Уголок неба ¦ SEPECAT Jaguar E

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Jaguar E
       
Разработчик: SEPECAT
Страна: International
Первый полет: 1968
Тип: Учебно-боевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный). Первый прототип Е.01, представлявший собой двухместный учебно-боевой самолет для ВВС Франции, построили на заводе фирмы "Бреге" 17 апреля 1968 г. 8 сентября в центре летных испытаний в Истре летчик-испытатель Бернар Витт (Bernard Witt) совершил на нем первый полет. Уже через месяц "Ягуар" летал со сверхзвуковой скоростью, а летчики-испытатели фирм "Бреге" и ВАС совершали на нем до трех вылетов в день.

Для ускорения испытаний была составлена объединенная программа под общим руководством ВВС Франции. Это также позволило избежать дорогостоящего дублирования полетов при отработке ряда важнейших разделов программы, прежде всего в ходе исследований летных характеристик самолета. Каждый из прототипов предназначался для испытаний по отдельным направлениям. На самолете Е.01 проводилась проверка аэродинамики, устойчивости и управляемости. Перед первым полетом на нем под хвостовой частью фюзеляжа были установлены гребни, которые обеспечивали путевую устойчивость при больших углах атаки, когда киль и руль направления частично затенялись. Эти поверхности вскоре установили и на три последующих самолета, которые начали испытания без гребней. Далее они уже ставились штатно. Е.02 испытывали на флаттер, тестировали двигатели и топливную систему.

Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.

Серийные самолеты для ВВС Франции получили обозначение Jaguar E и были выпущены в количестве 40 экземпляров. 10 первых машин оснащались двигателями Adour Мк.101. Начиная с самолета с серийным номером Е.27, в носовой части фюзеляжа вместо ПВД устанавливалась штанга дозаправки, которая впоследствии появилась и на некоторых более ранних "спарках". Самолет оснащался двумя пушками DEFA 553. На Jaguar Е не устанавливалась РЛС RDN72 и система работы с ракетой AS.37, а также контейнеры ATLIS. На "спарке" отсутствовал и лазерный дальномер.

Британская серийная "спарка" Jaguar В (Jaguar T.Mk.2 или Jaguar Т.2) взлетела 22 марта 1973 г. Кроме прототипа В.08 и 36 заказанных самолетов для RAF, было выпущено еще два Т.2 для школы испытателей ETPS (Empire Test Pilot School). В отличие от боевых "Ягуаров" и французских "спарок", самолеты Т.Мк.2 оснащались лишь одной пушкой по левому борту, которая обычно снаряжалась неполным боекомплектом (60-90 снарядов). На самолетах для ETPS пушку впоследствии сняли. На учебно-боевом самолете также отсутствовал лазерный дальномер и контейнер РЭБ на киле. 14 "спарок", доработанных по образцу Jaguar GR.1A, получили наименование Jaguar Т.2А. Самолеты, доработанные под установку контейнера TIALD, получили наименование Jaguar Т.2В. В сентябре 1998 г. началась модернизация 11 "Ягуаров" Т.2 в вариант Jaguar Т.4, которые отличались новыми двигателями Adour Мк.106 и усовершенствованным бортовым оборудованием.



 ЛТХ:
Модификация   Jaguar Е
Размах крыла, м   8.69
Длина самолета, м   17.53
Высота самолета, м   4.89
Площадь крыла, м2   24.18
Масса, кг  
  пустого самолета   7000
  нормальная взлетная   15700
  максимальная взлетная   16700
Тип двигателя   2 ТРД Turbomeca Аdour Mk. 102
Максимальная тяга, кгс   2 х 3313
Максимальная скорость, км/ч:  
  у земли   1210
  на высоте 11000 м   1620
Практический потолок, м   14000
Практическая дальность, км   3800
Боевой радиус действия, км   1400
Эксплуатационная перегрузка   8.0
Экипаж, чел   2
Вооружение:  две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
 Максимальная боевая нагрузка - 4800 кг. на 5 узлах подвески.
 8х 454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб,
 6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
 6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР,  8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
 Paveway II,
 2 УР класса воздух-земля AJ168(AS.37) Martel и
 2 Magic. или Magic II или AIM-9 Sidewinder
 ПУ НУР- 180х68 мм.


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Первый прототип Jaguar E.01
 Второй прототип Jaguar E.02
 Jaguar E (c) Alistair Bridges
 Jaguar E (c) Alec Blyth
 Jaguar E (c) Tim McLelland
  Jaguar E (c) Mike Freer
 Jaguar E (c) D. St-Sanvain
 Jaguar E (c) Kristof Jonckheere
 Jaguar E (c) Lewis Grant
 Jaguar T.2 (c) Chris Lofting
 Jaguar T.2 (c) Kev Slade
 Jaguar T.2A (c) Chris Lofting
  Jaguar T.2B (c) Trevor Thornton
 Jaguar T.4 (c) Phil Cooke
 Кабина пилота Jaguar E (c) Pierre-Clement Got

 Схемы:

 Jaguar E
 Jaguar T.2
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Первый прототип Jaguar E.01 (c) Don Greer
 Jaguae E EC3/7 ВВС Франции (c) Chris Sandham-Bailey
 Jaguae E EC3/7 ВВС Франции (c) Chris Sandham-Bailey
 Jaguar T.2A No.226 OCU ВВС Великобритании (c) Chris Sandham-Bailey
 Jaguar T.2 No.226 OCU ВВС Великобритании (c) Chris Sandham-Bailey
 Jaguar T.2A No.226 OCU ВВС Великобритании (c) Chris Sandham-Bailey
 Jaguae T.4 16(R)Sqn ВВС Великобритании (c) Richard Vernon

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2015-04. Александр Котлобовский. "Ягуар" - зверь, убивающий одним прыжком
Авиация и Космонавтика 2009-03. Михаил Никольский. SEPECAT "Ягуар"
Серия "Современные боевые самолеты". Истребитель-бомбардировщик Jaguar
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The SEPECAT Jaguar
W. Green, G. Swanborough. The Complete Book of Fighters
Aeroplane Icons. Jaguar : The Anglo-French Fighter Feline
Squadron/Signal 1197. Glenn Ashley. Sepecat Jaguar in action
Les Materiels De L'Armee de L'Air No.2. Frederic Lert. SEPECAT Jaguar
Aeroguide 31. Roger Chesneau. SEPECAT Jaguar Mks 1-4
HPM 1995-09. Jaroslav Spacek. SEPECAT Jaguar
PKL 1995-02. Jaguar
L+K 1974-23. Valclav Nemecek. SEPECAT Jaguar
L+K 2008-01. M.J. Stolar, M. Stolar, A. Golz. Jaguar opustil europske nebo


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: