главная современная авиация истребители
   Sea Harrier FA.2
       
Разработчик: British Aerospace
Страна: Великобритания
Первый полет: 1988
Тип: Многоцелевой палубный истребитель с ВВП
  ЛТХ     Доп. информация
   


В целях повышения боевого потенциала самолета Sea Harrier специалисты "British Aerospace" внесли ряд изменений в конструкцию машины - в результате появился Sea Harrier FA.Mk.2, один из лучших истребителей корабельного базирования.

В январе 1985 года "British Aerospace" получила контракт на модернизацию Sea Harrier, в рамках которого намечалось переоборудовать два самолета Sea Harrier FRS.Mk 1 по стандарту FRS.Mk 2 (затем FA.Mk 2). Изначально в 1984 году было объявлено, что Министерство обороны намерено выдать 200 млн фунтов стерлингов компаниям "ВАе" и "Ferranti" на модернизацию всего парка Sea Harrier, но уже в 1985 году количество модернизируемых машин было сокращено до 30.

F/A. Mk 2 внешне отличается от FRS. Mk 1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

Модернизация предусматривала установку импульсно-доплеровской РЛС Blue Vixen, объединенной системы распределения тактической информации, усовершенствованной системы предупреждения о радиолокационном облучении и обеспечение возможности применения УР AIM-120 AMRAAM. Вначале "ВАе" предлагала также обеспечить возможность подвески УР Sidewinder на законцовках крыла, но затем это и ряд других усовершенствований были исключены из проекта, но аэродинамический гребень и увеличенные предкрылки оставили. Первый из переоборудованных самолетов (ZA195) поднялся в воздух 19 сентября 1988 года, а 8 марта 1989 года за ним последовала вторая машина (XZ439). На самолете оборудовали дополнительный отсек для БРЭО и перепроектировали носовую часть - из-за установки РЛС Blue Vixen носовой обтекатель стал менее заостренным, но в целом новый FRS.Mk 2 оказался на 0,61 м короче предшественника - за счет того, что убрали носовую штангу ПВД. Размах крыла остался прежним, но подкрыльевые узлы подвески переделали - на модернизированной машине можно было теперь подвешивать пару 864-литровых ПТБ, а также по одной УР Hughes AIM-120 AMRAAM (или ВАе ALARM) на внешних пилонах. Всего на самолет были установлены пять систем подвески вооружения, реализованных на основе многоцелевых авиационных пусковых установок LAU-106A и LAU-7.  При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность -  более 50 миль, скорость - 0.3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.

Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF  Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания "свой-чужой" AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации   AD 2770 Tacan  Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.

В состав приборного оборудования кабины FA.Mk 2 включили новые многофункциональные дисплеи на электронно-лучевых трубках, а органы управления самолетом скомпонованы по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать самолет, не снимая рук с ручки управления и РУД. FA.Mk 2 получил более мощные двигатели Pegasus Mk 106 - так называемый, "оморяченный" вариант двигателя Mk 105, установленного на AV-8B, без применения магния в его конструкции. 7 декабря 1988 года был выдан контракт на переоборудование 31 самолета FRS.Mk 1 по стандарту Мк 2, а 6 марта 1990 года был выдан контракт на постройку 10 новых FA.Mk 2. В январе 1994 года был подписан новый контракт на 18 новых FA.Mk 2 и переоборудование еще пяти FRS. Mk 1. Переоборудование самолетов выполнялось в Дансфолде и Броу - окончательная сборка модернизированных машин выполнялась в Дансфолде.

Морские испытания модернизированного истребителя проводились на борту авианосца "Арк Ройял" в ноябре 1990 года и подтвердили все расчетные данные и возможность безопасного взлета с носового трамплина с углом схода 12╟. В испытаниях участвовали два предсерийных самолета, но РЛС имелась только на одном из них. Для более эффективной подготовки летчиков был создан двухместный вариант T.Mk 8N - в 1996 году четыре такие машины поступили на смену Harrier T.Mk 4N. Машина имела почти полный набор БРЭО варианта FA.Mk 2, за исключением РЛС.

Основной УР класса "воздух-воздух" для Sea Harrier FA.Mk 2 стала the Hughes AIM-120, а новая РЛС Blue Vixen (модель "А") проходила испытания на самолетах ВАС 1 - 11 и ВАе 125 до августа 1988 года. Еще один ВАе 125 был оборудован полным комплектом приборного оборудования самолета FA.Mk 2 - устанавливался на правом месте, а в 1989 году на нем установили для испытаний РЛС Blue Vixen (модель "В"). В ходе испытаний УР AIM-120 были выполнены 10 пусков, в качестве целей использовались беспилотные мишени MQM-107 и QF-106. Испытания едва не были сорваны, когда 5 января 1994 года во время аварии был потерян один из двух оснащенных новой РЛС самолетов.

В июне 1993 года в Боскомб-Дауне сформировали первое, опытное, подразделение, а на базе 899-й эскадрильи авиации ВМС создали группу для проведения оценочных испытаний Sea Harrier FA.Mk 2 - четыре ее самолета совершили поход на борту авианосца "Инвинсибл" в 1994 году. В январе 1995 года 801-я эскадрилья ушла на авианосце "Илластриес" на первую полноценную боевую службу. Самолеты поступили также в 800-ю эскадрилью, принявшую затем участие в операции против Югославии. В целом было признано, что самолет хорошо зарекомендовал себя во время операций "Deny Flight" и "Allied Force", но одна машина была потеряна от огня с земли 16 апреля 1994 года. Пилот спасся.

Со временем выяснилось, что Sea Harrier FA.Mk 2 не был идеален для эксплуатации в суровых морских условиях, да и ВМС вскоре стали делать упор в применении корабельной авиации не на завоевании превосходства в воздухе, а на решении ударных задач. В итоге Sea Harrier уступил место Harrier II, последняя машина покинула службу в марте 2006 года.





 ЛТХ:
Модификация   Sea Harrier FA2
Размах крыла, м   7.70
Длина самолета, м   14.17
Высота самолета, м   3.61
Площадь крыла, м2   18,68
Масса, кг  
  пустого самолета   6616
  взлетная масса при верт. взлете   7992
  взлетная масса при взлете с разбегом   10210
  взлетная масса максимальная   11880
Масса топлива, кг  
  внутреннего   2295
  в ПТБ   2404 ( 2 х 1500 л)
Тип двигателя и   1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk106
Максимальная тяга, кН   1 х 95,6
Максимальная скорость, км/ч.  
  на высоте   М=1.25
  на уровне моря   1200
Практический потолок, м   15300
Дальность действия, км:  
  при ВВП   135
  при взлетной массе 9700 кг   795
Время патрулирования, мин:  
  при вертикальном взлете   24
  при взлете с разбегом 155 м   72
Макс. эксплуатационные перегрузки   7,8
Экипаж, чел   1
Вооружение:   Боевая нагрузка - 3855 кг на 6 узлах подвески:
  4 УР класса воздух-воздух средней дальности AIM-120В AMRAAM или
  4 УР AIM-9L Sidewinder или ASRAAM
  2 противорадиолокационными УР ALARM или
  2 ПКР Sea Eagle.
  2 контейнера с 30-мм пушкой Aden,  500-кг бомбы


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Первый Sea Harrier FA.2 (ZA195)  (c) Joop de Groot
 Sea Harrier FA.2   (c) Capture A Second Photography
 Sea Harrier FA.2   (c) George Oakey, Jr.
 Sea Harrier FA.2   (c) Glenn Beasley
 Sea Harrier FA.2   (c) Mark Carlisle
 Sea Harrier FA.2   (c) Capture A Second Photography
 Sea Harrier FA.2   (c) Ian Woodcock
 Кабина пилота Sea Harrier FA.2

 Схемы:

 Sea Harrier FA.2

 Варианты окраски:

 Первый Sea Harrier FA.2       (c) David Howley 
 Sea Harrier FA.2   800NAS     (c) David Howley 
 Sea Harrier FA.2  899 Sq.      (c) David Howley 

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Sea Harrier FA.Mk 2
Airforce Technology. Harrier FA2 VSTOL Fleet Defence Fighter Aircraft
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The BAE/MDD Harrier
Andy Evans. The British Aerospace Sea Harrier
Aviation Classics. The Last of the small wing Harrier



 

 

       Заметки, примечания

Конкурс трейдеров проводится для выявления лучших трейдеров сезона, квартала или года способных управлять счетами как своей компанией так и счетами инвесторов. Зачастую результаты конкурса выкладываются в сеть интернет, затем инвесторы уже исходя из результатов могут сами выбирать себе определенного трейдера.


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: