Уголок неба ¦ Сухой Су-17М2

Реклама...

    


 
 
главная послевоенная авиация истребители
   Су-17М2
       
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1973
Тип: Истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1970-е появились лазерный дальномер "Фон-1400" и навигационный комплекс КН-23, примененные на С-32М2. Обе системы разместили в фюзеляже серийного Су-17М, за счет удлинения его носовой части между первым и четвертым шпангоутами. Обтекатель антенного УКВ блока ДИСС-7 (доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса) образовал характерный подбородок в носовой части самолета.

Оборудование обеспечивало постоянное автоматическое измерение путевой скорости и угла сноса самолета и выдачу их в навигационный вычислитель комплекса КН-23 и в измерительные системы. КН-23, разработанный первоначально для МиГ-23Б, обеспечивал автоматический полет по запрограммированному маршруту и выход на аэродром посадки до высоты 60-50 м. Дальномер "Фон-1400" разместили в конусе ВЗУ, на котором появилось четырехугольное окно для лазерного луча. Станция обеспечивала измерение наклонных дальностей до наземных целей в диапазоне от 400 до 5000 м. В декабре 1973-го состоялся первый полет опытного С-32М2. За несколько дней до нового года машина поступила в НИИ ВВС (руководитель бригады испытателей А.И.Марченко).

Комплектация бортового оборудования первого самолета не соответствовала штатной, поэтому машина могла использоваться только для определения летных характеристик. Вскоре прибыли еще два С-32М2. Но они еще в течение двух месяцев дооборудовались и отлаживались в ангаре фирмы для проведения испытаний по полной программе: настраивался прицел ПБК-3, отсутствовал ПРНК-23. Испытания самолета шли тяжело. В день выполнялось не более двух полетов. Представители ОКБ Сухого нередко подготавливали самолет к концу рабочего дня, когда испытатели НИИ и служба руководителя полетов собирались домой. Ведущий инженер по испытаниям докладывал руководителю полетов о готовности самолета, летчик-испытатель занимал место в кабине и ждал разрешения на вылет. Иногда ожидание затягивалось до темноты, и полет отменяли. Утром суховцы находили новые дефекты в оборудовании и устраняли их. Вечером все повторялось снова...

Раз в два месяца в Ахтубинск прилетал Главком ВВС и проводил совместное с представителями промышленности совещание о выполнении программы испытаний Су-17М2 и МиГ-23. Не оставался без внимания и вопрос подготовки к полетам. Министр авиационной промышленности грозил присутствовавшим на совещании главным конструкторам самолетов Н.Г.Зырину и К.К.Васильченко увольнением и лишением премий, но только угрозами и ограничивался. Су-17М2 комплектовался стрелковым АСП-17 для стрельбы из пушки и пуска НУРС и бомбоприцелом ПБК-3. Размеры центральной марки у АСП-17 были меньше, чем у АСП-ПФ-7 и на дальностях свыше 4 км не закрывали цель, что облегчало применение тактического управляемого оружия в пределах визуального обнаружения. ПБК-3, по сравнению с ПБК-2КЛ, обеспечивал больше режимов, включая бомбометание со сложных видов маневра, что затрудняло работу пилота. Поэтому при подготовке итогового акта по испытаниям специалисты НИИ ВВС обратили на это внимание промышленности.

Оба прицела могли после доработки использоваться для стрельбы и для бомбометания. Но после жарких споров для доработки выбрали АСП-17, которым под обозначением АСП-17Б оснастили опытный С-52. Госиспытания С-32М2 успешно завершились в октябре 1974-го. В следующем году его запустили в серию под обозначением Су-17М2 и производство продолжалось до 1979-го. Новый комплекс вооружения и номенклатура применяемых средств поражения повысили боевую эффективность Су-17М2. Он был вооружен первой отечественной тактической управляемой противорадиолокационной ракетой Х-28 с ЖРД. Ракета запускалась с подфюзеляжного пускового устройства ПУ-28С. Для определения координат РЛС-цели использовалась контейнерная станция радиотехнической разведки "Метель-А". X-28 - самая крупная ракета (стартовая масса 720 кг и длина около 6 м), применявшаяся с Су-17М2.

Су-17М2 нес одну Х-28. Для обеспечения необходимых зазоров при эксплуатации Х-28 на подвеске на Су-17М2 ее нижний киль в совместном полете поворачивался, а для верхнего киля в нижней части фюзеляжа самолета сделали углубление. Ракет выпустили мало и их заменили твердотопливные Х-27ПС и Х-58. При использовании подвесного контейнера со станцией "Прожектор-1" Су-17М2 мог применять ракеты Х-25. Для самообороны самолет вооружался УР Р-3С или Р-60. Х-23 использовались с контейнерным вариантом аппаратуры "Дельта-НГ" Для увеличения дальности использовались различные подвесные топливные баки.

Арсенал НАР включал С-8 в ПУ Б-8М-1 и надкалиберные С-25 в одноразовых ПУ О-25. Свободнопадающие бомбы калибра до 500 кг подвешивались на балочные держатели БДЗ-57М или на многозамковые МБДЗ-6-68У (калибр до 250 кг). Имелась возможность использования держателя БДЗ-56ФНМ, предназначенного для специальной тактической бомбы калибра 250 или 500 кг.

 



 Модификации :
 Су-17М2 (С-32М2, С-42)

 модернизированный. Отличался удлинённой на 200 мм носовой частью и увеличенной кабиной пилота. На самолёте был установлены лазерный дальномер-целеуказатель "Фон-1400", оптический прицел АСП-17С и комбинированный прицел ПБК-3-17С. Запас топлива увеличен на 200 л. Первый полёт в декабре 1973 года. Выпускался в 1975-1979 годах. Принят на вооружение 3 февраля 1976 года.

 Су-17М2-Д

 доработанный. Отличался установкой доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, контейнерным вариантом размещения аппаратуры управления ракетой Х-23.

 Су-17М2Р

 разведчик. Отличался подвесным контейнером для комплексной разведки ККР-1/54 и станцией постановки активных помех.




 ЛТХ:
Модификация   Су-17М2
Размах крыла, м  
при мин. стреловидности   13.68
при макс. стреловидности   10.04
Длина самолета, м   19.02
Высота самолета, м   4.85
Площадь крыла, м2  
при мин. стреловидности   38.49
при макс. стреловидности   34.45
Масса, кг  
  пустого   10600
  нормальная взлетная  
  максимальная взлетная   18220
  топливо (внутреннее)   3145
  топливо (ПТБ)   2875
Двигатели   1 ТРДФ АЛ-21Ф-3
Тяга, кгс  
  максимальная   1 х 7800
  на форсаже   1 х 11200
Максимальная скорость, км/ч  
  у земли   1200
  на высоте   2230 (М=2.1)
Практическая дальность, км  
  без ПТБ   1350
  с ПТБ   2500
Практический потолок, м   16800
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки НР-30 (боекомплект - 80 снарядов на пушку)
 Боевая нагрузка - 3000 кг на 8 узлах подвески
 УР воздух-воздух Р-60 или Р-3С,
 УР воздух-земля Х-25, Х-28, Х-27ПС и Х-58
 свободнопадающие бомбы до 500 кг
 ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25
 пушечный контейнер УПК-23-250
 контейнеры КМГУ-1 и КМГУ-2, баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш.


 Доп. информация :


  Статья "Су-17 в афганской войне"
  Фотографии:

 Су-17М2 раннего выпуска
 Су-17М2
 Су-17М2
 Су-17М2
 Су-17М2
 Су-17М2
 В полете пара Су-17М2
 Су-17М2 на территории ОКБ им. П.О.Сухого   № Стрижи.ру

  Схемы:

 Су-17М2

  Варианты окраски:

 Су-17М2

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Николай Сойко. Полет сквозь годы
М-Хобби. Виктор Марковский. Афганские "стрижи"
Крылья Родины. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17
Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики
Армада. В. Марковский, И. Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17
Вестник авиации и космонавтики. Истребитель-бомбардировщик Су-17
Авиация и Космонавтика. Н.Васильев. Истребители-бомбардировщики
Авиация и Космонавтика. Е.Лаврентьев. Истребители-бомбардировщики
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-бомбардировщик Су-17


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: