главная послевоенная авиация истребители
   Fo.139 Midge
       
Разработчик: Folland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1954
Тип: Легкий истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Появление ядерного оружия изменило не только расстановку сил в мире, но и определило пути развития военной авиации в первые пять лет после окончания Второй мировой войны. Приоритетным направлением для стран, обладающих ядерным оружием, стало создание тяжёлых бомбардировщиков для доставки ядерных бомб, а также истребителей для сопровождения своих и уничтожения чужих бомбовозов.

За четыре года (1945 - 1949 годы) в США и СССР были запущены в серийное производство бомбардировщики В-36 и Ту-4, истребители F-86, F-89, МиГ-15, Ла-15. И этот список далеко не полный.

Европейские страны, не располагавшие "чудо-оружием" и большими финансовыми возможностями, доделывали реактивные самолёты, разработанные ещё во время войны, и практически полностью сосредоточились на проектировании скоростных перехватчиков для защиты своего неба. Франция, Великобритания и Швеция работали над собственными проектами, а остальные страны покупали уже готовые боевые самолёты или проектировали исключительно учебно-тренировочные реактивные машины, как, например, Голландия и Италия.

С каждым годом стоимость разработки самолётов росла, одновременно увеличивались сложность и масса конструкций. В 1950 году английскому авиационному конструктору В.Петтеру, работавшему на фирме Folland, пришла в голову идея разработать лёгкий и дешёвый истребитель, постройку которого могло позволить себе любое государство. На этом проекте фирма могла заработать очень неплохие деньги даже при минимальном вложении капитала. Ведь торговать можно не только готовыми изделиями, но и правами на их производство.

Заинтересовать своей идеей британских военных Петтеру не удалось, и он решил делать дешёвый истребитель на собственные средства. Самолёт получил обозначение Fo.139 Midge (с англ. - мошка). Его геометрические размеры были минимальными: длина 8,76 м, размах крыла 6,3 м, а высота 2,82 м.

Выбор реактивного двигателя для такой "мошки" превратился в серьёзную проблему. Конструктор рассчитывал на ТРД Bristol Sathurn, но его разработку закрыли в самый ответственный момент. Планер машины был уже построен, и единственным подходящим вариантом оказался ТРД Armstrong Siddeley Viper, который разрабатывался для установки на управляемые ракеты и беспилотные мишени. Максимальный диаметр двигателя составлял всего 0,508 м, масса - 180 кг и статическая тяга - 680 кгс - в три раза меньше тяги ТРД Sathurn. Главным недостатком ТРД Viper был его ресурс - всего 10 часов работы, но специалисты из Armstrong Siddeley пообещали Петтеру этот показатель значительно увеличить.

Проблемы с силовой установкой задержали окончание работы над самолётом, и лётные испытания Fo.139 начались только через четыре года после начала проектирования. Первый полёт состоялся 11 августа 1954 года. Испытания проходили успешно. Обширная испытательная программа включала в себя сверхзвуковое пикирование, что являлось достижением для такой малой мощности его двигателя и было возможно благодаря чистым линиям модели. Машину облетали лётчики из США, Канады, Индии, Иордании и Новой Зеландии. Всего было выполнено 220 полетов общей длительностью 110 часов 33 минуты.

Точку в полётах Fo.139 поставил пилот из Швейцарии. 26 сентября 1955 года на высокой скорости он не справился с управлением и разбился.

Несмотря на это трагическое событие, широко разрекламированная концепция лёгкого истребителя Петера ещё до начала испытаний Fo.139 Midge обратила на себя внимание авиационных специалистов из всех стран.




 ЛТХ:
Модификация   Fo.139 Midge
Размах крыла, м   6.30
Длина, м   8.76
Высота, м   2.82
Площадь крыла, м2   11.61
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   2041
Тип двигателя   1 ТРД Armstrong Siddeley Viper 101
Тяга нефорсированная, кН   1 x 7.295
Максимальная скорость, км/ч   966
Радиус действия с ПТБ, км  
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   12191
Экипаж, чел   1
Вооружение:   не устанавливалось


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Fo.139 (G-39-1)
 Fo.139 (G-39-1)
 Fo.139 (G-39-1)
 Fo.139 (G-39-1)
 Fo.139 (G-39-1)
 Fo.139 (G-39-1)
 Fo.139 (G-39-1)

  Схемы:

 Fo.139

 



 

Список источников:

Моделист-Конструткор. Н. Околелов, А. Чечин. Гордый флаг республики
Letletlet-warplanes.com. Folland Gnat- Petter's lightweight fighter
1000aircraftphotos.com. Folland Fo.139 Midge (G-39-1 c/n FL1)
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2010  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: