Уголок неба ¦ Hiro H4H

Реклама...

    


 
главная летающие лодки довоенные
   H4H
       
Разработчик: Hiro
Страна: Япония
Первый полет: 1931
Тип: Разведывательная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Потерпев фиаско с проектом своей летающей лодки Н3Н в конкурсе с фирмой Каваниши, 11-й морской авиационный арсенал Hirosho (Hiro Naval Arsenal) (Hiro Kaigun Kosho) вложил в следующий проект весь свой предыдущий опыт, учтя допущенные ошибки. Проект, разработанный главным конструктором Арсенала лейтенант-коммандером Jun Okamura концептуально являлся развитием проекта трехмоторной летающей лодки-моноплана Н3Н, только размеры новой машины стали значительно скромнее. Вместо трех моторов Н3Н на Н4Н Окамура ограничился двумя, также вынесенных на стойках поверх крыла.

В 1931 году на Арсенале собрали первый прототип, получивший обозначение "Летающая лодка флота Тип 91 Модель 1" или короткое обозначение Hiro H4H1. С учетом результатов испытаний прототипа изготовили еще два гидроплана, обозначенных H4H1, эксплуатацию которых начали в 1933 году. На них отрабатывались различные формы оперения, двигателей и формы килевой части двухреданной лодки. Кроме того, двухлопастные винты на прототипах были заменены четырехлопасными.

Конструкция H4H1 в основном металлическая, силовая установка включала два мотора жидкостного охлажденияType 91-1 мощностью по 500 л. с. или Type 91-2 по 600 л.с. После серии длительных испытаний моторы были заменены на новые, радиальные "Myojo" по 760 л.с., являющимися лицензионными американскими Pratt @ Whitney "Hornet". Эта версия машины получила обозначение Н4Н2 и стала основной в производстве. Кроме того, на лодке Тип 91 Модель 2 было изменена форма вертикального оперения. "Шайбы" на концах стабилизатора были заменены на отдельно стоящие два киля, аналогичные примененных впоследствии на летающих лодках Каваниши Н6К, Yokosuka H5Y и морском бомбардировщике Мицубиси G3M.

Летающая лодка Н4Н обеих версий имело металлическое крыло с дюралевой обшивкой с богатой механизацией для своего времени, в частности двойные закрылки Юнкерса. С одной стороны все это должно было служить повышению взлетно-посадочных характеристик, но, увы, мореходность нового самолета все еще оставляла желать лучшего. Даже небольшое волнение на море представляло для Н4Н изрядную проблему, а взлет и посадка вне пределов бухты в открытом океане представляла собой смертельный риск.

Однако, альтернативы у Императорского флота все равно не было. Состоящие на вооружении летающий лодки-бипланы Н1Н, Н2Н и Н3К уже не могли считаться современными. Разработка большой летающей лодки по спецификации 8-Shi 1933 года будущей Каваниши Н6К, буксовала. Поэтому было принято решение об ограниченном серийном выпуске. В 1932 году на заводе Hiro (Hirosho) было выпущено 30 машин. После 1932 года выпуск самолетов был поручен компании "Kawanishi", построившей в 1933 году - 5 самолетов, в 1934 - 4, в 1935 - 1 шт, в 1936 - 4 и в 1937 году еще 3 самолета. Всего построено 47 экземпляров обоих серийных вариантов.

С началом 2-го японо-китайского инцидента 1937-41 гг. летающие лодки Тип 91 применялись очень активно, не смотря на скромное количество. Они патрулировали китайское побережье в районе боевых действий. Служили дальними транспортами между Японией и Китаем, многократно пересекая Восточно-Китайское море. Однако, боевых потерь, да и вообще столкновений с китайской авиацией избежать удалось. Тем не менее, Н4Н можно назвать первыми летающими лодками Японии принявшие участие в боевых действиях.

К началу 2-й Мировой войны на Тихом океане, судя по всему на вооружении этих машин уже не осталось. Служба их была недолгой и незаметной, но роль этих машин в дальнейшем развитии японской гидроавиации была незаменима.

(c) Евгений Аранов



 ЛТХ:
Модификация   H4H1
Размах крыла, м   23.46
Длина, м   16.57
Высота, м   6.22
Площадь крыла, м2   82.70
Масса, кг  
  пустого самолета   4663
  максимальная взлетная   7500
Тип двигателя   2 ПД Myojo 1(2)
Мощность, л.с.   2 х 760
Максимальная скорость, км/ч   233
Крейсерская скорость, км/ч   158
Практическая дальность, км   1260
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   3620
Экипаж, чел   6-8
Вооружение:    один 7,7-мм пулемет над передней кабиной и два 7,7-мм пулемета на турели в задней кабине,
   две 250-кг бомбы


 Доп. информация :


 Фотографии:

 H4H1
 H4H1
 H4H1
 H4H1
 H4H1
 H4H1
 H4H1
 H4H1
 Переходная модель на версию H4H2 - оперение уже позднее, килевые шайбы заменены на два киля, но моторы пока еще соответствуют H1H1 - рядные Тип 91
 H4H2
 H4H2
 H4H

  Схемы:

 H4H1

  Варианты окраски:

 H4H1

 



 

 

Список источников:

Евгений Аранов. Летающие лодки Японии
de Agostini. Мировая Авиация. Hiro H4H
Putnam. Robert C. Mikesh, Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: