Уголок неба ¦ Gloster Grouse

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Grouse
       
Разработчик: Gloster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1923
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Несмотря на то, что Grouse в глазах общественности и официальных лиц добился успеха в качестве двухместного учебного самолета, изначально эта машина задумывалась Генри Фолландом и в 1923 году на собственные средства строилась компанией Gloucestershire Aircraft (Gloster) как экспериментальная. Целью постройки самолета было исследование летных характеристик специальной комбинации аэродинамических профилей верхнего и нижнего крыльев, разработанных Фолландом, чтобы объединить достоинства конфигураций биплана и моноплана.

Данная комбинация крыльев, известная как Gloster H.L.B., представляла собой одностоечную бипланную коробку и состояла из верхнего крыла с профилем, создававшим большую подъемную силу, и нижнего крыла с профилем, обеспечивавшим среднюю подъемную силу, которое обеспечивало хорошие подъемную силу и взлетную скорость. Данная бипланная коробка была установлена на модифицированный двухместный истребитель Gloster Sparrowhawk (номер гражданской регистрации G-EAYN), оснащенный 230-сильным ротативным двигателем B.R.2. На больших скоростях нижнее крыло, расположенное по сравнению с верхним крылом с меньшим углом атаки, создавало меньшую подъемную силу и поскольку оно было довольно малой относительной толщины, то создавало небольшое сопротивление. В результате эффективность, близкая к эффективности моноплана, достигалась без использования увеличенного размаха крыла. Движение центра давления также было уменьшено, и имевший короткий фюзеляж Gloster Grouse был компактным высокоманевренным самолетом.

В то время было мало что известно о свободнонесущих монопланах, и данная комбинация крыльев почти наверняка давала лучшее соотношение подъемной силы и сопротивления из когда-либо испытанных на истребителях-бипланах. Некоторое представление об общей эффективности такой компоновки можно получить из сравнения самолета Grouse I, имевшего верхнее крыло с аэродинамическим профилем Gloster H.L.B.1 и нижнее крыло с аэродинамическим профилем Gloster H.L.B.2, и истребителя Mars II, оба крыла которого имеют аэродинамические профили RAF 15. Площадь крыла самолета Grouse I была на 65 кв. футов (6,04 м?) меньше, чем у истребителя Mars II, а из-за использования более толстых аэродинамических профилей масса его конструкции составляла 1375 фунтов (624 кг) и была меньше на 4% массы истребителя Mars II. Несмотря на большую удельную нагрузку на крыло скорость сваливания самолета Grouse I составляла 47 миль в час (76 км/ч) против 51 мили в час (76 км/ч) истребителя Mars II.

Несмотря на почти неизбежное отсутствие первоначального интереса руководство Министерства авиации в конечном счете решило исследовать качества новой комбинации крыльев конструкции Генри Фолланда и дало указания, чтобы в Хендоне компания Gloster провела специальный показ самолета Grouse I (G-EAYN). Проведенная демонстрация настолько убедительно подтвердила заявления руководства компании Gloster, что Министерство авиации выдало ей заказ на три самолета, оснащенные 350-сильными радиальными двигателями Armstrong Siddeley Jaguar III. Чтобы отличаться от прототипа самолетам было присвоено обозначение Grebe I.

В 1924 году была проведена некоторая модернизация самолета Grouse, и позднее машина была оснащена 185-сильным радиальным двигателем Armstrong Siddeley Lynx. Машина, получившая обозначение Grouse II, была задумана в качестве замены Avro 504, который в те годы был стандартным учебным самолетом Королевских ВВС. Машина, получившая 21 апреля 1925 года сертификат летной годности, включала в себя множество конструктивных особенностей самолетов Grouse I и Grebe, среди которых было, разумеется комбинация крыльев Gloster H.L.B.. Самолет Grouse II оказался необычайно устойчивым и легким в управлении, обладая при этом превосходной маневренностью. Четкому управлению элероном способствовала система управления. Данная система состояла из толкающих тяг и двуплечих рычагов, шедших от ручки управления к нижним элеронам, которые имели дифференциальное отклонение. С помощью внешних тяг управляющие сигналы передавались от нижних элеронов к верхним. Позднее самолет получил более крупные элероны и масляные амортизаторы основных стоек.

С точки зрения конструкции и аэродинамики Grouse II и Grebe были очень похожи и их многие компоненты были взаимозаменяемыми. Более того, в двигателях Lynx и Jaguar использовались одинаковые цилиндры, поршни и другие детали и узлы. К сожалению для компании Gloster самолет Grouse несмотря на высокие характеристики и сходство с истребителем Grebe не был принят Королевскими ВВС. Как следствие компания обратилась на внешние рынки, и самолет привлек интерес со стороны Швеции. Самолет был оправлен в Швецию, где в Малмслете (Malmslatt) на базе авиационной службы шведской армии был выполнен ряд демонстрационных полетов. Шведы быстро оценили ценность машины, и не только 9 декабря 1925 года купили машину, но и серьезно задумались о размещении заказа еще на восемь самолетов Grouse II. Однако этот заказ не был реализован, но Grouse, несомненно, способствовал выбору и в последующие годы лицензионному производству в Швеции британских радиальных двигателей воздушного охлаждения.





 ЛТХ:
Модификация   Grouse Mk.I
Размах крыла, м   8.23
Длина, м   5.79
Высота, м   2.78
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   624
  нормальная взлетная   962
Тип двигателя   1 ПД Bentley BR.2
Мощность, л.с.   1 х 230
Максимальная скорость , км/ч   206
Крейсерская скорость , км/ч   182
Продолжительность полета, ч.мин   3.45
Практический потолок, м   5790
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7,7-мм пулемета Vickers


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Grouse I
 Grouse I
 Grouse I
 Двухместный Grouse II
 Двухместный Grouse II
 Двухместный Grouse II
 Двухместный Grouse II
 Двухместный Grouse II
 Шведский Grouse II
 Шведский Grouse II
 Шведский Grouse II

  Схемы:

 Grouse II

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Экспериментальный самолет Gloster Grouse I и учебный истребитель Gloster Grouse II
Putnam. Derek N. James. Gloster Aircraft Since 1917
Luftfahrtgeschichte.com -Flugzeuge Gloster Grouse
British Aircraft Directory. Gloster Grouse
Air Warfare Forum :: View topic - Gloster G.II Grouse Mk II
Avrosys.nu. Gloster Grouse (1926-1929)
Flygplansritningar. Bjorn Karlstrom. Svenska Flygvapnets Skolflygplan 1926-83
Flight 1923-07. The Gloucestershire "Grouse"
Flight 1925-02. A Useful School Bus
Flight 1925-11. Gloster G.11 Grouse Mk.II
IWM.org.uk. Gloster "Grouse II" Biplane
Digitaltmuseum.se. Gloster Grouse II


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: