Уголок неба ¦ Sopwith F.1 Camel

Реклама...

Представление в суде и органах власти - юридическое обслуживание от команды юристов.
    


 
главная авиация первой мировой истребители
   F.1 Camel
       
Разработчик: Sopwith
Страна: Великобритания
Первый полет: 1916
Тип: Истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Развитием удачного легкого истребителя Сопвич "Пап" стал истребитель "Кэмел" - одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции со смешанной обшивкой фюзеляжа (передняя часть - дюраль, борта кабины и гаргрот - фанера, остальное - полотно). Отличался в основном конструкцией крыльев, которые имели больший на 0,4 м размах и меньшую хорду. Крылья и оперение обшиты полотном. Несмотря на то, что верхнее крыло самолета было трехсекционным, оно не имело V-образности, способствующей увеличению поперечной устойчивости. Переход к односекционной конструкции крыла обычно мотивировался повышением производительности. Широкое верхнее крыло затрудняло обзор вверх-вперед. Для частичного устранения этого недостатка в центроплане были сделаны два выреза, закрытых целлулоидом - посередине и по задней кромке. Нижнее крыло имело поперечное V большее, чем у "Сопвич-Пап". Фюзеляж и оперение имели незначительные отличия. Хвостовая часть фюзеляжа несколько опущена по сравнению с самолетом "Пап". Вооружение более мощное, чем у истребителей "Пап". Казенные части сдвоенных синхронных пулеметов частично закрыты обтекателем, придававшим самолету характерную "горбатую" форму, за что он и получил свое название, начиная с третьего прототипа (англ, "camel" - "верблюд"). Прототипы были оснащены ротативным 9-цилиндровым, воздушного охлаждения, звездообразным двигателем Клерже 9Z (100 л. с). На большинстве серийных экземпляров стояли 130-сильные двигатели "Клерже" 9В или еще более мощные 150-сильные "Бентли" BR. 1 или 180 л. с. (на "Кэмел" Е. 1). Некоторые оснащались 110-сильными "ронами", такие машины, преимущественно, служили в ПВО.

Вооружение самолета было достаточно мощным: два синхронных пулемета "Виккерс и (при необходимости) четыре авиабомбы по 18 кг.

Как и предыдущие истребители фирмы "Сопвич", самолет разработан инженером Гербертом Смитом по заказу Адмиралтейства для оснащения истребительных дивизионов английской морской авиации. Первый полет прототипа состоялся в декабре 1916 года. После успешного завершения испытаний в мае 1917-го "Кэмел" запустили в крупносерийное производство. Первый серийный экземпляр закончен в постройке 7 мая 1917-го.

"Кэмел" отличался строгим управлением, поэтому неопытному летчику было трудно с ним справляться. Из-за гироскопического момента ротационного двигателя маневренные характеристики самолета были асимметричны, то есть левая "бочка" и развороты влево выполнялись быстрее, чем правые. Некоторые летчики делали левый разворот на 270 быстрее, чем правый на 90 . По этой же причине особенно опасным был этап взлета, во время которого самолет пытался уйти влево и летчик с трудом удерживал его на прямой, отклоняя руль поворота до упора вправо. На малых скоростях полета "Кэмел" имел тенденцию входить в штопор. Насколько опасным для молодых летчиков был этот самолет, говорит тот факт, что во время войны в различных летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями, погибли 385 пилотов, а в боях - 415. Один из пилотов даже назвал "Кэмел" "маленьким жестоким животным". Известный ас Эллиот Спрингс, выражая чувства многих летчиков, говорил: "Я не хочу летать на "Кэмеле", уж во всяком случае - с двигателем Клерже".

В мае 1917 г. "Кэмел" стал поступать на вооружение фронтовых авиачастей. Первой новым истребителем, пришедшим на замену "Страттера", была укомплектована 70-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) и 4-я эскадрилья RNAS. Война в воздухе к этому времени приняла жесткий характер, поэтому британские летчики сразу оценили новую боевую машину, способную переломить ситуацию. Именно с помощью этого истребителя англичанам удалось исправить положение в воздухе и ликвидировать качественное и количественное превосходство Германии. Во время боевых действий, в которых участвовал "Кэмел", было сбито 1294 самолета противника - это самый высокий показатель среди истребителей. По маневренности и скорости на высотах до 4000 м самолет не имел себе равных почти до конца войны.

Благодаря малой нагрузке на крыло в сочетании с довольно высокой энерговооруженностью и плотной компоновкой машины вокруг центра масс истребитель обладал исключительной горизонтальной маневренностью. Радиус левого виража составлял всего 15 метров! (Правый, из-за гироскопического момента ротативного мотора был несколько шире). Английские летчики шутили, что "Кэмел" способен "вертеться на месте вокруг своего хвоста". Максимальная скорость и скороподъемность, особенно - с двигателем "Бентли", также не вызывали претензий.

На основании высоких оценок пилотов и командиров строевых частей руководство RFC и RNAS уже в 1917 году заказало 3450 экземпляров истребителя (до конца года построено 1325), а в дальнейшем последовали дополнительные заказы. Общий итог серийного выпуска "Кэмела" составил 5695 штук, что делает его самым массовым английским истребителем Первой мировой войны. Но он был не только наиболее многочисленным, но и самым результативным. Согласно официальным английским данным, "Кэмелы" одержали в общем счете 2790 воздушных побед, то есть больше, чем любой другой тип истребителя из стран Антанты.

В 1916-1917 годах участились налеты немецких дирижаблей и тяжелых бомбардировщиков на Великобританию. Бомбардировка проводилась с высот более 4000 м, на которых маневренность существовавших истребителей была недостаточной для ведения маневренного боя. К тому же радиус их действия был невелик. Для организации перехвата над Ла Маншем германских бомбардировщиков и цеппелинов проводились опыты с подвеской истребителей "Кэмел" на дирижабли. Доставленный таким образом в район Ла Манша самолет при обнаружении самолета и дирижабля противника отцеплялся от трапеции и, атаковав врага, возвращался на свой аэродром.

"Кэмел" активно применялись в качестве ночных истребителей (летчики называли их "Сопвич-Комик") для обороны Метрополии и французских городов. Благодаря им прекратились налеты на британские города. Над Францией ночные истребители сбили 26 германских бомбардировщиков без собственных потерь. На машинах "Кэмел" летали такие асы, как Коллишоу, Мак-Ларен, Баркер и др.

Самолет производился в нескольких вариантах. Так, 2F.1 представлял модернизированный палубный истребитель. F.1/3 - ночной истребитель для борьбы с германскими дирижаблями - отличался вооружением: вместо синхронных "Виккерсов", выстрелы которых ночью ослепляли пилота, на центроплан верхнего крыла устанавливали один-два пулемета "Льюис" (произведено 377 таких самолетов). Проходила испытания система подцепки "Кэмела" под дирижабль, а также штурмовая версия TF.1 с бронированием основных мест и двумя пулеметами, установленными под углом вниз. "Кэмел" Е.1 - кроме двух синхронных, установлен надкрыльевый пулемет, стреляющий вне диска вращения винта. Усилено бомбовое вооружение (четыре 9-кг бомбы). Отличался увеличенным на 0,22 м размахом крыльев и удлиненным на 0,2 м фюзеляжем. Кабина смещена назад для удобства стрельбы из надкрыльевого пулемета.

"Кэмелы" выпускались и активно применялись до конца войны. К моменту заключения перемирия на вооружении RAF числилось 2549 самолетов этого типа в составе более чем 30 истребительных авиадивизионов. Кроме того, на "Кэмелах" в 1918 году воевали четыре американских дивизиона и две бельгийских эскадрильи, а после войны эти самолеты состояли на вооружении в Канаде, Греции и Польше. Они применялись в советско-польской и греко-турецкой войнах.

По нескольку экземпляров машины входило в 47-й английский дивизион и так называемый "Славяно-британский авиакорпус", воевавшие в 1918-19 годах на стороне генерала Деникина в России. 47-й дивизион действовал в Поволжье, а "Славяно-британский авиакорпус" - на севере, в районе Архангельска. В 1920-м несколько машин передали белой армии. По крайней мере, два "Кэмела" из их состава в ходе боев были захвачены Красной армией.







 ЛТХ:
Модификация   F.1 Camel
Размах крыла, м   8.53
Длина, м   5.72
Высота, м   2.59
Площадь крыла, м2   21.34
Масса, кг  
  пустого самолета   421
  нормальная взлетная   658
Тип двигателя   1 ПД Clerget 9B
Мощность, л.с.   1 х 130
Максимальная скорость , км/ч   182
Крейсерская скорость , км/ч   165
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5800
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два синхронных 7.7-мм пулемета Vickers или
  один 7.7-мм пулемет Vickers и один Lewis или
  два 7.7-мм пулемета Lewis (2F.1)
  до 4х 11.3-кг бомб на внешних подвесках


 Доп. информация :


  Чертеж "Sopwith Camel"
  Фотографии:

 Первый прототип F.1 Camel
 Первый прототип F.1 Camel
 Первый прототип F.1 Camel
 F.1/1 "Taper-Wing"
 F.1/1 "Taper-Wing"
 F.1/2
 F.1/2
 F.1/3
 Один из первых серийных F.1
 Один из первых серийных F.1
 F.1
 F.1
 F.1
 Финальная модификация F.1 1918-года с мотором Clerget 9BC
 Финальная модификация F.1 1918-года с мотором Clerget 9BC
 Финальная модификация F.1 1918-года с мотором Clerget 9BC
 F.1
 F.1 авиации флота США
 Прототип 2F.1
 2F.1
 2F.1 с ракетами Le Prieur
 2F.1
  2F.1 на корабельной катапульте
  2F.1 на корабельной катапульте
 Посадка 2F.1 на авианосец
 Подвеска 2F.1 под дирежаблем
 Двухместный вариант
 Двухместный вариант
 Учебный вариант F.1
  Установка пулеметов на F.1
 Кабина пилота F.1
 Приборная панель F.1

  Схемы:

 F.1/1 "Taper-Wing" Camel
 F.1 Camel
 2F.1 Camel
 Компоновочная схема
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 F.1 Camel (D6582)
 F.1 Camel   46 Sq. RAF
 2F.1 Camel  Эстонской авиационной компании
 Учебно-тренировочная версия Camel
 F.1 Camel
 F.1 авиации флота США

 



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. H.F. King. Sopwith Aircraft 1912-1920
Putnam. Francis K. Mason. The British Fighter
Chaz Bowyer. Sopwith Camel - King of Combat
Aircraft Profile 31. J.M. Bruce. The Sopwith Camel F.1
Windsock 26. J.M. Bruce. Sopwith Camel
Windsock 6. J.M. Bruce. Sopwith 2F1 amel
Squadron/Signal 1110. Peter Cooksley. Sopwith Fighters in action
Vintage Warbirds No.5. J.M. Bruce. The Sopwith Fighters
Kagero. Legend of Aviation 2. Edward Kocent-Zielinski. Sopwith Camel
Osprey. Air Vanguard 3. Jon Guttman. Sopwith Camel
Aeroplane Monthly 2022-01. Aeroplane Database : Matthew Willis. Sopwith Camel
Klassiker der Luftfahrt 2014-04. Sebastian Steinke. Erfolgsjager
Flying Scale Models 2020-09. Sopwith Camel
Jane's Fighting Aircraft of World War I
Pilots-n-planes-ww1.com. Sopwith Camel
IWM.org.uk. Sopwith Camel
L+K 1996-24. Jiri Hornat. Sopwith 2F.1 Ships Camel
L+K 1998-18-22. Jiri Hornat. Sopwith F.1 Camel


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: