главная авиация первой мировой истребители
   Lloyd 40.16
       
Разработчик: Lloyd
Страна: Австро-Венгрия
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   

 

В годы Первой мировой войны австро-венгерская фирма Lloyd разработала целый ряд опытных самолётов, характерными чертами которых были оригинальность технических решений и, мягко говоря, нестандартный внешний вид. Недавно на сайте выкладывался материал об одном из них - двухместном истребителе Lloyd 40.05, или тип FJ.

Закостенелая и сопротивляющаяся прогрессу Австро-Венгерская империя в некоторых областях военного дела шла как минимум вровень с Германией и странами Антанты. Что же касается авиаконструкторов этой страны, то подчас они даже опережали своё время, разрабатывая технологии, к которым остальной мир приступал лишь десятилетия спустя. Как пример можно вспомнить довольно удачный привязной вертолёт наблюдения PKZ-2 с соосными винтами (но ещё без управления лопастями) или эксперименты с электрическими силовыми установками для летательных аппаратов. С другой стороны, с качеством производившейся в годы войны авиационной техники было не всё гладко. Корни проблемы проистекали из самой сути Австро-Венгерской империи, т.н. дуализма: критическую ситуацию, сложившуюся после проигранной в 1866 г. прусско-австрийской войны, в полной мере использовала Венгрия и в рамках Соглашения приобрела значительную автономию - именно с тех пор империя называлась не Австрийской, а Австро-Венгерской. Для аграрной Венгрии наступила эпоха индустриального развития, а в новом столетии к возникшим ранее машиностроительным предприятиям прибавились и первые авиационные фирмы. Но в Венгрии не было ни традиций столь сложного производства, ни рабочих соответствующей квалификации; оттого и качество выпускаемой продукции - самолётов и авиационного оборудования - получалось откровенно низким. Тем не менее, будапештский парламент твёрдо настаивал на сохранении в стране военного производства.

Нельзя сказать, что венгерские конструкторы не могли создавать удачные самолёты. Напротив, им был присущ творческий, неординарный подход и оригинальные идеи, но плохое производственное исполнение сводило на нет все их усилия. Типичным примером является фирма Ungarische Lloyd Flugzeug und Motorenfabrik - акционерное общество с заводами в Будапеште и Асоде (Aszod), основанное ещё в 1914 году. Её основной серийной продукцией были выпускаемые по лицензии самолёты Aviatik, но производились и собственные разработки - например, серия двухместных бипланов C.I - C.V. Однако в строевых частях LFT (Luftfahrtruppe - название австро-венгерских ВВС) "Ллойды" популярностью не пользовались из-за ненадёжности и низких ЛТХ.

В апреле 1915 г. на фирму пришёл новый главный конструктор - доктор инженерии Тибор фон Мельшер (Tibor von Melczer), сразу же начавший внедрять нетрадиционные решения, из которых наименее "революционным" стала обшивка крыльев шпоном. Примером его подхода является и одноместный истребитель Lloyd DD (тип 40.16). Разработка конструкторской документации и расчёты по этому проекту были закончены в сентябре 1917 г., причём замысел конструктора состоял в том, чтобы устранить недостаток большинства тогдашних бипланов - ограниченный верхним крылом обзор вперёд-вверх. В результате получился цельнодеревянный биплан с большим выносом, верхнее крыло которого было "уложено" сверху на высокий фюзеляж и подпиралось снизу широким профилированным подкосом, создающим дополнительную подъёмную силу. Нижнее крыло меньшего размаха было заметно смещено назад, и от него к верхним лонжеронам фюзеляжа шли плоские деревянные подкосы треугольной формы. Вся эта система должна была быть достаточно жёсткой для того, чтобы обойтись без традиционных расчалок. Каждое крыло имело два основных и 4 вспомогательных лонжерона; обшивка от носка до заднего лонжерона - шпон, далее до образованной стальным тросом задней кромки - полотно. Элероны с трубчатым каркасом и полотняной обшивкой были только на верхнем крыле. Оперение было свободнонесущим; киль и стабилизатор - деревянные, обшитые шпоном, конструкция рулей аналогична элеронам.

Фюзеляж самолёта - ферменной конструкции, прямоугольного сечения, цельнодеревянный, включая фанерную обшивку, крепившуюся к каркасу клеем и гвоздями. Кабина пилота располагалась сразу за верхним крылом, обеспечивая хороший обзор вперёд, вверх и достаточно неплохой - вперёд-вниз (при наклоне головы); в боковых стенках кабины имелись прозрачные окошки. Шасси не представляло собой ничего особенного: V-образные трубчатые стойки, общая ось, амортизация резиновыми жгутами.

В качестве силовой установки был выбран 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz IV мощностью 220 л.с., выпускавшийся по лицензии венгерской автомобильной фирмой MARTA-Ungarische Automobil A.G. из г. Арад (Arad, в 1920 г. отошёл к Румынии) под обозначением "Bz 220 серии 81". Мотор был полностью спрятан в фюзеляже; для доступа к нему были сделаны большие съёмные алюминиевые крышки с вентиляционными жалюзи (в правой крышке имелся также вырез для выхлопного коллектора и воздухозаборник карбюратора). Радиатор - лобовой, сотовый, автомобильного типа. Вооружение должно было состоять из двух синхронных пулемётов - отечественных Schwarzlose M 7/12 или M 16, калибра 8 мм, или немецких 7,92-мм LMG 08/15. Их планировали установить в верхней части фюзеляжа перед кабиной. Однако на прототипе 40.16, постройка которого в Асоде завершилась в начале зимы 1917 г., вооружение не устанавливалось.

На заводе прототип осмотрели сотрудники авиационного арсенала Flars (Fliegerarsenal), в задачи которого входил выбор авиационной техники для LFT. Хотя их не вдохновило ни качество исполнения, ни сама концепция самолёта, да и в достижении заявленных ЛТХ были сомнения, они всё же предложили подготовить машину к предстоящим в июне 1918 г. в Асперне сравнительным испытаниям новых типов истребителей. Обязательным условием для этого была замена двигателя на проверенный Austro-Daimler AD 6 серии 18 (185 л.с.), ибо венгерские "Бенцы" "славились" низким качеством и ненадёжностью, да и вообще Benz Bz IV скорее подходил для более тяжёлых, двухместных самолётов (для них он изначально и создавался).

Переделанный Lloyd DD был, видимо, успешно облётан в Асоде и действительно представлен на конкурс в Асперне, но о результатах его официальных испытаний ничего не известно. Возможно, что пилоты Flars попросту отказались летать на нём, и в воздух в Асперне он так и не поднялся... Летом 1918 г. уже было налажено массовое производство других, надёжных и проверенных типов истребителей - Albatros (Oef.) D.III, Aviatik D.I и Phoenix D.I. Экстравагантный "Ллойд" даже по расчётным данным не превосходил их ни в чём, кроме обзора из кабины. В итоге ему пришлось сойти со сцены: по всей вероятности, ещё летом 1918 г. прототип был утилизирован. Сегодня об этой необычной машине напоминают лишь два не слишком качественных фото.

В подобном же ключе фон Мельшер разработал и ещё один опытный истребитель - триплан 40.15. Он был построен, но на конкурс в Асперне не успел и до конца войны не вышел из стадии наземных испытаний.

(c) alternathistory.org.ua




 ЛТХ:
Модификация   Lloyd 40.16
Размах крыла, м   8.60
Длина, м   6.85
Высота, м   2.45
Площадь крыла, м2   24.53
Масса, кг  
  пустого самолета   765
  максимальная взлетная   1005
Тип двигателя   1 ПД Daimler (MAG)
Мощность, л.с.   1 х 185
Максимальная скорость, км/ч   185
Крейсерская скорость, км/ч   170
Практическая дальность, км   400
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5600
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один(два) 8-мм пулемета


 Доп. информация :


  Чертеж "Lloyd 40.16"
 Фотографии:

 Lloyd 40.16
 Lloyd 40.16

 Схемы:

 Lloyd 40.16

 Варианты окраски:

 Lloyd 40.16

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный истребитель Lloyd (DD) 40.16
Air International. Fighter A to Z
Losteagles.com. Austro-Hungary. Lloyd 40.16
L+K. Miroslav Balous. Lloyd DD (40.16)


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: