главная современная авиация истребители
   J-8
       
Разработчик: Shenyang
Страна: Китай
Первый полет: 1969
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в   КНР с конца 1950-х годов  развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г.Шеньян в 1958 г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика "Ветер Востока" 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость - соответствовать М=1,8, практический потолок - 20000 м. В мае 1959 г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959 г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959 г. в дальнейшем работы по программе истребителя "107" были прекращены и основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета - перехватчика  "Ветер Востока" 113, разработка которого велась при участии военно-инженерной академией в г.Харбине с 1958 г.

Самолет был рассчитан на достижение   максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка,  равного 25000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение  наиболее современных материалов,   оборудования и вооружения, существовавших к тому времени. В 1960 г. началась постройка самолета "113", однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов,   в частности, - защиты конструкции  от кинетического нагрева, привели к  прекращению программы.

Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое  отставание самолетного парка ВВС  Китая от советской авиации, которая   рассматривалась тогда как основной   противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 - основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов. Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне.

Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный  перспективным ТРДФ   увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано последнему варианту и 17 мая 1967 г. было принято решение о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя, получившего обозначение J-8.

Программа создания этого самолета   оценивалась военно-политическим   руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ,  самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2,   практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Два ТРДФ WP7A должны были обеспечить самолету взлетную тяговооруженность 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. - Вант Натшоу.

Сборка первых двух опытных самолетов завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959г.

Обрушившаяся на страну "Великая культурная революция", нанесшая огромный ущерб интеллектуальному потенциалу КНР, не обошла стороной и авиационную промышленность: была расформирована группа летных испытаний и отстранен от работы ряд ведущих проектировщиков. Практически доводка истребителя прервалась на несколько лет.

Три прототипа по программе летных испытаний выполнили 1025 полетов, налетав 633 часа. Один самолет в ходе испытаний разбился. На околозвуковых скоростях выявилась вибрация планера, для ее устранения пришлось изменить форму хвостовой части фюзеляжа. Летные испытания удалось завершить только в 1979-м. В марте следующего года J-8 приняли на вооружение, а в апреле совершил первый полет серийный истребитель, производство которого развернулось на заводе Шэньянской авиационной корпорации. Создателям самолета так и не удалось реализовать все предъявлявшиеся к нему требования. В частности, так и не установили РЛС, вместо нее истребители оснащались китайской копией радиолокационного дальномера "Изумруд".

В начале 1980-х Китай получил на вооружение дневной истребитель-перехватчик - этот этап развития авиации ведущие авиационные державы прошли на рубеже 1950-1960-х годов. Поэтому самолет построили небольшой серией - около 50 машин.

На Западе информация о китайском истребителе появилась в конце 1960-х. Интерес к нему был велик. Многие эксперты не верили в возможность самостоятельной разработки относительно современного истребителя в красном Китае. Неудивительно, что во время официального визита делегации Пентагона в Шэньян в сентябре 1980-го американцы очень хотели увидеть "опытный образец самолета завоевания превосходства в воздухе". Степень осведомленности янки характеризует тот факт, что они были уверены: истребитель - однодвигательный. На Западе также считали, что J-8 никогда не состоял на вооружении ВВС, а использовался только для испытаний.

Китайцы сослались на проводившуюся на заводе реконструкцию и не удовлетворили любопытство американцев. Впервые же фотографии J-8 опубликовали только в 1984-м, спустя 15 лет после первого полета прототипа. Интересно отметить, что американцы были потрясены сходством J-8 с Е-152. J-8 с точки зрения системы оружия оценили невысоко, но неожиданным для Запада оказался сам факт создания и освоения в серийном производстве сверхзвукового истребителя "отсталой" страной. Сенсацию окрестили "гром из Китая".

Краткое техническое описание.

Истребитель J-8 выполнен по классической схеме со среднерасположенным треугольным крылом стреловидностью 60╟ по передней кромке. На верхней поверхности крыла имеются небольшие аэродинамические гребни. Фюзеляж полумонококовои конструкции изготовлен из алюминиевых сплавов с ограниченным использованием стали, а в наиболее теплонапряженных участках хвостовой части - титан. На фюзеляже расположены четыре воздушных тормоза.

Стабилизатор - цельноповоротный, с углом стреловидности 60╟ по передней кромке. Киль выполнен из алюминиевых сплавов с сотовым заполнением. В основании киля находится контейнер с тормозным парашютом. Под хвостовой частью расположены два подфюзеляжных киля.

Шасси - трехопорное, стойки - одноколесные с масляно-пневматической амортизацией. Основные опоры шасси убираются в крыло и фюзеляж, носовая опора - в фюзеляж.

В систему управления включены необратимые гидроусилители.

Силовая установка - два ТРДФ WP7A тягой по 6100 кгс на форсаже (китайский вариант ТРДФ Р-11Ф-300, которым оснащались МиГ-21Ф-13). Воздухозаборник - лобовой, осесимметричный, регулируемый, с центральным телом.

На J-8 первоначально фонарь кабины пилота открывался вперед, по типу МиГ-21Ф-13, на машинах более поздних выпусков он откидывается вверх и назад.

Вооружение состоит из двух 30-мм пушек, размещенных перед крылом в фюзеляжных обтекателя. На четырех крыльевых и одном подфюзеляжном узлах подвески возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-2B с инфракрасной ГСН, блоков НАР и свободнопадающих бомб. Самолет оснащался оптическим прицелом SM-8, а с 1982-го комплектовался усовершенствованным SM-8А.





 ЛТХ:
Модификация   J-8
Размах крыла, м   9.34
Длина, м   21.52
Высота, м   5.41
Площадь крыла, м2   42.00
Масса, кг  
  пустого   9285
  нормальная взлетная   13700
  максимальная взлетная   16580
Топливо, л   4600
Тип двигателя   2 ТРДФ Liyang (LMC) Wopen-7A (Р-11Ф)
Тяга , кН  
  нефорсированная   2 x 43.15
  форсированная   2 x 58.80
Максимальная скорость, км/ч   2332 (М=2.2)
Крейсерская скорость, км/ч   850
Перегоночная дальность, км   2000
Практическая дальность, км   1500
Боевой радиус действия, км   800
Максимальная скороподъемность, м/мин   9780
Практический потолок, м   20800
Макс. эксплуатационная перегрузка   4
Вооружение:   две 30-мм пушки НР-30
  боевая нагрузка - 4500 кг на 5 узлах подвески
  4 УР воздух-воздух PL-2В (PL-5B) или PL-3
  2х 500-,250- кг бомбы или
  2 ПУ Qimgan 12 х 57 мм или 7х90-мм НУР


 Доп. информация :


  Фотографии:

 J-8
 J-8 ВВС НОАК Китая
 J-8 ВВС НОАК Китая
 J-8 ВВС НОАК Китая
 J-8 ВВС НОАК Китая
 J-8 в Китайском Музее Авиации  (с)  David Lednicer

  Схемы:

 J-8

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. А.Демин. Авиация великого соседа
Авиация и Время. Владимир Ильин. За Великой стеной
Крылья Родины. Михаил Владимиров. Гром из Китая
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Авиация великого соседа
Air Force World.com. PLA
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
Hui Tong.Chinese Military Aviation
AFWing.com


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: