Уголок неба ¦ Douglas F6D Missileer

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F6D Missileer
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет:
Тип: Палубный истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проект палубного истребителя-перехватчика Douglas F6D Missileer был разработан компанией Douglas Aircraft Company в ответ на требования, выпущенные ВМФ США в 1959 году. Самолет был разработан для длительного патрулирования на относительно большом расстоянии от авианосца и атак самолетов противника на дальности в 100 миль, используя для этого мощную РЛС и ракеты дальнего радиуса действия. Поскольку самолеты противника должны были уничтожаться на большом расстоянии и вне визуальной видимости, то от разрабатываемого истребителя-перехватчика не требовалось ведения маневренного воздушного боя и выполнения полета на сверхзвуковой скорости. После того как были высказаны сомнения относительно способности истребителя-перехватчика Missileer защитить себя после израсходования всех ракет и когда стоимость проекта была поставлена под сомнение, то он был отменен. Несмотря на отмену проекта Missileer, его элементы получили дальнейшее развитие, что через несколько лет, в конечно итоге, привело к созданию злополучного General Dynamics/Grumman F-111B и успешного Grumman F-14 Tomcat.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов военные планировщики считали, что будущие бои в воздухе будут представлять собой исключительно обмен ракетными ударами на большой дальности. Эти представления кардинально изменили требования к конструкции истребителей. Ожидалось, что пилоты будут воевать в первую очередь при помощи радаров и систем управления огнем, вселяя надежду на то, что своего противника летчики даже не увидят. В связи с этим основной упор делался на ведение боя "на уровне приборной доски", и круговой обзор считался чем-то маловажным. Радиолокационные системы были настолько сложными, что летчик не мог одновременно управлять самолетом и радаром, для чего в состав экипажа необходимо было ввести второго члена - офицера-оператора РЛ аппаратуры перехвата (radar intercept officer, сокр. RIO).

Для ВМФ США главную угрозу воздушным операциям несли высокоскоростные самолеты, которые должны были оснащаться противокорабельными ракетами большой дальности (предполагалось, что часть их будет оснащена ядерными боеголовками) и атаковать американские авианосцы. Даже если бы ракетоносцы противника были бы обнаружены на большом расстоянии, то развиваемая ими скорость сводила время сближения с авианосцами к минимуму и просто не оставляла палубным перехватчикам времени на взлет и выполнение атаки. Например, при дальности обнаружения корабельными радарами в 100 миль (161 км) самолет, летевший на высоте 35000 футов (10668 м) со скоростью М = 2 (1350 миль/ч [2173 км/ч]), сведет интервал времени от первоначального обнаружения до открытия стрельбы (5 миль [8 км]) к четырем минутам. За это время перехватчик должен был взлететь, набрать высоту, выйти на боевую позицию и открыть огонь.

Одним из решений этой проблемы стало бы постоянное дежурство перехватчиков в воздухе, что позволяло бы им маневрировать и вести огонь. Однако учитывая короткое время патрулирования таких самолётов с высокими лётно-тактическими данными как F-4 Phantom II, данное решение потребует огромного количества истребителей для выполнения авиационного прикрытия, в то время как другие выполняли бы дозаправку. Чтобы сделать такой подход практически реализуемым, требовалось резко увеличить время патрулирования самолета. Однако дальность обнаружения во многом зависила от видимого горизонта радиолокационной мачты и мало что можно было сделать для увеличения его до ста миль (161 км) или около того. Решением этой проблемы стала бы установка поисковых радаров на самолеты, увеличивая дальность обнаружения на сотни миль от кораблей.

В 1957 году ВМФ США начал официальный процесс заказа того, что было названо "истребителем ПВО флота". Руководству ВМФ США представлялся большой самолет с временем патрулирования в районе шести часов, поддержку и раннее предупреждение которому осуществляли специальные самолеты радиолокационного дозора. Чтобы разрабатываемый самолет смог находиться в патрулировании длительное время, он должен был иметь большой запас топлива и как следствие большие размеры. Радиолокационный комплекс был очень сложным и требовал специального члена экипажа - оператора, т.е. увеличения экипажа до трех человек. В дополнение руководством ВМФ США было высказано пожелание, чтобы кабина экипажа создаваемого самолета имела компоновку бок о бок, чтобы первый пилот и второй пилот смогли сосредоточиться на одном центральном индикаторе РЛС, избегая при этом дублирования оборудования и способствуя снижению ошибок связи, которые могли бы возникнуть при взгляде в различные экраны. Поскольку ведение воздушного боя не требовалось, то самолет должен был быть строго дозвуковым и круговой обзор был признан необязательным. В результате была предложена компоновка кабины, схожая с той, что использовалась на Grumman A-6 Intruder.

Процесс формально начался в декабре 1958 года, когда компания Bendix получила контракт на разработку ракетного комплекса AAM-N-10 Eagle. После запуска ракета при помощи большого твердотопливного ракетного ускорителя должна была разогнаться до скорости M = 3,5 а затем после участка с планирующим полетом маршевый двигатель с длительным интервалом работы постепенно разгонял Eagle до скорости M = 4,5. Использование траектории с "выведением на орбиту" ("lofted" trajectory) - с подъемом и превышением цели, летящей на больших высотах, ракета должна была обладать эффективной дальностью 160 морских миль (300 км). На конечном участке траектории ракета включала свой радар AN/DPN-53 (адаптирован с Boeing CIM-10 Bomarc) и использовала его сигналы для самонаведения.

Одновременно с этим компания Westinghouse выиграла конкурс на разработку радара AN/APQ-81 для самолета. AN/APQ-81 представлял собой усовершенствованный импульсный доплеровский радиолокационный комплекс с максимальной дальностью обнаружения целей класса бомбардировщик примерно 120 морских миль (220 км) и был в состоянии сопровождать в режиме обзора восемь целей на дальности до 80 морских миль (150 км). Радар также мог передавать коррекции на среднем участке траектории и отвечал за расчет навесных траекторий. Дальность обранужения радара AN/APQ-81 в 120 морских миль (220 км) означала, что Eagle не может быть применен на максимальной эффективной дальности 160 морских миль (300 км). Однако ракета Eagle имела возможность самонаводиться на источник преднамеренных помех, что позволяло ей атаковать цели на максимальной дальности. Впрочем, на практике дальность снижалась, поскольку в данном режиме на среднем участке траектории коррекции не проводились и полет производился непосредственно на цель на малых высотах.

Для поддержки истребителей были необходимы усовершенствованные самолеты раннего радиолокационного обнаружения, и компания Grumman выиграла борьбу за контракт на поставку палубных самолетов ДРЛО W2F Hawkeye. Hawkeye оснащался радаром AN/APS-125 с дальностью поиска 200 морских миль (370 км), что позволяло одному самолету ДРЛО осуществлять поддержку нескольким истребителям. Операторы самолетов ДРЛО должны были передавать информацию пилотам перехватчиков, которые затем использовали собственные радары для захвата целей.

Наконец, в конце 1959 года компания Douglas Aircraft выиграла конкурс и получила контракт на разработку самого самолета. Для повышения экономии топлива и, следовательно, увеличения времени патрулирования компания Douglas предложила использовать в проекте относительно новые турбовентиляторные двигатели. Для создания силовой установки была выбрана компания Pratt & Whitney, которая должна была начать разработку двигателя TF30.

Истребитель-перехватчик F6D имел дозвуковую конструкцию, типичную для самолетов более ранних лет, таких как, например, Douglas F3D Skyknight. Проект истребителя F6D Missileer отличала кабина пилотов большой площади в передней части самолета. Перед кабиной были расположены большая радиолокационная станция и отсек авионики, которая размещалась в нескольких выпуклых устройствах с окнами прозрачности только в передней части. Два двигателя должны были устанавливаться по сторонам фюзеляжа под прямым крылом. Задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение должны были иметь довольно простую конструкцию.

Для того, чтобы проект F6D был работоспособным необходимо было одновременно разработать большое количество технологий, необходимых для создания новых двигателей, радара, ракет, а также создание самолета ДРЛО. Разработка самого F6D весьма вероятно была бы успешной и дешевой, но комплекс в целом был очень рискованным и дорогим.

За все время существования программы в ВМФ США были люди, ставившие под сомнению концепцию дозвукового истребителя-перехватчика. Они утверждали, что как только Missileer выпустит все свои ракеты, он стал бы совершенно беспомощным и не имел бы возможности защитить себя. Истребитель-перехватчик должен был как можно быстрее возвращаться в авианосцу для перевооружения, однако во время возвращения малая скорость и отсутствие способности вести воздушный бой сделали бы его легкой добычей истребителей противника, сопровождавших боевые порядки ударных самолетов. В конечном итоге эти аргументы победили, и в декабре 1960 года проект F6D был закрыт.

Тем не менее, идея дальнего перехватчика была принята даже теми, кто не поддерживал F6D. Примерно в это же время ВВС США изучали собственные потребности в перехватчиках и достигли некоторого прогресса с проектом F-108 Rapier, а также с разработкой радаров и ракет. С закрытием проекта Missileer ВМФ США обратился к этим проектам, чтобы исследовать вопрос возможной их адаптации к потребностям флота. Компания Hughes работала над ракетой воздух-воздух GAR-9 Falcon (впоследствии AIM-47 Falcon), конструкция которой была схожа во многих отношениях с конструкцией ракеты AAM-N-10 Eagle. Также компания Hughes для F-108 разрабатывала радиолокационный комплекс/систему управления огнем Hughes AN/ASG-18. Эта система была менее совершенна, чем AN/APQ-81, поскольку у нее отсутсвовало сопровождение в режиме обзора, но дальность обнаружения была выше.

Хотя проект F-108 был отменен примерно в то же время, что и Missileer, ВВС США были заинтересованы в сохранении программ разработки вооружения и радара для своего проекта перехватчика F-12. В компании Hughes заявили, что готовы адаптировать свои системы под флотские требования и также предложили более новую версию ракеты Falcon в качестве AAM-N-11 Phoenix, а модифицированную версию радара в качестве AN/AWG-9. В конечном итоге ВМФ США был вынужден участвовать в объединенной программе по созданию тактического экспериментального истребителя (TFX - Tactical Fighter Experimental). Результатом данной программы стал палубный истребитель-бомбардировщик General Dynamics/Grumman F-111B, который оснащался ракетой Phoenix и РЛС AN/AWG-9. Когда F-111B столкнулся с серьезными эксплуатационными проблемами в море на борту авианосцев и проблемами соответствия роли истребителя воздушного боя, радиолокационный комплекс и ракеты Phoenix были установлены на истребитель-перехватчик Grumman F-14 Tomcat.

Одгнако работы про программе Missileer не пропали даром. Серьезным вкладом стала разработка двигателей, предназначавшихся для этого перехватчика. Оснащенные системой дожигания двигатели TF30 устанавливались на F-111 и F-14, а силовая установка с турбовентиляторными моторами является обычной практикой среди боевых самолетов. Однако, если при эксплуатации истребителей-бомбардировщиков F-111 и FB-111, принадлежавших ВВС США и Королевским ВВС Австралии и действовавших с наземных аэродромов, характеристики этих двигателей были вполне удовлетворительными, то на ориентированных на завоевание господства в воздухе палубных истребителях-перехватчиках F-14A Tomcat данные моторы показали склонность к срыву потока с лопаток компрессора в боевых режимах на больших углах атаки и стали для ВМФ США малоперспективными. На более поздних версиях этого истребителя-перехватчика - F-14B и F-14D - TF30 были заменены на форсированные турбовентиляторные двигатели General Electric F110.

Если бы F6D-1 был построен, от этот перехватчик должен был весить приблизительно 50000 фунтов (22650 кг). Этот самолет должен был оснащаться двумя нефорсированными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney TF30-P2, бывшими более экономичными, чем турбореактивные двигатели тех лет. Missileer должен был иметь дозвуковую скорость и должен был выполнять шестичасовое патрулирование на расстоянии 150 морских миль (280 км) от авианосца. С прямым крылом и двигателями, размещенными по сторонам фюзеляжа в гондолах, Missileer выглядел бы как увеличенная версия созданного несколько ранее перехватчика Douglas F3D Skyknight. Перехватчик должен был оснащаться импульсным доплеровским радиолокационным комплексом Westinghouse AN/APQ-81 с дальностью обнаружения 120 морских миль (220 км) и возможностью сопровождения в режиме обзора. Радиолокационный комплекс Westinghouse AN/APQ-81 должен был быть в состоянии одновременно сопровождать до шести целей и атаковать их ракетами воздух-воздух Bendix AAM-N-10 Eagle, имвшими максимальную дальность 100 морских миль (185 км). Ракеты Eagle могли оснащаться как обычной, так и ядерной боеголовкой.




 ЛТХ:
Модификация   F6D-1
Размах крыла, м   17.80
Длина самолета,м   15.60
Высота самолета,м   5.20
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   14800
Тип двигателя   2 ТРД Pratt Whitney TF30-P-2
Тяга, кгс   2 х 4636
Максимальная скорость, км/ч   1600
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   14000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   6 УР воздух-воздух XAAM-10 Eagle


 Доп. информация :


  Фотографии:

 F6D

  Схемы:

 F6D

  Варианты окраски:

 F6D

  



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Проект палубного истребителя-перехватчика Douglas F6D Missileer
Авиация и Космонавтика 1999-12. Михаил Никольский. Любимая кошка вице-адмирала Коннели
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. General Dynamics F-111A
Prototypes.com. Douglas F6d-1 Missileer
Le Fana de l'Aviation 2011-09. Alexis Rocher. Baleines tueuses en carton


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: