главная летающие лодки
   Curtiss Model F/K
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1913
Тип: Летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


В процессе испытаний первых летающих лодок Curtiss в 1912 году на свет появилась весьма революционная конструкция. Так, ранние варианты летающих лодок имели своеобразный гибридный фюзеляж - с твердой нижней частью (лодка) и, как описано выше, легкой надстройкой. Данная конструкция была не очень совершенной и постоянно развивалась, что в конечном итоге привело к появлению самолета Model F, который закупался в достаточно большом количестве частными лицами в США и поставлялся вооруженным силам США и других стран.

Первый вариант летающей лодки Model F (1913 года постройки) представлял собой биплан с подвесными элеронами между верхним и нижним крыльями (по типу самолета Model E-75) и имел однореданный фанерный корпус, крыло и хвостовое оперение с полотняной обшивкой. В корпусе в расположенной перед коробкой крыльев открытой кабине плечом к плечу размещались два члена экипажа - пилот и второй пилот (или курсант, или пассажир).

ВМС США приобрели пять летающих лодок данного типа в модификации 1913 года, которые получили обозначение летающие лодки типа "С" (с С-1 по С-5, позже переименованы в AB-1 - AB-5). Одна из этих лодок, С-2, 30 августа 1913 года впервые выполнила полет с автоматическим управлением - по гироскопическому автопилоту марки "Sperry", а 5 ноября 1915 года, уже как AB-2, выполнила первый взлет с катапульты - с борта линкора "Северная Каролина". Кроме того, именно эти летающие лодки стали первыми американскими боевыми самолетами, принявшими участие в реальных боевых действиях. В последнем случае AB-3 и еще одна летающая лодка на борту легкого крейсера "Бирмингем" были переброшены в район Веракрус, что на восточном побережье Мексики, и 25 апреля лейтенант П.Н. Л. Беллинджер совершил на AB-3 разведывательный полет над городом и обследовал бухту на предмет наличия в ней минных банок. Впоследствии данный самолет использовался - уже с обрезанными крыльями - в качестве нелетающего учебного пособия, получившего название "Penguin". Один самолет Model F в модификации 1913 года приобрел Отдел аэронавтики Корпуса связи Армии США.

В 1914 году появился доработанный вариант летающей лодки Model F, отличавшийся от предшествующей модификации бипланной коробкой новой формы - с крыльями равной длины и закругленными законцовками, более жестким корпусом и усиленными стойками, поддерживающими двигатель и обеспечивающими защиту от падения его на экипаж в случае неудачной посадки самолета. На более поздних образцах летающей лодки модификации 1914 года коробка крыльев была заменена на более совершенную, в которой элероны были установлены уже во внешней части задней кромки верхнего крыла.

В вариантах 1913 и 1914 годов выпуска летающая лодка Model F закупалась ВМС США - но до конца 1916 года было приобретено только восемь таких самолетов. Заказы были возобновлены и даже увеличились уже после вступления США в апреле 1917 года в Первую мировую войну, поскольку командование ВМС США выбрало этот самолет в качестве базовой учебной летающей лодки. После апреля 1917 года были приобретены 144 такие машины, а выпуск Model F продолжался вплоть до замены ее в 1918 году на летающую лодку модификации Model MF. В 1917-1918 годах была разработана модификация Model F (Revised), которая существенно превосходила "чистую" модификацию 1914 года, а главное отличие заключалось в переработанной системе управления по крену - элероны расположили на крыле.

Самолет Model F, особенно в своих первых модификациях, был продан в подразделения нескольких зарубежных флотов. Россия закупила значительное количество машин для использования на Балтийском и Черном морях. Итальянцы также летали на самолете Модель F, и восемь аппаратов были построены по лицензии компанией Зари (Zari) в г. Бовизио.

На первых сериях "Model F" стояли межкрыльевые элероны. Таких машин в России было всего семь, так как вскоре после получения большого заказа на эти летающие лодки Кертисс спроектировал специально для России трехместную "Model К" с двигателем в 160 л.с. и увеличенным размахом крыла. Поскольку фирма была очень заинтересована в русском заказе и слишком торопилась его выполнить, в США даже не до конца испытали корпус лодки и новый двигатель. Все недостатки выявились только во время эксплуатации.

В апреле 1916 г. морское ведомство уведомило фирму "Curtiss" о прекращении всех работ по "Model К". Отчасти доведенные "до ума" экземпляры участвовали в боях на Черном море, пока их не сменили М-5 и М-9.



 ЛТХ:
Модификация   Curtiss Model F   Curtiss Model K
Размах крыла, м   12.67   17.00
Длина самолета,м   8.33  
Высота самолета,м    
Площадь крыла,м2   28.50   54.00
Масса, кг    
  пустого самолета   517   1100
  максимальная взлетная   820   1570
Тип двигателя   1 ПД Curtiss VX   1 ПД Curtiss VX
Мощность, л.с.   1 х 100   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч   96   110
Крейсерская скорость, км/ч   72   86
Продолжительность полета, ч   4   3.5
Практический потолок, м   2400   1500
Экипаж, чел   2   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Curtiss Model F
 Curtiss Model F
 Curtiss Model F

  Схемы:

 Curtiss Model F
 Curtiss Model K

  Варианты окраски:

 Curtiss Model F

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Первые летающие лодки Кертиса
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Aerofiles.com. Aeromarine
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

esbe


Rambler's Top100 Rambler's Top100