика-испытателя, истребитель MS.225 был "превосходно выполнял высший пилотаж и был очень маневренным".

Срыв потока у MS.225 был резким и происходил без предупреждения. Однако никаких неприятных последствий этого не было. и из штопора самолет выходил легки и быстро. К сожалению большое количество официальных документов технической службы было списано и уничтожено без какой-либо пользы, однако отсутствие нареканий позволяет сделать робкое предположение, что французские ВВС и зарубежные заказчики не испытывали проблем в данном вопросе.

Для механиков MS.225 также не представлял серьезных проблем. Планер самолета легко разбирался на части. В части двигателя, количество цилиндров которого было по-прежнему равно девяти, единственным новшеством был нагнетатель, не доставивший никаких неприятностей. Тем не менее, MS.225 не стал первым французским самолетом, оснащенным системой наддува воздуха, поскольку в 1920-24 годах одна эскадрилья 34-го полка была оснащена Breget-14 с турбокомпрессорами Rateau. Данный эксперимент завершился неудачей вследствие недостаточной термической стойкости материалов тех лет.

В авиации ВМС Франции базировавшаяся в Мариньяне эскадрилья 3C1 сменила свои NiD-62 и NiD-622 на построенные в соответствии с контрактом 380/3 истребители MS.225, первый из которых совершил свои первые полеты в феврале 1934 года в Вилакубле.

В Дижоне летные качества истребителей MS.225 вызвали у пилотов 1-я авиагруппы законное желание выполнить одиннадцатью самолетами высший пилотаж в тесном строю. Вскоре эта часть, названная в честь командира "патруль Визера" (Patrouille Weiser), стала украшением многих авиационных праздников.

Расквартированная в Реймсе 1-я авиагруппа 6-й эскадры с 1 января 1935 года стала 1-й авиагруппой 42-й смешанной эскадры и в июле того же года начала переоснащение на D-500 им D-501.

Двенадцать MS.225 состояли на вооружении 564-й территориальной истребительной эскадрильи, образованной 1 апреля 1937 года в Куэр-Пьеррефё (Cuers-Pierrefeu). 1 января 1939 года это подразделение было расформировано, чтобы в Мариньяне на этой матчасти создать 4-ю эскадрилью 8-й эскадры. В результате была укомплектована 2-я авиагруппа этой эскадры, чья 3-я эскадрилья (бывшая 3C1) 1 января 1936 года вместе со своей матчастью была переведена из состава авиации ВМС в ВВС. До своего перевооружения на Potez-631 (февраль-март 1939 года) 2-я авиагруппа (ныне эскадрилья Languedoc) 8-й эскадры была вооружена D-510 (ими была переоснащена 3-я эскадрилья в июле 1938 года) и MS.225 (оставались на вооружении 4-й эскадрильи).

После перевооружения 1-й группы 7-1 эскадры на Bleriot-SPAD-510, завершившегося 26 мая 1937 года, MS.225 продолжили свою карьеру в качестве пилотажных самолетов в цветах бывшего "патруля Этампа" (Patrouille d’Etampes), который с момента перевода в Салон-де-Прованс (Salon-de-Provence) именовался "патруль летной школы" (Patrouille de l’Ecole de l’Air). Прекрасные выступления, начатые в Этампе в 1935 году на MS.230, продолжились с еще большей эффективностью.

Уместно сделать небольшое отступление и упомянуть о тех улучшениях, которые были внесены в конструкцию самолета в мае 1934 года. Самолет, получивший новое обозначение MS.225 VSD (Vol sur le Dos - перевернутый полет), отличался улучшенной системой подачи топлива и, главным образом, хвостовым оперением, имевшим увеличенные высоту киля и размах стабилизатора. Остается неизвестным количество модернизированных самолетов, однако сохранившиеся докуматы позволяют с уверенностью сказать, что модернизированы были машины с серийными номерами No.9, 11 и 28.

Также была разработана еще одна модификация "двести двадцать пятого" - MS.225 EVN (Equipement de Vol de Nuit - оборудование для ночных полетов). В соответствии со своим названием самолеты (из сохранившейся документации известно, что это были машины с серийными номерами No.17 и 37, но, возможно, они были не единственными) были оснащены необходимым для ночных полетов электрооборудованием.

Хотя MS-225 No.57 и не предназначался для авиации ВМС Франции, он был оснащен надувными баллонетами Lux и 1 марта 1935 года был передан CEMA для проведения испытаний.

MS-225 No.11, у которого винт Chauviere-5260 был заменен винтом изменяемого шага Chauviere-5359, выполнил 6 февраля 1936 года два полета. Длина разбега составляла 185 метров (сокращение на 30 метров), набор высоты 4 000 метров составлял 7 минут 28 секунд (на 19 секунд меньше по сравнению с февралем 1933 года) и максимальная скорость на этой высоте 319 км/ч (против 333,5 км/ч в феврале 1933 года).

Остальные MS.225 сохранили свои двухлопастные винты фиксированного шага; на 16 августа 1939 года в строю оставалось всего 36 самолетов данного типа (из них шесть были неисправны). Пятнадцать из них сохранили вооружение. 1 сентября 1939 года девять вооруженных MS.225, находившихся в составе "патруля летной школы", были отправлены в Лион для усиления E.R.C. 1/562, оснащенной D-501. Однако война требовала большое количество летного персонала, и спустя пятнадцать дней "патруль летной школы" был введен в штат расположенной в Салон-де-Провансе школе летных наблюдателей.

На 1 ноября 1939 года летная школа (к этому времени переведена в Бордо) и летное училище пилотов-истребителей No.4, Авор (Avord) имели по одиннадцать MS.225 и использовали их для обучения курсантов, которые должны были летать на одноместных самолетах. На 10 мая 1940 года оставались 34 самолета данного типа (из них четыре были неисправны), а на 20 июля того же года в неоккупированной зоне оставались лишь шесть MS.225. Остальные в хаосе поражения либо сгинули, либо стали трофеями немцев.






 Модификации :
MS.225  базовый вариант.
MS.226  палубный вариант, созданный в конце 1933 года, с посадочным крюком под хвостовой частью фюзеляжа.
MS.226bis  вариант MS.226 со складывающимся крылом, облетанный в 1934 году.
MS.227  впервые взлетел в 1933 году, использовался в качестве летающей лаборатории для испытаний двигателя Hispano-Suiza 12Xcrs мощностью 690 л.с. (515 кВт), вращавшего четырехлопастный винт.
MS.275  впервые взлетел в 1934 году; вариант имел доработанные крыло и оперение, оснащался 690-сильным (515 кВт) ПД Gnome-Rhone 9Krse, что позволяло ему развивать на высоте 4000 м максимальную скорость 348 км/ч; серийно не строился.
MS.278  второй MS.225, переделанный под установку 520-сильного (388 кВт) дизеля Clerget 14Fos.



 ЛТХ:
Модификация   MS.225
Размах крыла, м   10.56
Длина, м   7.24
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2   17.20
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   1581
Тип двигателя   1 ПД Gnome Rhone 9KBrs
Мощность, л.с.   1 х 500
Максимальная скорость , км/ч   328
Крейсерская скорость , км/ч   284
Практическая дальность, км   700
Скороподъемность, м/мин   498
Практический потолок, м   9500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.7-мм пулемета Vickers


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип MS.225 на Парижской выставке
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225 авиации флота
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225
 MS.225 авиации флота
 MS.225 авиации флота
 MS.225 авиации флота
 MS.225 авиации флота
 MS.225
 MS.225
 MS.225 VSD

 Схемы:

 MS.225
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

  MS.225 1 Escadrille, 7e Escadre
 MS.225 VSD Ecole de l'Air
 MS.225 GC 1/7
 MS.225 авиации флота (GC II/8) (c) Thierry Dekker

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Истребители Morane-Saulnier MS.225
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Morane-Saulnier MS.225
Avions 75-79. Pierre Cortet, Christophe Cony. Le Morane-Saulnier MS 225 C1
Avions 81. L. Morareau, C. Cony, P. Cortet. Les Morane-Saulnier MS 225 & 226 de la Marine
Le Fana de l'Aviation 1969-07-08. Pierre Leyvastre. Le M.S.-225!
Le Fana de l'Aviation 1969-10. Pierre Leyvastre. Par "navalisation" du MS.225 on obtint, en 1934, le Morane Saulnier 226
Le Fana de l'Aviation 1970-01. Pierre Leyvastre. M.S.-227 : avion-canon
Air International 1988-01. Fighter A to Z
L'Aeronautique 1932-12. Le Monoplace de chasse Morane-Saulnier 225
L'Aerophile-Salon 1932. Morane-Saulnier type 225 C1, Gnome et Rhone 9 Kbrs 500 cv


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: