Уголок неба ¦ Northrop F-5E/F Tiger II

Реклама...

Чистка зубов в волгограде цены - профессиональная чистка зубов цена.
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F-5E/F Tiger II
       
Разработчик: Northrop
Страна: США
Первый полет: 1972
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Представлялось логичным объединить усовершенствования различных вариантов F-5A в одной модификации, получившей обозначение F-5A-21, но более известной, как F-5E. Истребитель F-5E представляет собой "возвращение к истокам", команда Гасича решила зеркально перевернуть концепцию F-5A и создать на его базе машину, предназначенную, прежде всего, для ведения маневренного воздушного боя.

Анализ боев в небе Вьетнама и Ближнего Востока показал, что маневрирование ведется на скоростях, соответствующих М = 0,4-1,4 и высотах 4500-9000 м, преимущественно в горизонтальной плоскости. Маневренные качества F-5 наилучшим образом раскрывались как раз в области высоких дозвуковых и околозвуковых скоростей, а введение промежуточного положения предкрылков и закрылков, как на голландских истребителях, позволяет уменьшить время (на 30%) и радиус виража почти на 40 %.

Если опыт голландцев оказался востребованным для улучшения маневренности в горизонтальной плоскости, то канадцы "проторили" дорогу на F-5 более мощным двигателям. Работы по варианту ТРД с увеличенной тягой начались еще 1962-м. J85-GE-15, ставившийся на канадские F-5, давали в сумме прирост тяги всего на 200 кгс, а требовалось значительно больше. Особенно ясно недостаток тяги проявился в ходе эксплуатационных испытаний истребителей во Вьетнаме. С полной боевой нагрузкой самолета уменьшался радиус действия, великовата оказалась и взлетная дистанция.

Вне зависимости от планов "Нортропа" ВВС США потребовали оснащения F-5А более мощными ТРД. В рамках этой программы шестой построенный F-5B передали фирме "Дженерал Электрик" для летных испытаний двигателя YJ85-GE-21, тягой на 400 кгс большей, чем у J85-GE-15. В связи с возросшим расходом воздуха новыми движками пришлось увеличить сечение воздухозаборников, что привело к "утолщению" фюзеляжа.

Для сохранения прежней нагрузки увеличили площадь крыла, главным образом, за счет увеличения его наплывов. При этом размах крыла вырос из-за утолщения фюзеляжа. Новый двигатель за счет введения дополнительных ступеней компрессора получился длиннее предыдущих вариантов, что, в свою очередь, привело к увеличению длины самолета.

Первый полет на F-5B (YF-5B-21) с новыми двигателями состоялся в марте 1969-го. Помимо увеличения дальности полета с полной нагрузкой, возросла и скорость. Вместо числа М=1,2 она соответствовала М=1,4.

Войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке способствовали пересмотру сложившихся взглядов на боевое применение тактических истребителей Эти веяния учли не только во вновь разрабатываемых машинах, их постарались оперативно внедрить на серийно изготавливаемых истребителях Многие технические решения, использованные на различных вариантах F-5A/B, постарались сконцентрировать в новой базовой модификации, ориентированной прежде всего на маневренный воздушный бой в простых метеоусловиях. К этому времени фирма "Дженерал электрик" создала очередную модификацию двигателя J85-GE-21 с тягой на форсажном режиме 2185 кгс. На новой модификации, получившей обозначение F-5E "Тайгер II".

  • использовали систему управления подъемной силой в зависимости от режима полета, как на голландских NF-5A/B;

  • увеличили площадь крыла за счет изменения размаха и формы наплывов в его передней части;

  • оборудовали самолет тормозным гаком, отработанным на канадском, норвежском и голландском вариантах;

  • управляемое вооружение дополнили современными ракетами "воздух - поверхность" AGM-65 "Мейврик", авиабомбами Мк. 84 LGB с лазерной системой наведения,

  • существенно изменили пилотажно-навигационое оборудование и систему управления оружием;

  • на 300 л увеличили запас топлива во внутренних баках за счет удлинения и расширения фюзеляжа;

  • площадь входа воздухозаборников и подводящих каналов двигателя стала соответствовать возросшему расходу воздуха ТРД,

  • установили катапультное кресло SIII S-3 фирмы Martin Baker, позволявшее катапультироваться при пулевой высоте и скорости,

  • увеличили базу и колею шасси, укомплектовав его двухпозиционной носовой стойкой.

Главным недостатком истребителя F-5А считался его примитивный прицел, позволявший вести лишь визуальный воздушный бой. F-5E, наряду с внедрением "компьютеризованного" прицела, получил легкую РЛС, обеспечивающую 85% вероятность обнаружения воздушной цели на дальности 20 км. На F-5E также внедрили телескопическую стойку, гак и устройство обогрева лобового стекла фонаря кабины по типу норвежских F-5A.

F-5E получил обновленное радиолокационное и навигационное оборудование, включавшее РЛС Эмерсон Электрик AN/APQ-153( затем усовершенствованный вариант AN/APQ-159), навигационную систему AN/ARN-118 TACAN, радиостанцию AN/ARC-34, автоматический компас AN/ARA-50, радиомаяк SST-181X, ответчик "свой-чужой" AN/APX-72 (AN/APX-101).

Масса истребителя F-5E по сравнению с исходной машиной возросла на одну тонну при нормальной взлетной массе и почти на две - в перегрузочном варианте.

Потяжелевший и, соответственно, подорожавший самолет тем не менее не потерял своей привлекательности для потенциальных покупателей. В результате модернизации увеличились максимальные боевая нагрузка, скорость, скороподъемность и угловая скорость разворота, уменьшились радиус виража и взлетная дистанция.

Первый серийный F-5E поднялся в небо 11 августа 1972 года, его двухместная модификация F-5F - четырьмя годами позже (первый полет этой модификации состоялся 25 сентября 1974 г.). Учебно-боевой F-5F в отличие от предыдущих спарок имеет встроенное пушечное вооружение: в носовой части фюзеляжа слева размещена авиапушка М-39АЗ с боекомплектом 140 патронов.

Самолеты модификации F-5E/F строились серийно до 1988 года: всего изготовили 1162 одноместные машины и 242 учебно-боевые, включая истребители, собранные в Швейцарии, а также построенные по лицензии фирмой КА из Республики Корея и тайваньской AIDC Кроме выше упомянутых самолетов этой модификации существует тактический разведчик RF-5E "Тайгерай", разработанный фирмой "Нортроп" в 1979 году и построенный в 12 экземплярах.

Истребители F-5E/F входили в состав ВВС Бахрейна, Бразилии, Гондураса, Индонезии, Иордании, Ирана, Кении, Малайзии, Марокко, Мексики, Республики Корея, Саудовской Аравии, Северного Йемена, Сингапура, Судана, Таиланда, Туниса, Филиппин. Полторы сотни истребителей F-5E/F приняли активное участие в ирано-иракской войне 1980-1988 годов, благодаря своей простоте и высокой надежности участвовали на протяжении всей войны в боевых действиях, в то время как другие иранские самолеты американского производства простаивали из-за отсутствия запчастей Марокканские F-5A и F-5E принимали участие в боях в Западной Сахаре.

Оставил свой след F-5E и в советском небе После окончания войны во Вьетнаме в СССР среди прочей авиационной техники на аэродром Чкаловский под Москвой доставили "Тайгер II", серийный номер 73-00807 После изучения самолета специалистами НИИ ВВС с ним ознакомилось руководство ВВС и Министерства авиационной промышленности. Ведущим инженером от НИИ по изучению F-5E был В.Евтеев. После изучения самолет подготовили к полетам Много хлопот главному инженеру НИИ ВВС Яковлеву доставило изготовление шарикоподшипника стабилизатора, разрушенного при подготовке истребителя к транспортировке из ДРВ. По инициативе начальника НИИ ВВС генерала И.Д Гайдаенко, поддержанной заместителем главкома ВВС по вооружению М.Н Мишуком, провели сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ. В этой работе участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС Н.И.Стогов, В.Н Кондауров, А.С.Бежевец и инспектор ВВС Урядов Техническому составу, готовившему изящный американский самолет к полетам, он запомнился простотой и продуманностью конструкции, легкостью доступа к обслуживаемым агрегатам. Один из участников работ по изучению американского самолета ведущий инженер НИИ ВВС А И.Марченко, вспоминая, отметил такое достоинство истребителя, как безбликовая приборная доска: высококачественные просветленные стекла приборов при любом освещении не создавали проблем со считыванием информации. Инженеры НИИ ВВС долго ломали голову над назначением кнопки на дне глубокой ниши в кабине. Как потом оказалось, она предназначалась для снятия блокировки на применение оружия при выпущенном шасси

Летчики по достоинству оценили комфортность кабины, хороший обзор из нее, рациональное размещение приборов и органов управления, легкий взлет и отличную маневренность на высоких дозвуковых скоростях. F-5E летал во Владимировке около года, пока не разрушилась одна из шин шасси. После испытаний в НИИ ВВС самолет передали в ЦАГИ для проведения статических испытаний, а многие из его узлов и агрегатов попали в конструкторские бюро авиапромышленности, где интересные технические решения фирмы "Нортроп" использовали при разработке отечественных машин. Кроме советских специалистов с американским истребителем познакомились польские инженеры, в 1977 году они получили из Вьетнама самолет с серийным номером 73-00852, предназначавшийся для оценки возможности перевооружения советскими пушками НР-23. Это предложение не реализовали. Третий F-5E, серийный номер 73-00878, привезли в двух ящиках от чехословацкого учебно-тренировочного самолета L-39 "Альбатрос" в пражский Музей авиации и космонавтики в 1981 году, где он и находится по сей день




 ЛТХ:
Модификация   F-5E
Размах крыла, м  
  стандартный   8.13
  с баками на концах крыльев   8.54
Длина, м   14.68
Высота, м   4.06
Площадь крыла, м2   17.28
Масса, кг  
  пустого   4392
  нормальная взлетная   7030
  максимальная взлетная   10922
Топливо, л  
  во внутренних баках   2562.7
  ПТБ   3 х 1041
Тип двигателя   2 х ТРД General Electric J85-GE-21В
Тяга, кН   2 х 22.24
Максимальная скорость, км/ч   1760 (М=1.64)
Крейсерская скорость, км/ч   1041
Практическая дальность с ПТБ, км   3720
Радиус действия, км  
  с максимальной боевой нагрузкой   222
  максимальный   1083
Максимальная скороподъемность, м/мин   9900
Практический потолок, м   16460
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 20-мм пушки Ford M39A2 (2х280)
 Боевая нагрузка - 3175 кг на 7 пилонах подвески.
 На концах крыла размещены две УР AIM-9 Sidewinder
 На пяти узлах подвески самолет может нести бомбовую нагрузку до 2810 кг или  4 УР AGM-65 Maverick, напалмовые баки, кластерные бомбы и ПУ 127и 70-мм НУР.
 Контейнеры с 12.7-мм пулеметами или 20-мм пушками


 Доп. информация :


  Чертеж "Northrop F-5"
  Чертеж "Northrop F-5E Tiger II (1)"
  Чертеж "Northrop F-5E Tiger II (2)"
  Чертеж "Northrop F-5E Tiger II (3)"
  Чертеж "Northrop F-5F Tiger II (1)"
  Чертеж "Northrop F-5F Tiger II (2)"
  Книга "Пособие "Самолеты зарубежных стран. Тактический истребитель F-5E"
  Фотографии:

 F-5E
 F-5E
 F-5E эскадрильи "Агрессор"
 F-5E эскадрильи "Агрессор"   (c) Ohad.R
 F-5E ВВС Чили      (c)  Chris Lofting
 F-5E ВВС Кореи
 F-5E             (c)  military-today.com
 F-5F
 F-5F
 Кабина пилота F-5E

  Схемы:

 F-5E
 F-5F

  Варианты окраски:

 F-5E  эскадрильи "Агрессор" (c) Михаил Быков
 F-5E ВВС Иордании 
 F-5E ВВС Чили   (c) Tomas Reyes

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Михаил Никольский. Истребитель "Свободного мира"
Моделист-Конструктор. Н. Секач. Мал, да удал
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
Виктор Шунков. Современная военная авиатехника
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Northrop F-5 Freedom Fighter/Tiger II
Global Security.org. US Military Aircraft. Northrop F-5E
Bert Kinzey. F-5E & F Tiger II Detail & Scale
Fred Anderson. Northrop An aeronautical history
Squadron/Signal. Lou Drendel. F-5 In Action


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: