главная послевоенная авиация истребители
   F-96 FICON
       
Разработчик: Republic
Страна: США
Первый полет: 1953
Тип: Истребитель-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Как отмечалось выше, одной из основных проблем при осуществлении программы самолета-бомбардировщика В-36 была проблема создания эффективной системы обороны самолета от атак истребителей противника. В случае В-36 разработчики решили пойти по пути организации обороны самолета с помощью, так называемых "паразитных" истребителей, транспортируемых на этом же самолете, стартующих с него, ведущих бой с истребителями противника и после боя возвращающихся на борт носителя.

Программа создания "паразитного" истребителя для В-36 была начата еще в 1945 г. Программа получила название "FICON" (Fighter Conveyor) и включала в себя разработку "паразитного" истребителя, а также приспособление В-36 для транспортировки и боевого применения этих истребителей. 9 октября 1945 г ВВС заказала разработку "паразитного" истребителя фирме Мак Доннелл. После нескольких лет проектирования фирма подготовила для испытаний два опытных экземпляра небольшого реактивного истребителя, получившего обозначение XF-85, которые могли размещаться в бомбоотсеках В-36. Согласно первоначальному проекту В-36 должен был нести до трех F-85. В августе 1948 г начались испытания опытного истребителя на летающей лаборатории, переоборудованной из серийного В-29. После небольшой серии испытательных совместных полетов, в том числе и удачной стыковки с самолетом-носителем, от идеи специально спроектированного "паразитного" истребителя прикрытия отказались, из-за заведомо более низких ЛТХ подобного самолета в сравнение с истребителями нормального базирования.

После отказа от F-85, решено было строить оборону на основе серийных реактивных истребителей, переоборудованных в "паразитные". Первое техническое предложение, которое рассматривалось разработчиками и ВВС, заключалось в возможности подвески под крылом самолета В-36 двух истребителей F-84E "Тандерджет". Дальность полета этого истребителя с дополнительными топливными баками на крейсерском режиме составляла около 3200 км. Предполагалось, что истребитель не будет приниматься обратно на бомбардировщик, а после отцепки и окончания воздушного боя будет лететь на ближайшую базу, таким образом удаление цели для системы "В-36 - F-84" становилась ограниченной дальностью полета истребителя, которая, при условии ведения воздушного боя с максимальными расходами топлива еще больше сокращалась. Система из стратегической превращалась в оперативно-тактическую. В случае боевого применения системы на максимальных дальностях и в условиях активного противодействия истребительной авиации противника потеря "паразитного" истребителя была бы практически 100%. От первого варианта естественно отказались, как от нерационального.

Основываясь на опытах с подцепкой F-85, решено было разрабатывать систему с возвращаемым на борт В-36 истребителем. Конвэр получает контракт на разработку системы подвески, транспортировки, отцепки и возвращения истребителя F-84E для бомбардировщика В-36. Работы начались в 1950 г, 19 января 1951 г была закончена переделка серийного RB-36F-1 (49-2707) в самолет-носитель, который в ходе модификации получил обозначение GRB-36F. 9 января 1952 г был осуществлен первый успешный контакт с переделанным F-84E. 23 апреля 1952 г была выполнена первая подцепка с втягиванием в бомбоотсек, а 14 мая выполняется первый составной полет системы от взлета до посадки самолета-носителя. Составной GRB-36F/F-84E передается для дальнейших испытаний ВВС на авиабазу Эглин, где до 20 февраля 1953 г выполняется 170 выпусков и приемок в воздухе F-84E. Затем начались испытания с более скоростным стреловидным истребителем F-84F (под "паразитный" истребитель был переоборудован опытный YF-84F). До мая 1953 г все испытания и отработки были успешно завершены.

В ходе испытаний и отработок первоначальная идея "паразитного" истребителя для обороны В-36 постепенно трансформировалась в составную ударную систему. При таком подходе выживаемость самолета-носителя достигалась за счет использования для удара по цели второй ступени системы - истребителя-бомбардировщика, вооруженного тактической ядерной бомбой, без входа малоскоростного и маломаневренного носителя в зону активного действия ПВО противника. Для этих целей связка B-36/F-84E не требовала особых доработок, так как серийный F-84E оборудовался в варианте истребителя-бомбардировщика - носителя ядерной тактической бомбы. Появление более скоростного истребителя-бомбардировщика F-84F, оснащенного стреловидным крылом и являвшегося дальнейшим развитием F-84E, позволило перейти к испытаниям составной системы GRB-36F/ F-84F. Для этих целей переоборудовали под "паразитный" самолет опытный YF-84F, с которым система успешно прошла испытания в мае 1953 г. Новый самолет получили обозначение YF-96A.

С самого начала все испытания составной системы шли применительно к стратегическому разведчику RB-36, поэтому, когда фирма Рипаблик выпускает тактический самолет-разведчик RF-84F "Тандерфлеш", программа трансформировалась в составную систему "самолет-носитель + тактический разведчик". Соответственно изменилась схема боевого использования элементов системы.

Еще до полного окончания всех испытаний и отработок, основываясь на положительных результатах большого количества удачных полетов со стыковками и расстыковками F-84E и YF-84F, командование ВВС принимает решение о развертывание подразделений оснащенных составной системой GRB-36D/ RF-84K. В результате осенью 1953 г фирма Конвэр получает заказ на переоборудование 10 серийных RB-36D в носители GRB-36D, а фирма Рипаблик - на переоборудование 25 тактический разведчиков RF-84F в "паразитные" самолеты-разведчики RF-84K (RF-84K - специально доработанный под составную систему серийный RF-84F).

Самолет RF-84K при транспортировке на GRB-36D находился в полуутопленном положение в бомбоотсеке, при входе в зону мощной ПВО RF-84K отцеплялся и самостоятельно прорывался к объекту разведки, выполнял задание и возвращался на борт самолета-носителя. Самолет-носитель в ходе выполнения задания тактическим разведчиком обеспечивал его действия постановкой мощных помех бортовой системой РЭП. В свою очередь на RF-84K были сохранены четыре 12,7 мм пулемета, что давало возможность, в случае необходимости, вступить ему в бой с истребителями противника, защитив себя и носитель. GRB-36D мог запускать RF-84K на максимальном боевом радиусе 4500 км, запуск можно было осуществлять до высоты 7550 м. RF-84K имел полетную массу 13400 кг, помимо пулеметов, на нем устанавливались пять аэрофотоаппаратов, самолет имел радиус действия 1900 км, и имел скорость 935 км/ч на высоте 10700 м и 1010 км/ч у земли. Летчик "паразитного" самолета имел возможность^ ходе полета по маршруту носителя к точке отцепки, открыть фонарь и перебраться в бомбоотсек, такая возможность несколько скрашивала его многочасовое пребывание в тесной кабине RF-84K.

С июля 1955 года началась практическая реализация в строевых частях идеи составного боевого самолета. И тут оказалось, что для строевых летчиков выполнение "воздушного цирка" с отцепкой и подцепкой к носителю "паразитной" машины дело крайне сложное. Руководство ВВС поторопилось с внедрением системы в части, одно дело летчики-испытатели, другое - строевые летчики. При освоении новой техники неоднократно возникали предпосылки к катастрофам и авариям. Для иллюстрации во что обходились полеты на стыковку, можно привести результаты одного тренировочного дня в эскадрилье было повреждено три RF-84K из шести, выходивших на стыковку самолетом-носителем GRB-36D. Имея такие ошеломляющие результаты освоения в строю, ВВС приостановило выполнение программы (к этому времени уже успели переделать в RF-84K 23 машины и 7 в GRB-36D). Полностью работы по программе "FICON" были свернуты в феврале 1956 г, войдя в историю послевоенной авиации, как одна из самых экзотических авиационно-технических программ.

Другим направлением по "паразитным" истребителям стала программа "Tom-Tom". В этом варианте два RF-84F подцеплялись к законцовкам крыла RB-36. На законцовках крыла носителя и истребителя разведчика монтировались специальные стыковочные устройства. В 1952 г RB-36F-1 (49-2707) и два серийных RF-84F были модифицированы под систему "Tom-Tom". В следующем году начались испытания системы, в ходе которых были выполнены успешные стыковки и расстыковки одного RF-84F с носителем. От системы отказались из-за ограничений по маневренности и тяжелых условий для летчика "паразитной" машины, в течение десятичасового полета.







 ЛТХ:
Модификация   YF-96A
Размах крыла, м   10.25
Длина, м   13.06
Высота, м   4.36
Площадь крыла, м2   30.19
Масса, кг  
  пустого самолета   8700
  максимальная взлетная   12300
Тип двигателя   1 ТРД Allison J35-A-25
Тяга нефорсированная, кН   1 х 2360
Максимальная скорость , км/ч   1078
Практическая дальность, км   965
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   13720
Экипаж   1
Вооружение:   Четыре 12.7-мм пулемета


 Доп. информация :

  



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. В-36 "Миротворец" - "Большая дубинка" в руках Пентагона
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Republic YF-96A
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: