Уголок неба ¦ Albatros W.IV

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой истребители
   Albatros W.IV
       
Разработчик: Albatros
Страна: Германия
Первый полет: 1916
Тип: Поплавковый истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Возросшая активность британских поплавковых самолётов и летающих лодок, которые помимо всего прочего атаковали немецкие военно-морские базы в Зебрюгге и Боркуме (Borkum), заставила командование Императорских ВМС Германии (Kaiserliche Marine; Кайзерлихмарине) в мае-июне 1916 года выдать ряду немецких авиастроительных компаний задания на разработку одноместных истребителей-гидросамолётов (поплавковых или летающих лодок). В числе фирм, получивших это задание, был расположенный в Фридрихсхагене близ Берлина филиал компании Albatros-Flugzeugwerke GmbH. 16 мая он получил заказ на постройку трёх прототипов, получивших обозначение W.4. Очень часто этот самолёт считают модификацией знаменитого истребителя Albatros D.I, однако фактически общим у них был лишь фюзеляж; в целом W.4 был заметно крупнее сухопутной машины - размах крыльев был увеличен на метр, а их площадь достигла 31 м? против 22,9 у D.I. Хотя силовая установка W.4 состояла из того же, что у D.I, шестицилиндрового рядного двигателя водяного охлаждения Mercedes D.III, спецификация Кайзерлихмарине требовала, чтобы вооружение состояло лишь из одного пулемета Maxim LMG.08/15, расположенного с правой стороны фюзеляжа перед пилотом.

Постройка самолётов проходила достаточно быстро: уже 28 августа 1916 года первый прототип был передан испытательному центру морской авиации (Seeflugzeuge Versuchs Kommando) в Варнемюнде для проведения официальных испытаний.

Самолёт имел цельнодеревянную конструкцию; лишь каркас стабилизатора, рулевых поверхностей и все стойки (кабанные, межкрыльевые и соединявшие фюзеляж с поплавками) изготавливались из стальных труб. Крылья, руль направления и горизонтальное оперение были покрыты полотном; полумонококовый фюзеляж и составлявший с ним единое целое киль вертикального оперения имели фанерную обшивку. Поплавки были цельнодеревянными. Элероны устанавливались только на верхнем крыле.

Прототип и часть серийных машин W.4 были оснащены водяными радиаторами по бортам фюзеляжа, однако самолёты более позднего выпуска получили плоские радиаторы компании Teves und Braun, установленные в центроплане верхнего крыла.

Испытания, которые проводились в течение нескольких месяцев, выявили множество недостатков. Уже вскоре после их начала первый прототип был отправлен обратно на завод, где получил удлинённые поплавки. В Варнемюнде он вернулся 23 сентября 1916 года вместе со вторым прототипом, однако по-прежнему страдал от чересчур задней центровки (затяжеление на хвост) и неправильно выбранного угла установки крыльев. Эти проблемы частично удалось решить лишь изменением выноса верхнего крыла и угла установки на третьем прототипе, переданном на испытания в Варнемюнде в декабре 1916 года.

Тем не менее, испытания показали, что самолёт является перспективным, и ещё 5 сентября 1916 года командование Кайзерлихмарине заказало предварительную серию из десяти машин. Девять из них были приняты в феврале 1917 года - испытывать их пришлось в боевых условиях. На этих машинах была выявлена чрезмерная хрупкость поплавков, потребовавшая их переделки, а также ряд других недостатков, подробное описание которых выходит за рамки нашей рубрики.

Тем временем уже 6 октября 1916 года флот заказал 20 серийных самолётов. 16 декабря была заказана вторая серия из 10 машин, 30 января 1917 года - третья (25 самолётов), и 19 апреля была заказана четвертая серия (30 машин). Все эти самолёты были оснащены уже двумя синхронизированными пулемётами. Первая серия была поставлена в период с апреля по август 1917 года, вторая с период с июля по август, а третья и четвертая с августа по октябрь.

В начале июня 1918 года три гидросамолёта Albatros W.4 третьей серии были переданы австро-венгерскому флоту (Kaiserliche und Konigliche Kriegsmarine; Императорские и Королевские Военно-морские силы). Затем флоту Австро-Венгрии было передано пять машин из пятой серии (20 экземпляров), заказанной в августе 1917 года и поставленной в ноябре и декабре этого же года. Эти сделки осуществлялись в рамках бартера: взамен австрийцы поставляли немцам мощные V-образные 12-цилиндровые двигатели Austro-Daimler, необходимые для установки на гигантские бомбардировщики Zeppelin-Staaken. Однако австро-венгерские W.4 никогда не участвовали в боевых действиях.

На сравнительных испытаниях с гидросамолётом-истребителем Hansa Brandenburg KDW, проведенных в июне 1917 года, Albatros W.4 показал свое полное превосходство. Вскоре после этого W.4 получил элероны и на нижнем крыле, и его маневренность ещё более возросла. Albatros W.4 действовали с баз в Балтийском море (например, Виндау [Windau]), однако в реальных боях участвовали редко, что объясняется малой активностью русской авиации. О боевых успехах W.4 информация отсутствует.

Из 118 изготовленных самолётов 91 машина была передана заказчику в период с июля по декабрь 1917 года, после чего производство W.4 было завершено. Примерно в это же время командование Кайзерлихмарине пришло к выводу, что для действий над морем больше подходят двухместные истребители, такие как Friedrichshafen FF.33 и Hansa Brandenburg W.12. С насыщением частей двухместными машинами одноместные гидросамолёты-истребители использовались почти исключительно в качестве тренировочных. Albatros W.4 последней серии после изготовления были сразу же отправлены на склад.

В любом случае, лётчики морской авиации предпочитали одноместные истребители Rumpler 6B1 и 6B2. Это также объясняет тот факт, что к 1 августа 1918 года на вооружении Кайзерлихмарине находились еще 89 гидросамолётов-истребителей Albatros W.4. Таким образом, с февраля 1917 года в ходе боевых действий и в результате аварий был потерян 21 самолёт данного типа - на удивление мало для морских самолётов тех лет! Однако лишь девять машин из этих 89 служили в боевых подразделениях: четыре в Северном море и пять в Турции. 56 машин находились на складском хранении, а остальные использовались в качестве учебных на береговых базах Балтийского моря. После окончания войны история самолётов этого типа подошла к концу.





 ЛТХ:
Модификация   Albatros W.IV
Размах крыла, м   9.50
Длина, м   8.26
Высота, м   3.65
Площадь крыла, м2   31.60
Масса, кг  
  пустого самолета   790
  нормальная взлетная   1070
Тип двигателя   1 ПД Mercedes D III
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость , км/ч   161
Крейсерская скорость , км/ч   136
Продолжительность полета, ч.мин   3.0
Максимальная скороподъемность, м/мин   202
Практический потолок, м   3000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   2(1) передних 7,92-мм пулемета LMG 08/15


 Доп. информация :


  Чертеж "Albatros W.IV (1)"
  Чертеж "Albatros W.IV (2)"
  Фотографии:

 Прототип W.IV
 Прототип W.IV
 Прототип W.IV
 Прототип W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV
 W.IV

  Схемы:

 W.IV

  Варианты окраски:

 Прототип W.IV    (c) Ray Rimell
 Прототип W.IV в камуфляже Möwe   (c) Bob Pearson
 W.IV
 W.IV    (c) Leverenz
 W.IV 
 W.4 захваченный англичанами

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Гидросамолёты-истребители Albatros W.4
Моделист-Конструктор 2017-10. Ю.Пахмурин. Гидроистребитель "Альбатрос" W.4
Наука и Техника. Сергей Мороз. Морской истребитель Альбатрос W 4
Seawarpeace.ru. Гидросамолеты-истребители (Wasserflugzeug) Albatros W-4
Jack Herris. Albatros Aircraft of WWI.  Vol.3 : Bombers, Seaplanes, J-Types
Windsock Mini 1. Peter M Grosz. Albatros W4
Jane's Fighting Aircraft of World War I
Jack Herris. German Seaplane Fighters of WWI
Putnam. O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War
Windsock International 1989 Vol.5 No.2. Ray Rimell. Albatros W.4
Aero Magazyn Lotniczy 2010-01-02. Tomasz J. Kowalski. Albatros D.I-D.Va
Luftfahrt Dokumente No.20. Deutsche Flugzeuge 1914-1918
Flugzeug Classic Special 12. Militarflugzeuge des Ersten Weltkriegs Teil 1 -1914 bis 1917
Flieger Revue Extra 25. Ulrich Israel. "Fliegende Aale" Deutsche Torpedobomber im Ersten Weltkrieg
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters
Osprey. H.Cowin. Aviation Pioneers
W.M. Lamberton. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War
Robert Jackson. The World's Great Fighters
G. Kroschel, H. Stutzer. Die Deutschen Militarflugzeuge 1910-1918
Das Historische Archiv der Stiftung Deutsches Technikmuseum Berlin
L+K 2000-18. Jiri Hornat. Albatros W.4


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: