Уголок неба ¦ Четвериков МДР-3

Реклама...

    


 
главная довоенные летающие лодки
   МДР-3
       
Разработчик: Четвериков
Страна: СССР
Первый полет: 1932
Тип: Морской дальний разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Очень большую лепту в историю авиации внес конструктор летающих лодок И.В. Четвериков. Закончив с отличием рабфак при Саратовском университете, он затем, после переезда в Петроград, поступает в Институт инженеров путей сообщения на только что образованный воздушный факультет. После окончания он поступил работать в КБ Д.П. Григоровича. Конструкторская школа Григоровича оказалась тяжелой, но весьма полезной для молодого авиаконструктора. В то время здесь строились три самолета: РОМ-2, МР-5 и маленький МУ-2. И.В. Четверикову поручили доводку двухместной морской учебной летающей лодки МУ-2. Затем Четвериков возглавил отдел гидросамолетов в ЦКБ, и ему поручили первую самостоятельную работу - проектирование морского дальнего разведчика МДР-3.

Проект МДР-3 в ЦКБ шел под обозначением No.11. Этот самолет не был отправлен в серию, и тем не менее он принес И.В. Четверикову, а стало быть, и авиации несколько новаторских решений. В проекте предполагалось использовать различные элементы конструкции от бомбардировщика ТБ-5. По своей схеме МДР-3 являлся лодочным гидросамолетом с высокопоставленным подкосным крылом, положенным на лодку, и двухкилевым вертикальным оперением с килями, соединенными между собой, как и на ТБ-5. На самолете установили две тандемные силовые установки из четырех двигателей, так же, как на ТБ-5.

Силовая установка состояла из четырех двигателей БМВ-VI в двух тандемах на центроплане. Применение двигателей водяного охлаждения повлекло за собой значительно большую массу, но И. В. Четвериков - начальник морского отдела и автор проекта самолета решил на это пойти. На два двигателя был общий радиатор под передним из них. Установки были очень удобны для обслуживания. Бензобаки были клепаными дуралюминиевыми и устанавливались на стойках над центропланом крыла по обоим бортам лодки в плоскости разнесенных килей.

Четвериков впервые решился строить корпус лодки по судовым профилям и с острым реданом, что в корне отличалось от обводов считавшейся тогда классической плоскодонной летающей лодки Дорнье "Валь". Наконец, именно он впервые предложил испытать модель МДР-3 в гидроканале ЦАГИ для определения мореходности самолета.

В корпусе лодки имелись кабины для семи членов экипажа. В средней части лодки находился водонепроницаемый отсек, в котором хранилось различное морское оборудование. Для защиты от воздушного противника и для поражения небольших целей на самолете были установлены четыре подвижные турели с пулеметами ДА-2. Под центропланом могли подвешиваться бомбы, общим весом до 500 кг.

Постройка самолета была начата весной 1931 г., а к ноябрю его уже построили. В декабре самолет перевезли в Севастополь, где 14 января 1932 г. летчик-испытатель Б.Л. Бухгольц совершил первый полет.

Испытания продолжались до 25 марта, итог был неутешительный, гидросамолет не отвечал всем требованиям для такого класса машин. В полете были отмечены очень сильные колебания лодки, передававшиеся от хвоста самолета к носу. Причиной возникновения тряски стали воздушные винты тандемных установок. После установки винтов с самолета Дорнье "Валь" вибрации почти пропали. Для окончательной ликвидации колебаний требовались значительные доработки хвостовой части.

Самолет показал хорошую мореходность, скорость до 210 км/ч, время разбега 36 с, но плохую скороподъемность и потолок всего 3000 м. Причиной этого была отчасти тандемная установка двигателей, но главное - ухудшенная аэродинамика самолета. Заклепки с полукруглыми головками, отсутствие обтекателей и зализов на узлах стоек и подкосов, наружные стрингеры и фальшборт лодки, подвеска бомб по бортам, радиаторы тандемных установок, особо вредившие тем, что они находились над крылом на небольшом от него расстоянии и, кроме того, множество мелких “колючих” деталей, находившихся в потоке, - все это сильно снижало аэродинамическое качество МДР-3.

Учитывая большую продолжительность (8 ч) и дальность (1600 км) полета МДР-3, а также острую нужду флота в таком самолете, было принято решение продолжить работы над ним. Устранить недостатки было поручено коллективу КОСОС ЦАГИ во главе с А.Н. Туполевым. Там модернизировать машину не стали, а основательно переделали и получили уже совсем другой гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4). Новый самолет сохранил только обводы лодки МДР-3 и стал трехдвигательным свободнонесущим высокопланом с однокилевой схемой вертикального оперения.

(c) alternathistory.org.ua





 ЛТХ:
Модификация   МДР-3
Размах крыла, м   32.20
Длина, м   21.90
Высота, м   7.05
Площадь крыла, м2   153.00
Масса, кг  
   пустого   8928
   нормальная взлетная   13973
Тип двигателя   4 ПД BMW VI
Мощность, л.с.   4 х 680
Максимальная скорость , км/ч   208
Крейсерская скорость , км/ч   175
Практическая дальность, км   1600
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   3000
Экипаж, чел   7
Вооружение   восемь 7.62-мм пулеметов ДА-2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 МДР-3

  Схемы:

 МДР-3

  Варианты окраски:

 МДР-3   (c) alternathistory.org.ua

  



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный морской дальний разведчик МДР-3
Валерий Баргатинов. Крылья России
Navy.su. МДР-3
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: