главная послевоенная авиация истребители
   МиГ-21МФ
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1969
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1969 году на аэродром выкатили МиГ-21МФ. Главным отличием от предшественника стал новый более мощный двигатель Р13-300. Начиная с этой модификации, под створками подпитки двигателей появились щитки для их защиты от попадания посторонних предметов с ВПП, которые в процессе ремонта устанавливались и на ранние модификации самолета. Вскоре МиГ-21 МФ, параллельно с МиГ-21М, непрерывным потоком стали покидать сборочный цех московского завода "Знамя труда". До конца 1969 года построили 96 самолетов и все они в срочном порядке были отправлены в Египет.

В 1972 году, в соответствии с июльским постановлением правительства предстояла передача лицензии на производство МиГ-21 МФ в Египет. Но смерть президента Г.А.Насера и приход к власти нового правительства во главе с А. Садатом круто изменили отношения Советского Союза с АРЕ.

В 1975 - 1976 годах к выпуску МиГ-21МФ подключили Горьковский авиазавод, где построили 231 истребитель. Но не все МиГ-21МФ предназначались на экспорт. В течение двух лет, начиная с 1973 года, автору довелось работать на этой машине. В конце 1960-х начальник одной из кафедр Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского генерал-майор Протопопов предложил новый метод прицеливания для стрельбы по наземным и воздушным целям. Суть его заключалась в двойном наложении прицельной марки на объект атаки. Принципиальную схему прицела с аналоговым вычислителем, получившего шифр "Волк", разработали в научно-исследовательской лаборатории академии под руководством В.Г. Катюшкина. Первым изготовили прицел, предназначенный для стрельбы по наземным целям, и приступили к летным исследованиям на Су-7Б.

Вслед за ним подошла очередь для исследований прицела для стрельбы по воздушным целям. Его изготовление, а также летные исследования и испытания поручили НИИ ВВС. Причем последние этапы проводились совместно с Липецким Центром боевого применения и переучивания летного состава. В бригаду специалистов Научно-испытательного института ВВС вошли Ю.А. Любавин, Б.Н. Кравченко и автор. Как выяснилось позже, это была самая интересная и самая впечатлительная работа за восемь лет, проведенных мной в стенах НИИ ВВС.

Для летной отработки "Волка", начатой летом 1973 года в Липецке, выделили один из первых серийных МиГ-21МФ. Ведущим летчиком от Липецкого Центра, выполнившим большую часть исследовательской программы, был Иван Иванович Федоров. Много времени ушло на доводку прицела, подбор всевозможных коэффициентов от которых зависел правильный "выбор" вычислителем упреждения для стрельбы. На первых порах в качестве цели использовался МиГ-21бис, на котором летал летчик липецкого центра Александр Сметанин, отличный пилот и друг Федорова. В полетах перегрузки доходили до шести-семи единиц и, по образному выражению Саши, создавалось впечатление, что голова отрывается от туловища. Зато, когда приступили к стрельбам в Ахтубинске, мишени удавалось сбивать четырьмя "болванками"(так называли бронебойные снаряды) на дистанциях около 800 м и это при ручном вводе дальности в прицел.

К тому времени планер МиГ-21, а также большинство его систем и оборудование считались достаточно отработанными и в их надежности сомневаться не приходилось. Мне запомнились лишь два случая, аварий связанных с эксплуатацией машины. В первом из них на пробеге разорвалось колесо одной из основных опор шасси. Явление, в общем-то, нередкое и никакого отношения к эксплуатационной надежности не имеет. Дело в том, что в резиновом протекторе колес имеется радиальное отверстие по глубине которого определяется изношенность колеса. В том полете запас протектора был небольшим и техник самолета, предупредив об этом Федорова, попросил быть внимательнее на посадке. Но произошло непредвиденное. Машину закрутило на ВПП, однако все обошлось. В другом случае на левой консоли обнаружилась трещина. Оказавшийся поблизости представитель промышленности сказал, что ничего опасного нет. Трещину засверлили и в таком виде на самолете выполнили всю программу исследований.

Но бывали случаи и халатного отношения к материальной части со стороны наземного персонала. Например, после очередного регламентного осмотра специалист по радиооборудованию перепутал местами разъемы автоматического радиокомпаса, в итоге его индикатор показывал курс наоборот. В этом случае оказался виноват "человеческий фактор"!

Другое происшествие, уже в мое отсутствие, чуть не привело к трагедии. После очередных стрельб на полигоне каждый самолет заруливал в специальное место на аэродроме, где специалисты по вооружению проверяли остаток неизрасходованных патронов. Дело было в пятницу и, спешив домой, все забыли о данном правиле, закатив самолет на стоянку. Не вспомнили об этом и в понедельник, когда предстояли очередные регламентные работы.

Современный самолет чрезвычайно насыщен различными приборами, кнопками, рычагами и тумблерами и у многих людей оказывающихся в их окружении буквально "чешутся руки", от желания чем-то пощелкать. Так и получилось на этот раз. Механик по радиооборудованию, находясь в самолете, подключенном к аэродромной электросети, вместо того, чтобы заниматься своей работой, откинул и нажал лапку боевой кнопки.

В обычной обстановке в этом ничего страшного нет, ведь управление пушкой блокировалось выпущенными шасси. Но на машине выполнялись регламентные работы, и стволы орудия оказались в опущенном положении без блокировки. Прогремевший выстрел лишь чудом не привел к трагическим последствиям, лишь благодаря тому, что снаряд застрял в переднем колесе. Были и другие истории, превратившиеся впоследствии в аэродромные байки, но обо всем в небольшой книге не расскажешь.

В 1971 году февральским постановлением правительства завод "Знамя труда" обязали изготовить 15 модифицированных МиГ-21 МФТ с увеличенным запасом топлива и двигателями Р13М-300 тягой 8800 кгс у земли при полете со скоростью звука. Двигатель этот так и не , а самолет построили с накладным баком от МиГ-21 СМТ, но большого распространения он, как и машина с "Сапфиром", не получил.



 ЛТХ:
Модификация   МиГ-21МФ
Размах крыла, м   7.15
Длина, м   14.90
Высота, м   4.71
Площадь крыла, м2   23.00
Масса, кг  
  пустого самолета   5350
  нормальная взлетная   8200
  максимальная взлетная   9300
  топлива   2200
Тип двигателя   1 ТРДФ Р13-300
Тяга, кгс   1 х 6490
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   2230
  у земли   1300
Практическая дальность, км  
   с ПТБ   1420
  без ПТБ   1050
Максимальная скороподъемность, м/мин   12240
Практический потолок, м   18200
Макси. эксплуатационная перегрузка   8.5
Экипаж, чел   1
Вооружение:   встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
  максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг на 4 узлах подвески:
  до 4 УР К-13М, К-13, Р-60, Р-60М, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг , зажигательные баки


 Доп. информация :


  Чертеж "Микоян,Гуревич МиГ-21МФ"
  Чертеж "Микоян,Гуревич МиГ-21 (3)"
  Книга "РЛЭ Микоян, Гуревич МиГ-21МФ"
  Фотографии:

 МиГ-21МФ на выставке
 МиГ-21МФ
 Тройка МиГ-21МФ ВВС Индии   (с) Peter Steinemann
 МиГ-21МФ ВВС Венгрии 
 МиГ-21МФ ВВС Германии  (c) Marcus Fulber
 МиГ-21МФ ВВС ГДР 
 МиГ-21МФ ВВС Чехии   (c) Radim Spalek
 Кабина пилота МиГ-21МФ

  Схемы:

 МиГ-21МФ
 схема подвески вооружения МиГ-21МФ
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 МиГ-21МФ  ВВС СССР
 МиГ-21МФ  ВВС Чехии
 МиГ-21МФ  ВВС Германии
 МиГ-21МФ  ВВС Польши
 МиГ-21МФ ВВС Египта

 



 

Список источников:

Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Последние модификации
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Время.
Ефим Гордон. Созданный для боя
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный "МиГ"
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Famous Russian Aircraft. Yefim Gordon, Dmitry Kommisarov, Keith Dexter. Mikoyan MiG-21
Squadron/Signal. Aircraft Number 131. Don Linn, Don Spering. MiG-21 Fishbed in Action
PKL. MiG-21
Bharat-Rakshak.com. MiG-21M/MF [Fishbed J] - Type 96


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: