Уголок неба ¦ FBA H

Реклама...

    


 
главная летающие лодки довоенные
   FBA H
       
Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1917
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1913 г. французский авиатор, лейтенант флота Жан де Конню (больше известный, как Андрэ Бимон, победитель гонок Париж - Рим, а так же вокруг Европы и Англии) и предприниматель М. Шрек, работавший в компании "Френч Райт Ко", основали фирму FBA Она была зарегистрирована в Англии, но производственные мощности располагались во Франции. FBA. выкупила патенты на летающие лодки "Доннэ-Левек" и "Арто" и организовала их промышленный выпуск.

На первой серийной летающей лодке FBA А "Левек" между крыльями был установлен ротативный двигатель Гном (50 л. с.) с толкающим воздушным винтом. Однореданный корпус лодки был выполнен из дерева и обшит фанерой. Трехстоечная бипланная коробка крепилась к корпусу на невысоком кабане. На законцовках нижнего крыла располагались небольшие балансировочные поплавки. Члены экипажа размещались рядом в одной открытой кабине, установленной перед бипланной коробкой.

В 1914 г. по заказу военных моряков на основе лодки "Доннэ-Левек" была создана FBA В, которая отличалась от предшественников усиленной конструкцией корпуса и складывающимися крыльями. Кроме того, было модернизировано хвостовое оперение: киль у нового самолета отсутствовал. В начале 1915 г. этими летающими лодками стали оснащать морские эскадрильи Франции и Великобритании. Большинство машин не имели вооружения и использовались в качестве учебных. Англичане изготовили по лицензии 80 летающих лодок и закупили 36 машин французской постройки.

Одним из самых удачных вариантов был FBA С, оснащенный ротативным двигателем Клерже 9b (130 л. с). Лодка вооружалась одним 7,7-мм подвижным пулеметом "Льюис". Эта модификация в больших количествах изготавливалась на экспорт, а также производилась по лицензии другими самолетостроительными компаниями, в том числе в России на заводах Лебедя (34 экземпляра). Лодка настолько понравилась русским морякам, что во Франции дополнительно было закуплено 30 машин. На базе F.B А С был создан опытный самолет с измененной носовой частью для размещения 37-мм пушки. Два двигателя на нем устанавливались тандемно.

Лучшей летающей лодкой, созданной фирмой, была FBA Н. Лодка появилась в 1917 году. Она представляла собой значительно переработанную лодку "Левек". Модернизации подверглись корпус лодки, бипланная коробка и хвостовое оперение. Экипаж состоял из трех человек. В качестве силовой установки использовались двигатели Клерже или Испано-Сюиза 8Аа (150 л. с). Было значительно усилено вооружение: в носовой части лодки и в задней кабине позади винта размещались турельные пулеметные установки. Существовал так же вариант FBA H с 37-мм пушкой Hotchkiss.

Лодки широко применялись французской, итальянской и бельгийской морской авиацией для патрулирования прибрежных районов и борьбы с подводными лодками. Всего было произведено около 2000 экземпляров FBA H, из них 982 лодки по лицензии выпустила итальянская компания "Савойя". Они были оснащены двигателем Изотта-Фраскини V4B (150 л. с.) и 7,5-мм пулеметом "Фиат".







 ЛТХ:
Модификация   FBA H
Размах крыла, м   14.12
Длина, м   9.92
Высота, м   3.10
Площадь крыла, м2   40.00
Масса, кг  
  пустого самолета   984
  максимальная взлетная   1420
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 8Aa
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость, км/ч   150
Крейсерская скорость, км/ч   132
Практическая дальность, км   450
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4900
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два-три 7.7-мм пулемета Lewis, до 70 кг бомб


 Доп. информация :


 Чертеж "FBA H (1)"
  Чертеж "FBA H (2)"
 Фотографии:

 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H итальянской постройки
 FBA H
  FBA H с 37-мм пушкой
  Итальянская FBA H
 Захваченный немцами FBA H
 Югослваский FBA H
 FBA H ВВС Испании
 Пулемет Lewis в носовой кабине FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H
 FBA H

 Схемы:

 FBA H

 Варианты окраски:

 FBA H
 Югославский FBA H
 FBA H ВВС Италии

 



 

Список источников:

Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. FBA H
Windsock 124. Paolo Varriale. FBA Type H
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft Of The 1914-1918 War
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
Avions 18. Vladimir Isaic. Les hydravions FBA-H en Yougoslavie
Le Fana de l'Aviation 2012-06. Paolo Varriale. Tous dans le mene bateau
Aeroplane Monthly 2018-11. Luigino Caliaro. Waging war from "Goat Insland City"
Jaime Velarde Silio. Aviones Espanoles del siglo XX
L+K 1994-08. Jiri Hornat. Franco-British Aviation F.B.A. Model H


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: