главная послевоенная авиация истребители
   IAe.33 Pulqui II
       
Разработчик: FMA
Страна: Аргентина
Первый полет: 1950
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


FMA IAe 33 Pulqui II (на языке индейцев мапуче Pulqúi - стрела) был реактивным истребителем, спроектированным Куртом Танком в конце 1940-х годов в Аргентине при правительстве Перона и построенным на Военном авиационном заводе (Fábrica Militar де Aviones - FMA). Воплощая в жизнь многие элементы конструкции нереализованного проекта истребителя военного времени Focke-Wulf Ta 183, FMA предлагала IAe 33 Pulqui II в качестве преемника послевоенного Метеор Gloster F4 для принятия на вооружение ВВС Аргентины (Fuerza Aerea Argentina). Развитие Pulqui II было сравнительно длительным и проблематичным, с потерями двух из четырех прототипов в катастрофах со смертельным исходом.

Несмотря на то, что один из прототипов успешно испытан в бою во время Освободительной революции (Revolución Libertadora) политические, экономические и технические проблемы, с которыми сталкивался проект, означало, что IAe 33 не смог полностью реализовать свой потенциал, а аргентинское правительство, в конечном итоге, решило приобрести в Соединенных Штатах F-86 Sabre вместо дальнейшего развития отечественных истребителей до готовности к производству.

В конце 1940-х годов Аргентина получила выгоду от вербовки выдающихся авиационных ученых и инженеров, бежавших из Европы после поражения нацистов и искавших убежище в Латинской Америке. В состав первой группы таких беженцев был также включен французский конструктор Эмиль Девуантин, жестоко критикуемый у себя на родине за коллаборационизм. Он возглавлял экспериментальную программу истребителя IAe 27 Pulqui I с аргентинскими инженерами Хуаном Игнасио Сан-Мартином (Juan Ignacio San Martín), Энрике Кардеилхасом (Enrique Cardeilhac) и Норберто Л. Морхио (Norberto L. Morchio). Pulqui I был первым реактивным самолетом, спроектированным и построенным в Латинской Америке. В 1947 году летные испытания показали посредственные характеристики, в результате чего программа IAe 27 Pulqui I была отменена. Авиационный Институт (Instituto Aerotécnico) под руководством Морхио упорно прилагал усилия, чтобы построить успешный отечественный реактивный истребитель и сначала пытался изменить ранний самолет.

Когда стало очевидным, что у Pulqui I было мало возможностей для дальнейшего развития, Авиационный Институт начал нвый проект с использованием более мощного (20.31 кН (4570 фнт)) турбореактивного двигателя Rolls-Royce Nene II. В начале 1948 года институт завершил масштабную модель того, что потом было названо IAe-27a Pulqui II. Этот проект характеризовался трапецевидным крылом, отклоненным назад под углом в 33╟ и использованием ламинарного аэродинамического профиля NACA 16009. Переработанная модель была построена позднее в этом же году с крылом высокопланной конфигурации и хвостовым оперением, измененным в Т-образную конфигурацию.

Как и Девуантин, немецкий конструктор Курт Танк, бывший технический директор Focke-Wulf Flugzeugbau AG, так же был нанят в 1947 году для работы над проектом истребителя для Аргентины.

Вместе с 62-мя сотрудниками фирмы Focke-Wulf Танк эмигрировал в Латинскую Америку, чтобы начать свою карьеру в области рисковых авиационных проектов. Тайно въехавший в страну с паспортом на имя Педро Маттиса (Pedro Matthies), он нашел теплый прием и больше не сохранял уловки по сохранению тайны своей личности. Вместе со своими бывшими сотрудниками он сыграл важную роль в эволюции Авиационного Института в аргентинский военный авиационный завод (Fábrica Militar de Aviones at Córdoba (Кордова)).

Танк был как инженером, так и летчиком-испытателем, спроектировавшим истребитель FW 190. Его команда конструкторов отвечала за Focke-Wulf Ta 183 - нереализованный проект, объявленный победителем конкурса в Чрезвычайной истребительной программе 1945 года. Миниатюрный, с стреловидным крылом реактивный Ta 183, спроектированный инженером-конструктором Focke-Wulf Хансом Мультоппом (Hans Multhopp), до окончания военных действий лишь достиг стадии исследований в аэродинамической трубе.

После своего назначения на пост руководителя проекта программы нового отечественного истребителя Танк так радикально переработал конструкцию планера Ta 183 под двигатель Nene II, что в результате получившийся новый проект имел лишь мимолетное сходство со своим предком. Nene был больше, тяжелее и мощнее, чем турбореактивный Heinkel HeS 011, которые были запланированы для использования в Ta 183. Следовательно требовался новый переработанный фюзеляж с большим сечением в первую очередь за счет применения турбореактивного двигателя с центробежным компрессором Nene вместо HeS 011, имевшего компрессор с осевой конструкцией.

Из-за сходства IAe-27a и переконструированного Танком Ta 183 директор Института Хуан Игнасио Сан-Мартин объединил две параллельных проекта в IAe 33 Pulqui II. Фюзеляж проекта Танка был также адаптирован для использования шасси IAe-27a. Высокопланное крыло с отрицательным углом атаки и стреловидностью в 40╟ - еще большей чем у Ta 183 - с небольшим отрицательным поперечным V. Размещение двигателя было сопоставимо с Ta 183 - Nene был расположен позади кабины, вблизи центра тяжести. Техническому обеспечению и обслуживанию двигателя способствовал демонтаж хвостовой части. Планер характеризовался изящным Т-образным хвостовым оперением со стреловидностью 50╟, герметичной кабиной увенчанной обтекаемым прозрачным каплевидным фонарем, расположенным на верхней части фюзеляжа. Вокруг кабины была предусмотрена броня, включающая в свой состав пуленепробиваемое ветровое стекло. Емкость топливных баков была первоначально 1250 л (275 брит. галл.) внутри и 800 л (176 брит. галл.) в крыле. В состав вооружения планировалось включить четыре 20-мм пушки, устанавливаемые в брюшной полости попарно в шахматном порядке по каждую сторону фюзеляжа и чуть в стороне от воздухозаборника.

Чтобы доказать обоснованность конструкции IAe 33 по контракту с другим эмигрантом Реймаром Хортеном (Reimar Horten) были построены и использовались для аэродинамических испытаний в 1948-1949 гг два планера, в том числе с полетами на них Курта Танка. Эти испытания выявили серьезные проблемы с поперечной устойчивостью, в результате чего для решения этой проблемы до начала строительства двух планеров прототипа были сделаны изменения в хвостовом оперении. В связи с отсутствием современной техники, все цельнометаллические изделия в значительной степени зависили от ручного труда и выпуск прототипов был трудоемкой процедурой. Президент Перон предполагал, что выгодой от создания в Аргентине авиационного завода будет производительность, сопоставимая с производственными предприятиями мирового класса. Тем не менее, Танк понял, что производство средств технологического оснащения на данном этапе было невозможно и вместо этого в основном придется полагаться на ручную сборку. Первый планер (No. 01) был зарезервирован для статических испытаний, и впоследствии был в ходе них разрушен.

Первый из "летающих" прототипов IAe 33 (No. 02) был построен в 1950 году и под управлением капитана Эдмундо Вайсса совершил свой первый полет 27 июня того же года. Во втором полете у бывшего тест-пилота фирмы Focke-Wulf Отто Беренса возникли серьезные проблемы с поперечной устойчивостью на скорости свыше 700 км/ч, в результате чего в качестве меры предосторожности он вернулся на аэродром. При посадке на очень высокой скорости, самолет подпрыгнул с достаточной силой, чтобы вызывать поломку правой основной стойки шасси. Во время ремонта самолета для того чтобы исправить "хитрые" посадочные характеристики передняя стойка шасси была увеличена в длину для изменения угла атаки самолета, в то время как амортизаторы были скорректированы для получения большего хода. Изменения улучшили взлетные, посадочные и низкоскоростные характеристики IAe 33. Сохранялись более серьезные аэродинамические проблемы, вытекающие из концевого срыва потока (когда концевой срыв потока крыла от корневой части приводя к непредсказуемому "скользящему моменту"), что привело к изменению в передней кромке крыла у его основания, в то время как руль направления был изменен в попытке решить бесконечные проблемы поперечной неустойчивости. Кроме того, фонарь был усилен двумя внешними рамами, а над соплом двигателя был установлен небольшой обтекатель.

Танк, будучи сам способным пилотом доводочных испытаний, взял на себя программу испытаний по исследованию характеристик сваливания самолета. Для окончания необходимых изменений планера Pulqui II No.02(m) потребовалось несколько месяцев, поэтому не имелось никакой возможности провести третий испытательный полет до 23 октября. В ходе последовавших высотных испытаний в даух последовательных случаях произошел самопроизвольный срыв IAe 33, хотя Танк имел достаточную высоту в 9000 м для восстановления. Добавление балласта в носу самолета излечило проблему.

8 февраля 1951 года Танк публично продемонстрировал IAe 33 перед Пероном на аэродроме Хорхе Ньюбери (Aeroparque Jorge Newbery) в Буэнос-Айресе. Аудитория также включала в себя правительственных должностных лиц, законодателей, военных атташе посольств дипломатического корпуса, а также большую толпу простых зрителей. IAe 27 Pulqui I и IAe 33 Pulqui II летали во время демонстрации.

С успешным завершением контрольных испытельных полетов ВВС Аргентины запросили заказ на выпуск опытной серии в 12 самолетов IAe 33. В 1951 году военно-воздушные силы создали группу службы пилотов для испытательных полётов новых самолетов в серии приемосдаточных полетов. Первый полет капитана 2-го ранга Сото (Commander Soto) 31 мая 1951 года выявил серьезные вибрации на скорости в 1000 км/ч. Танк заявил единственный прототип непригодным до расследования этой проблемы, но, судя по всему, этот запрет был упущен из виду и прототип продолжал летать. Накануне 28-ого полета, капитану Веданиа Маннувалу (Vedania Mannuwal), включенному в программу испытаний, посоветовали на подвергать нагрузкам самолет, так как источник колебаний, испытанных во время предыдущего полета утром, не был обнаружен. Преисполненный решимости "улучшить" последние характеристики лидера его группы, он проигнорировал предостережения и во время полета во второй половине дня начал вблизи Кордовы выпонять ряд фигур высшего пилотажа. В результате воздействия больших нагрузкок произошло разрушение конструкции с отделением крыла от фюзеляжа. После борьбы с катапультным креслом Martin-Baker Mk I Маннувал был выброшен на малой высоте, когда самолет был перевернут. Парашют не успел полностью раскрыться и летчик погиб. Дефекта в Pulqui II был обнаружен в неисправностях изготовления, связанных со сваркой шарнирных пальцев, крепящих крыло к фюзеляжу. В производственном процессе сварка была дихотомией (dichotomy ?), обусловленной нехваткой в Аргентине современного кузнечно-прессового оборудования.

Постройка третьего прототипа (No. 03) началась сразу же после этой потери. Проектная группа инициировала ряд изменений в конструкции, исправляя недостатки, обнаруженные в первом "летающем" прототипе, в том числе включая больший руль направления для улучшения поперечной устойчивости, увеличение размеров стекателя выходящих за турбиной газов, добавление уникальных аэродинамических тормозов, которые разворачивались в стороны из фюзеляжа около хвоста, и дальнейшее укрепление фонаря. Самолет нес больше топлива во внутренних баках, увеличив дальность с 2030 до 3090 километров. Пилотируемый капитаном Хорхе Дойлом (Jorge Doyle), новый прототип IAe 33 совершил свой первый полет 23 сентября 1952 года. Летные испытания возобновились, хотя самолет был подготовлен для, намеченного на 11 октября 1952 года, показа перед президентом Пероном. Беренс, который был назначен в этот полет, имел сомнения относительно летных характеристик Pulqui II в пределах диапазона эксплуатационных режимов полёта, характеризуя их как "... худшие, что я когда-либо испытывал как летчик-испытатель".

За два дня до показа во время обычной демонстрационной тренировки управляемый Беренсом Pulqui II сорвался на низкой высоте. В результате аварии, которая уничтожила прототип, летчик погиб.

В 1953 году Танком был построен четвертый прототип (No. 04) и в попытке разрешить конструктивные проблемы глубокого срыва на больших углах атаки добавил аэродинамические гребни на консолях крыла и четыре ребра (неподвижные дестабилизаторы) в хвостовой части фюзеляжа. Другие усовершенствования включали герметизированную кабину лётчика и дополнительный запас топлива. Кроме того, это был первый прототип, который уже окончательно был расчитан для установки вооружения из четырех 20-мм пушек Hispano-Suiza HS.404. Лейтенант Конан Дойл (Conan Doyle) пилотировал четвертый IAe 33 в своем первом полете 20 августа 1953 года и вместе с лейтенантами Гонсалесом (Gonzalez) и Баладо (Balado) начал тестирование вооружения в 1954 году.

В то время как рассматривалась "всепогодная" (с добавлением радара) версия IAe 33, аргентинские ВВС сделали предварительные планы на приобретение 100 самолетов Pulqui II в серийном варианте,переделанном в перехватчик путем установки оснащенного форсажной камерой форсированного двигателя Nene для придания ожидаемой скорости в 0,98М. Ряд иностранных заказчиков выразили заинтерсованность в IAe 33, включая Нидерланды в 1951 году и Египет в 1953 году, но отсутствие четких обязательств серийного производства мешали перспективам экспортных продаж, и обе страны, в конце концов, остановились на других доступных истребителях.

Проект IAe 33 Pulqui II был неразрывно связан с махинациями и судьбой перонистского режима. Хотя Fábrica Militar de Aviones было поручено доведение авиационных проектов до конца, постоянное политическое вмешательство способствовало задержкам и беспорядку в авиационных программах (см. Двухмоторный истребитель "Namcu". Итальянский проект, рожденный в Аргентине). Кроме того, команда Танка не была сконцентрирована исключительно на IAe 33, завершая разработку многоцелевого самолета (транспорт, учебный и разведчик) FMA IA 35 Huanquero, в конечном итоге запущенного в производство Национальным управлением авиационного производства и научных исследований (Dirección Nacional de Fabricación e Investigación Aeronáutica - DINFIA). Самым разрушительным было политическое решение по отвлечению всей производственной программы "по видимому накануне вечером" ("seemingly overnight") на автомобильную продукцию и сельскохозяйственное оборудование, по существу закрывая авиацоинное подразделение. Конкурирующие проекты DINFIA, такие как автомобильное производство, служили дальнейшему оттоку временных, финансовых в людских ресурсов от проекта Pulqui II.

В то время как аргентинские финансы были в весьма напряженном состоянии на данном этапе, следущем за экономическим кризисом в 1953 году, наиболее серьезное препятствие проекту пришло в январе 1955 года, когда закончился контракт Танка. По слухам, для продолжения работ он просил вдвое большую сумму, но вместо этого президент Перон недвусмысленно разорвал его контракт. Несмотря на четыре года разработки и испытаний проект IAe 33 по-прежнему сталкивался с проблемами роста и его статус остается неясным, хотя не было принято окончательного решения по отказу от проекта, достигшего культового статуса в перонистскую эру.

В сентябре 1955 года единственный оставшийся прототип Pulqui II был введен в действие во время Освободительной революции - государственного переворота под руководством генерала Эдуарда Лоранди (Eduardo Lonardi) против Перона. Точные сведения о его участии неизвестны, но когда повстанческие силы под командованием Лонарди захватили Кордову в качестве первого завоевания, вместе с размещенными в кордовском авиационном училище (Córdoba Escuela De Aviación) истребителями-бомбардировщиками Meteor F4 в борьбу вступил IAe 33. После выполнения боевых задач против стойких приверженцев Перона самолет пролетел над парадом победы в Кордове во время праздничных торжеств путчистов над лоялистскими силами.

Когда военная хунта пришла к власти, в проект IAe 33 была неразбериха. Новое правительство избавилось от многих из руководящего состава военно-воздушных сил. Кроме того, большая часть команды Танка была вынуждена покинуть Аргентину и отправиться вслед за ним в Индию работать на Hindustan Aeronautics Limited. Там они позднее разработали сверхзвуковой истребитель HF-24 Marut.

В целях усиления политической поддержки и для демонстрации боевого потенциала IAe 33 в 1956 году военно-воздушные силы планировали рекордный перелет из Кордовы в Буэнос-Айрес. Pulqui II должен ьыл пролететь 800 км, атаковать с бреющего полета учебный полигон ВВС в районе Буэнос-Айреса, а затем вернуться в Кордову, используя только внутреннее топливо. Для такого долгого полета с находящегося в ремонте FMA Meteor было взято кислородное оборудование. Лейтенант Баладо успешно завершил полет (в том числе демонстрационный обстрел) со средней крейсерской скоростью около 900 км/ч, но на обратном пути кислородная система вышла из строя. В полубессознательном состоянии пилот на высокой скорости сумел совершить аварийную посадку, но грубая посадка и нагрузки привели к поломке шасси. Pulqui II выкатился за пределы ВВП и получил такие повреждения, что уже не подлежал восстановлению.

Вскоре после рекордного полета Валадо аргентинские ВВС отозвали свое решение о приобретении 100 Pulqui II для соединений истребительной авиации. Fábrica Militar de Aviones считала, что на основе имеющихся под рукой запасных частей и компонентов крыльа и фюзеляжа может было достаточно быстро построить 10 самолетов, однако выполнение остальной части заказа займет пять лет. К этому времени продолжался износ устаревших 100 Метеор F4, полученных в 1940-х годах и возник альтернативный план, сосредоточенный на приобретении 36 Canadair F-86 Mk.6 Sabre. Данный план был отклонен в 1956 году , так как Центральный банк Аргентины был не в состоянии обеспечить необходимым количеством иностранной валюты.

Когда Canadair Sabre уже не был жизнеспособным вариантом в Fábrica Militar de Aviones серьезно рассматривали возможность начала серийного производства Pulqui II. Новый прототип был заказан в 1957 году, несмотря на то, что Соединенные Штаты предложили 100 проверенных в бою истребителей F-86 SabreЭ. причем машины могли быть предоставлены немедленно. Пятый прототип Pulqui II (No. 05), названный Pulqui IIe, был построен в 1959 году (визуально идентичен четвертому прототипу при сохранении исходного безрамного чистого фонаря) и начал летные испытания первым полетом 18 сентября 1959 года под управлением лейтенанта Роберто Старка (Roberto Starc).

Постоянное развитие Pulqui II привело к решению задачи собственной неустойчивости на больших углах атаки, а также повышению запаса топлива за счет использования крыла с топливными баками для обеспечения достаточной дальности. Однако эти истребители в настоящее время считались устаревшими, кроме того, машина была "замарана" политическими связями с Пероном. Таким образом, правительство Аргентины решило отменить проект IAe 33 в зените его развития. Вместо отечественной машины было решено приобрести в США 28 F-86F-40 Sabre по "бросовым ценам" в рамках Акта о взаимной помощи при обороне (Mutual Defense Assistance Act).

В 1960 году после завершения всего 12 учебных боев в новой роли трансзвуковой исследовательской платформы последний прототип IAe 33 был снят со снабжения и отправлен в хранилище, доведя, таким образом, проект Pulqui II до кульминации. Вскоре после этого оставшаяся заводская оснастка и незаконченные планеры были бесцеремонно уничтожены.

Несмотря на то, что стадия серийного производства так и не была достигнута, IAe 33 Pulqui II до сих пор считается значительным достижением в истории авиации, потому что это был первый истребитель со стреловидным крылом, полностью разработанный и построенный в Латинской Америке, который вместе с Pulqui I позволил Аргентине претендовать на статус восьмой страны в мире, самостояильно разработавшей подобные технологии. То, что проект был обречен с самого начала было результатом происков коррумпированной политической системы, которая использовала националистический угар во время банкротства страны. Мечта Перона о строительстве Аргентины как источника мощи Латинской Америки, сосредотачиваясь на создании "крикливых и роскошных символов военной мощи" таких как Pulqui II. Эта машина была показана в недавнем документальном фильме, в котором были рассмотрены "абсурдные приключения постройки модели Pulqui, стоящие сотен других донкихотствующих проектов, задуманных в ... "мастерской отсталости": посреднической зоне между промышленным производством развитых капиталистических стран1 и кустарными изделиями, типичными для слаборазвитых стран".

Единственной ощутимой долгосрочной выгодой, которую можно отнести к проекту Pulqui II, было создание молодой аргентинской авиационной промышленности, в настоящее время преобразованной в Lockheed Martin Aircraft Argentina S.A..

После десятилетий выставки на открытом воздухе музея Национального управления по аэронавтике (Museo Nacional de Aeronautica) в Буэнос-Айресе в настоящее время последний прототип (единственный сохранившийся экземпляр проекта IAe 33 Pulqui II) хранится в музее аргентинского Национального управления по аэронавтике (Museo Nacional de Aeronáutica de Argentina) аргентинских ВВС на авиабазе Морон (Morón) и демонстрируется, наряду с IAe 27 Pulqui I, со все еще оригинальными цветами и маркировками как символы "несбывшихся надежд".

(c) alternathistory.org.ua




 ЛТХ:
Модификация   IAe.33
Размах крыла, м   10.62
Длина, м   11.68
Высота, м   3.50
Площадь крыла, м2   25.10
Масса, кг  
  пустого самолета   3786
  максимальная взлетная   5988
  топлива   1875
Тип двигателя   1 ТРД Rolls-Royce Nene II
Тяга нефорсированная, кН   1 х 22.71
Максимальная скорость , км/ч   1080
Крейсерская скорость , км/ч   954
Практическая дальность, км   2030
Скороподъемность, м/мин   1800
Практический потолок, м   15000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   четыре20-мм пушки Oerlikon 20(HS.404)


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Полноразмерный макет IAe.33
 IAe.33
 IAe.33
 IAe.33
 IAe.33
 IAe.33
 IAe.33
 IAe.33
 IAe.33
 IAe.33 в музее

 Схемы:

 IAe.33
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 IAe.33    (c) Ricardo Dacoba

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин.Опытный истребитель FMA IAe 33 Pulqui II
de Agostini. Мировая Авиация. FMA I.Ae.33 Pulqui II
Los aviones de la Fabrica Militar de Aviones. IAe.33 Pulqui II
Argothypermedia.com/fma . Cronicas y testimonios Fabrica Militar de Aviones
Flugzeug Extra. Die "Pfeile" aus Argentinen
Wolfgang Wagner. Kurt Tank Focke-Wulf's Designer and Test Pilot


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100