Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Farman F.30
       
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проживавшая во Франции чета британцев Фарман вырастила трёх сыновей: Ричарда, Генри (Henry) и Мориса (Maurice). Двое последних, между которыми всегда витал дух соперничества, в зрелом возрасте серьёзно увлеклись спортом, особенно его техническими видами: сначала велосипедным, затем автомобильными гонками, и в конце концов это логично привело их в ряды пионеров авиации.

В 1908 году Генри (живя в Париже, он предпочитал именоваться на французский манер - Анри [Henri]) заказал биплан Voisin. Однако облюбованный им самолёт фирма сочла более выгодным продать в Великобританию лорду Муру-Брабазону (Moore-Brabazon), и недовольный энтузиаст решил сам построить самолёт. В Мурмелоне (Mourmelon) Анри Фарман открыл небольшую мастерскую и начал с самолёта, похожего на биплан компании Voisin. Морис Фарман решил не отставать от брата и вскоре также обзавёлся мастерской, расположенной неподалёку - в Мале (Mallet).

Данная ситуация продолжалась до 1912 года, когда братья решили объединить усилия и организовали совместную компанию Société Avions Henri et Maurice Farman. В течение длительного времени их разработки несли на себе отпечаток самолёта Габриэля Вуазена: все они были ферменными бипланами с короткой гондолой, в задней части которой устанавливался двигатель с толкающим винтом. Обозначение самолётов было индивидуальным по именам братьев: в зависимости от авторства машины несли обозначение HF или MF. Это продолжалось довольно долго, но затем возобладала практическая точка зрения, и самолёты компании Farman стали, наконец, обозначаться одной буквой F и соответствующим номером.

Один из первых самолётов марки Farman, в котором компания отказалась от своей традиционной (и довольно успешной в начальной фазе Первой Мировой войны концепции с толкающим винтом и перешла к классической компоновке с длинным фюзеляжем, двигателем спереди и с тянущим винтом, стал HF.30. Этот самолет был разработан Анри Фарманом на третий год Великой войны в качестве двухместного истребителя (С.2; соответственно, полное обозначение самолёта было HF.30 C.2) с относительно мощным двигателем и пулемётным вооружением (синхронным у пилота и турельным пулемётом в задней кабине стрелка-наблюдателя).

В своем первоначальном виде самолёт, к моменту окончания постройки уже переименованный в F.30A C.2, имел короткий фюзеляж с расположенными далеко друг от друга кабинами членов экипажа и с необычное "плавающее" хвостовое оперение по типу оперения лёгкого самолёта Santos-Dumont Demoiselle (вертикальная и горизонтальная плоскости были жёстко соединены друг с другом, крепились к фюзеляжу при помощи шарового шарнира и совместно поворачивались вверх-вниз и влево-вправо). В носовой части устанавливался 160-сильный (118 кВт) девятицилиндровый радиальный двигатель водяного охлаждения Canton-Unné.

Весной 1917 года самолёт был отправлен в Вилакубле (Villacoublay) для проведения испытаний, результаты которых оказались катастрофическими: пилотажные свойства машины были ужасны, и её признали непригодной к боевому применению.

Однако братья Фарманы решили продолжить работу над этим проектом и подвергли его радикальной переработке. Самолёт получил более мощный двигатель Salmson Sal.9Za (260 л.с./191 кВт), новый удлинённый фюзеляж и классическое хвостовое оперение (горизонтальное имело прямоугольную форму, а вертикальное треугольную; такие очертания на долгое время стали "фирменным знаком" компании Farman). Заново были спроектированы и несущие плоскости, также типично "фармановской" угловатой формы с большой хордой; оба крыла теперь имели одинаковый размах, но элероны по-прежнему устанавливались только на верхнем. Пилот был вооружен синхронным 7,7-мм пулемётом Vickers, а стрелок - кольцевой турельной установкой T.O.3 с пулемётом Lewis.

Несмотря на все переделки, кабины пилота и стрелка были расположены по-прежнему далеко друг от друга. Причиной этому был промах конструкторов, поместивших между ними водорадиатор двигателя; он располагался на уровне задней кромки крыла, непосредственно перед кабиной стрелка, и перекрывал проём между фюзеляжем и верхним крылом.

В таком виде F.30B C.2 летом 1917 года был представлен в Вилакубле. Там сразу после начала испытаний было обнаружено, что центровка самолета не соответствует расчётной, а продольная устойчивость ввиду этого недостаточна. Машина вновь была возвращена в Бийанкур (Billancourt) на завод компании Farman для очередных переделок, которые должны были быть завершены не позднее октября.

Поскольку французская авиация не проявляла большого интереса к двухместному истребителю и получение от неё заказа на F.30B C.2 (особенно учитывая проблемность самой машины) представлялось маловероятным, братья решили изменить назначение машины на двухместный разведчик/самолёт наблюдения (категория A.R.2). Были произведены незначительные доработки силовой установки, для исправления центровки изменилось положение фюзеляжного топливного бака; но главным изменением стало увеличение размаха крыльев до 14 метров. При этом бипланная коробка осталась двухстоечной, нижнее крыло - неразъёмным, проходящим под фюзеляжем, а элероны располагались только на верхнем крыле. Двигатель остался прежним - Salmson Sal.9Za, но для испытаний его оснастили нагнетателем Rateau. Непрактичное расположение радиатора также не претерпело изменений.

Прототип F.30B A.R.2 поднялся в воздух осенью 1917 года, но и его испытания не дали убедительных результатов. ЛТХ были относительно неплохими, но по другим качествам F.30B A.R.2 заметно уступал самолётам, уже состоявшим на вооружении. К тому же технология производства цельнодеревянного самолёта с обшивкой фюзеляжа из тонких полос фанеры (лишь капот двигателя, носовая часть фюзеляжа непосредственно за ним и гаргрот между кабинами имели металлическую обшивку) была трудоёмкой и не соответствовала требованиям массового производства. Дело усугублялось сложным переменным сечением фюзеляжа, переходящим из круглого в носовой части в прямоугольное к хвосту; при этом ферма фюзеляжа имела прямоугольное сечение, так что в обшивке использовалось большое количество профилиро╜ванных панелей.

В итоге военные не проявили интереса и к варианту разведчика. Испытания самолёта имели низкий приоритет, а в апреле 1918 года проект был закрыт окончательно. Компанией Farman был также создан схожий по конструкции и очертаниям чистый разведчик F.45 с рядным двигателем Renault, однако и он остался лишь опытным образцом.





 ЛТХ:
Модификация   F.30B
Размах крыла, м   11.02
Длина, м   7.29
Высота, м   2.96
Площадь крыла, м2   34.71
Масса, кг  
  пустого самолета   680
  нормальная взлетная   1100
Тип двигателя   1 ПД Salmson 9Za
Мощность, л.с.   1 х 260
Максимальная скорость , км/ч   208
Крейсерская скорость , км/ч   165
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Практический потолок, м   6800
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один передний 7.7-мм пулемет Vickers, один 7.7-мм пулемет Lewis, установленный на турели TO.3 в задней кабине


 Доп. информация :


  Фотографии:

 F.30A
 F.30B
 F.30B
 F.30B

 Схемы:

 F.30B

 Варианты окраски:

 F.30B




 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный двухместный истребитель/самолет-разведчик Farman F.30A/B
de Agostini. Мировая Авиация. Farman F.30 и F.31
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Farman F-30
Docavia 03. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
Air International 1979-01. fighter A to Z
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
L+K 2010-07. Miroslav Balous. Farman F.30A/B


Уголок неба. 2018  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: