главная послевоенная авиация истребители
   F-16A Fighting Falcon
       
Разработчик: General Dynamics
Страна: США
Первый полет: 1974
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1973 г. американской фирме, известной как создатель самолетов F-111 и YF-22, кажется, удалось реализовать давнюю мечту авиаконструкторов: спроектировать самый легкий и при этом максимально тяговооруженный истребитель. Дела пошли вполне удачно. В 1974 г. уже был полностью разработан опытный самолет YF-16, послуживший основой для первого серийного варианта F-16A, построенного в 1976 г., и еще более усовершенствованной модели F-16C, появившейся в 1984-м. Постройка "Файтинг Фолкона" (в переводе - "боевой" или "сражающийся сокол") наряду с аэрокосмическими проектами стала для Дженерал Дайнемикс одной из приоритетных программ на 1980-е и 1990-е годы. До 1994 г. было построено более 4000 этих высокоманевренных и хорошо вооруженных машин, обладающих, по мнению специалистов, прекрасными тактико-техническими данными.

Как и у многих советских машин, высокие ЛТХ F-16 достигнуты, в первую очередь, за счет очень высокой тяговооруженности. Мощный двигатель Пратт Уитни с тягой в 11340кгс при среднем взлетном весе самолета 10000кг обеспечивает этот показатель порядка 1,13 единицы и позволяет машине развить скорость до 2 М. Для сравнения, у F-14 "Томкэт" тяговооруженность равна 0,58 единицы. F-15 "Игл" - 0,71, МиГ-31 - 0,75, МиГ-29 - 1. Самолет F-16 имеет очень компактную электронную систему, совершенное прицельное оборудование, разнообразный набор подвесных баков, позволяющих достичь дальности полета до 3700 км. К тому же он располагает мощным вооружением: под фюзеляжем и крылом могут быть размещены до 50 различных видов бомб и ракет. При этом максимальный взлетный вес F-16 при полной загрузке не более 15 000 кг, как и у нашего двухдвигательного МиГ-29, имеющего, впрочем, такую же максимальную скорость. Один из ведущих специалистов фирмы "МиГ" сказал: "Если бы и у нас был такой же надежный и безотказный двигатель, как "Пратт Уитни", мы не задумываясь спроектировали бы однодвигательный истребитель".

По боевому применению самолет способен выполнять как самостоятельные задачи, так и совместно с другими видами авиации, что вполне доказано во время операции "Буря в пустыне" и региональных войнах на Ближнем Востоке. Какова же, вкратце, биография этого самолета?

Фирма Дженерал Дайнемикс в конце 1960-х годов начала предварительные исследования по варианту дешевого в производстве фронтового истребителя. Эта работа после создания F-15 "Игл" была продолжена и активизирована в результате получения в 1971 г. контракта от управления авиационных систем ВВС на проведение исследований по улучшению маневренности истребителей. В феврале 1972 г. фирма представила свои предложения на конкурс проектов легкого истребителя, и в апреле был выбран лучший вариант.

Целью проектирования было достижение максимальной маневренности самолета в воздушном бою в пределах разумно сбалансированных ограничений на стоимость и сложность системы. Конструкторам требовалось создать относительно дешевый истребитель небольшого веса и габаритов, способный эффективно вести воздушный бой при скоростях, соответствующих диапазону чисел М от 0,8 до 1,6. Причем программой предусматривалась не летная оценка отдельных технических усовершенствований, а создание и испытание принципиально нового самолета, способного впоследствии перерасти в эффективную систему вооружения. Становление аэродинамического облика истребителя F-16 связано с несколькими независимыми исследованиями, выполненными в период с 1968 по 1971 годы.

В 1969 - 1970 годах были проведены широкие экспериментальные исследования воздухозаборников и их расположения на F-16 с целью обеспечения равномерного поля скоростей и малых потерь давления в широком диапазоне углов атаки и скольжения. Было выполнено исследование средств управления по крену в околозвуковом диапазоне при больших перегрузках. Кроме того, изучались природа бафтинга при больших углах атаки и средства его ослабления. В результате этих экспериментов было определено расположение и тип воздухозаборника, схема механизации крыла и общая аэродинамическая компоновка будущего истребителя.

Далее события шли как по нотам: в 1974 году начаты разработки предсерийных самолетов. С 1975 до конца 1976-го - летные испытания и изготовление оснастки. С середины 1975 по 1978 г. выпущены 15 первых самолетов. С конца 1976 до середины 1978 г. проведены все летные испытания, 1978 г - начало поставок самолетов F-16 ВВС США, а затем Бельгии - 116 экземпляров. Нидерландам - 102, Норвегии - 72, Дании - 58 самолетов. С 1978 по 1980 г. были построены первые 650 машин.

Надо сказать, что сразу же в Европе, особенно в Бельгии и Нидерландах было налажено производство комплектующих частей к новому самолету. Заказчиками стали также средиземноморские страны - например, Греция и государства Ближнего и Среднего Востока - Израиль, Иран и Иордания. К самолету F-16 проявили интерес Канада и Япония. Среди западноевропейских стран покупателями нового истребителя также стали ФРГ, Англия и Италия, для которых он может играть роль дополнения к многоцелевому истребителю Панавиа "Торнадо". Швейцария выбрала F-16 для замены самолетов Дассо "Мираж" III.

Таким образом "Фолкон" является одним из основных тактических истребителей ВВС США и 17 государств мира. Всего к 1993 году было построено 3793 такие машины. 2203 из них поступили на вооружение ВВС и ВМС США, а 1564 экспортированы в другие страны. Наибольшее число - 240 - в Турцию, 210 - в Израиль, 174 - в Египет. Бельгия, Нидерланды и Турция начали строить истребители F-16 на собственных заводах, при этом, разумеется, часть комплектующих изделий поставляется из США.

Фирма Дженерал Дайнемикс разработала четыре основных серийных варианта самолета. Первоначально выпускались одноместный F-16A и двухместный учебно-боевой F-16B. А с 1984 г. началось производство более совершенных машин - одноместных F-16C и двухместных F-16D. Мы уже примечали, что все варианты истребителя имеют идентичные основные конструктивные элементы. В процессе испытаний было увеличено оптимальное относительное удлинение крыла от 3 до 3,8 единицы. При этом удельная нагрузка на крыло уменьшалась с 292 до 219 кг/м2.

Крыло самолета F-16 среднерасположенное, имеет так называемую интегральную схему, отличающуюся плавным сочленением крыла и фюзеляжа (как у МиГ-29 и Су-27). Объединение фюзеляжа с крылом и применение наплывов, представляющих собой расширенную вперед корневую зону крыла, обеспечивает не только создание дополнительной подъемной силы при больших углах атаки, но и большие внутренние объемы самолета. Кроме того, это значительно повышает жесткость и уменьшает массу конструкции.

Крыло (его профиль NACA 64A-204) с углом стреловидности по передней кромке 40╟ выполнено в основном из алюминиевых сплавов. Оно имеет 12 лонжеронов, 5 нервюр, листовую обшивку и крепится к фюзеляжу с помощью алюминиевых фитингов. Дополнительная подъемная сила обеспечивается вихрями, сходящими с острых передних кромок наплывов, что позволило значительно уменьшить потребную площадь крыла.

Изменение кривизны плоскостей при маневрировании достигается при помощи носков крыла, автоматически отклоняемых в зависимости от значения числа М и угла атаки. Носок каждой консоли состоит из одной секции и имеет алюминиевую сотовую конструкцию. К механизации крыла можно также отнести и флапероны (элероны-закрылки). Фюзеляж F-16 цельнометаллический типа полумонокок, состоит из передней части, оканчивающейся задним срезом кабины, центральной, хвостовой и воздухозаборника. Носком фюзеляжа служит обтекатель антенны фирмы Брансвик.

Хвостовое оперение однокилевое. Стабилизатор и киль консольной конструкции с обшивкой из углепластика и алюминиевым заполнителем. Носки киля и стабилизатора стальные, законцовка киля из стеклопластика. Имеется небольшой стеклопластиковый форкиль и взаимозаменяемые подфюзеляжные кили из графитоэпоксидной композиции.

Консоли управляемого стабилизатора также взаимозаменяемы. Два расщепляющих воздушных тормоза расположены по обе стороны хвостовой части фюзеляжа. Их поверхности отклоняются на 60╟ вне зависимости от скорости полета. Для управления рулем направления и стабилизатором используются сервоприводы. Шасси у F-16 с гидравлическим приводом. Носовая стойка убирается назад в фюзеляж, основные стойки - вперед в фюзеляж. Носовая стойка шасси расположена за воздухозаборником, с целью уменьшения опасности попадания посторонних предметов в двигатель при движении самолета по земле и поворачивается при уборке на 90╟ для горизонтального размещения под каналом воздухозаборника.

Шасси имеет масляно-пневматические амортизаторы. Тормоза и основные колеса фирмы Гудьир. Пневматики основной стойки шасси фирмы Гудрич размером 61,2x33 см, управляемое носовое колесо с пневматиком размером 43,2x19,2 см. Около 80% деталей основных стоек шасси взаимозаменяемы. Створки отсека стоек шасси выполнены из углепластика. Под нижней частью фюзеляжа расположен тормозной крюк.

В качестве силовой установки на самолете установлен ТРДДФ "Пратт-Уитни" F100-PW-100 с максимальной тягой 11300кгс. Основной запас топлива размещается в крыле и пяти отсеках фюзеляжа, образующих два топливных бака. Вес топлива во внутренних емкостях на F-16A - 3150 кг, а на F-16B - на 16% меньше. На верхней поверхности центральной части фюзеляжа за кабиной расположен переходник для заправки топливом в полете. Дополнительный запас топлива может быть размещен в подвесных баках под крылом и фюзеляжем.

Кабина оснащена системой кондиционирования и катапультируемым креслом фирмы Стенсел, позволяющим производить катапультирование на всем диапазоне скоростей и высот. Фонарь каплевидной формы обеспечивает отличный круговой обзор. Боковая ручка управления с очень малым перемещением установлена на подлокотнике и обеспечивает точное управление самолетом во время боевого маневрирования.

На F-16 установлен импульсный доплеровский радиолокатор с плоской антенной решеткой в носовой части фюзеляжа. Он выполнен в комплекте модульных компонентов общим весом 118 кг. Требования к локатору предусматривают поиск и сопровождение воздушных целей при наличии местных помех с дальностью обнаружения 28 - 37 км в нижней полусфере и 37 - 46 км - в верхней. В переднем отсеке перед кабиной экипажа установлены радиолокатор системы навигации и наведения, а также бортовая ЭВМ. В заднем отсеке радиоэлектронного оборудования установлены системы поиска и опознавания цели. На самолете также установлена аппаратура защиты хвоста ALR-46.

Связное оборудование включает УКВ передатчик ARC-164, переговорное устройство фирмы Андреак, установка кодированной телефонной связи фирмы Магнавокс, криптографическое оборудование и устройство подавления помех. Есть также вычислитель аэродинамических параметров, инерциальная система наведения SKN-2400, датчики усилий на ручке управления, индикатор на лобовом стекле, указатель обстановки в горизонтальной плоскости, фотокинопулемет, радиолокационный электрооптический индикатор. На самолете также установлен автомат сброса дипольных отражателей фирмы Тракор.

Второй опытный самолет YF-16 изначально был вооружен лишь одной шестиствольной пушкой Дженерал Электрик М61-А-1 калибром 20 мм. Она была установлена с левой стороны фюзеляжа и имела боезапас 500 патронов. Затем по ходу разработки были установлены узлы подвески ракет "воздух-воздух" с ИК системой наведения по два под консолями крыла и один под фюзеляжем. Кроме того, под крылом самолета оборудовали четыре узла для подвески дополнительных грузов. Количество узлов под крылом было увеличено до шести. Таким образом на современном F-16 имеется уже девять узлов подвески. Общий вес боевой нагрузки на внешних узлах при уменьшенном запасе топлива равен 6900 кг и 4990 кг при полной заливке топлива во внутренних баках. Типичный боекомплект, как правило, состоит из двух снарядов АIМ-9J/L"Сайдуиндер" на концах крыла и четырех на внешних узлах под крылом; сбрасываемых подвесных крыльевых топливных баков емкостью 1400 или 2270л и сбрасываемых подфюзеляжных баков емкостью 567 л или бомбы весом 1000 кг; контейнера с лазерной системой слежения за целью; снарядов класса воздух-земля или контейнера с осветительными бомбами. Возможна также подвеска контейнеров с оборудованием радиопротиводействия фирмы Вестингауз. Предусмотрена возможность применения ракет дальнего действия класса "воздух-воздух" "Спэрроу" с радиолокационной системой наведения и ПКР "Гарпун" на самолетах F-16 европейского базирования.

Каковы же летные характеристики F-16? Они вполне соответствуют основному назначению самолета - завоеванию превосходства в воздухе. "Файтинг Фолкон" был спроектирован на основе требований высокой маневренности в воздушном бою на средних высотах (в основном - ниже 9000 м) и скоростях, соответствующих числам М = 0,8-1,6. Самолет способен набирать высоту 15000м за 90 с и выходить на сверхзвуковой режим менее чем через 40 с после взлета.

Два опытных F-16 в процессе летных испытаний совершили более 550 полетов с общим налетом более 600 часов. Была достигнута высота более 18 300 м и скорость, превышающая два "Маха". Максимальная продолжительность полета с заправкой топливом в воздухе - 4 ч 30 мин, а без заправки в полете - 2 ч 55 мин. Все расчетные характеристики самолета были подтверждены или даже превзойдены во время эксплуатации. F-16 при весе 10 205 кг может совершать маневры с перегрузками до 7,33 единицы. При меньших весах допустимая перегрузка возрастает до 9 единиц.

Впервые "Боевые соколы" F-16 были использованы в военных действиях над территорией Ливана. Именно к тому эпизоду относится утверждение, содержащееся в рекламных проспектах фирмы Дженерал Дайнемикс о том, что "в ходе боев в долине реки Бекаа летом 1982 г. израильские истребители F-16 уничтожили 45 "МиГов!". Конечно, ради престижа чего только не напишут. В жизни все было иначе. По данным советской разведки и наших военных советников, находившихся тогда в Сирии, израильские самолеты F-16A 8 июня 1982 года сбили над Ливаном сирийский истребитель МиГ-23МФ, а 10 июня - семь истребителей бомбардировщиков Су-22. Кроме того, в ходе конфликта "Файтинг Фолконы" уничтожили несколько сирийских вертолетов "Газель" и Ми-8. В то же время истребителями МиГ-21 и МиГ-23МФ ВВС Сирии в воздушных боях уничтожено, как минимум, шесть F-16A. Сирийские ВВС потеряли еще пять МиГ-23МФ, сбитых израильскими F-15.

F-16 с шестиконечными звездами действовали над ливанской долиной Бекаа "в связке" с истребителями F-16A "Игл" и получили данные по целеуказаниям от самолетов ДРЛО "Хокай". Тактика была следующая: F-15 выполняли роль приманки для "МиГов". Когда последние выходили в атаку, пытаясь применить ракеты средней дальности Р-23, их с малой высоты атаковали F-16, "МиГам" оставалось одно из двух: или прекратить атаку и выйти из боя на форсаже, "подставившись" при этом под удар со стороны F-15, вооруженных УР средней дальности, или ввязываться в невыгодный ближний маневренный бой, где F-16 превосходил МиГ-23 и, по меньшей мере, не уступал МиГ-21бис.

Самолеты F-16A ВВС Пакистана участвовали в боевых столкновениях с афганской и советской авиацией в ходе войны в Афганистане. Они сбили два истребителя МиГ-23 и два истребителя-бомбардировщика Су-22 ВВС ДРА, а также штурмовик советских ВВС Су-25, который пилотировал полковник Руцкой. В ходе выполнения боевого задания Су-25 на короткое время вторгся в воздушное пространство Пакистана и был атакован F-16A, подошедшими на малой высоте. Причем в этом же бою пакистанцы сами прозевали двух МиГ-23МЛД, которые прикрывали штурмовик. Один из советских МиГ-23 вблизи границы с Пакистаном ракетой "воздух-воздух" уничтожил "Файтинг Фолкон".

В ходе боевых действий в районе Персидского залива в составе ВВС США, развернутых на ТВД, имелось 249 самолетов F-16А, которые использовались в качестве штурмовиков, и F-16C, применявшихся как истребители-бомбардировщики. Эти самолеты совершили 13 500 боевых вылетов, в основном, для нанесения ударов по наземным целям обычными свободнопадающими бомбами и УР "Мейврик". По американским официальным данным было потеряно шесть машин, сбитых огнем с земли. Между тем, объективный анализ статистики потерь авиации США за 1991 г. свидетельствует о том, что истинные потери составили 20 самолетов. В начале 1992 г. F-16C ВВС США сбил иракский истребитель-перехватчик МиГ-25П, вторгшийся в "запретную" зону на севере Ирака. При этом впервые на "Файтинг Фолконе" были использованы новые ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM.

После серьезных дебатов в американских аэрокосмических кругах, касающихся поиска нового средства борьбы с крылатыми ракетами большой дальности, Пентагон оставил свой выбор на истребителе F-16A. Этими самолетами в свое время предполагалось перевооружить 11 эскадрилий ПВО из состава ВВС национальной гвардии, заменив в них, считающиеся устаревшими, истребители-перехватчики F-106A "Дельта Дарт" и многоцелевые истребители F-4C "Фантом-2".

Самолет F-16A прошел несколько этапов модернизации - Block 10 оснащен двигателем P&W F100-PW-200 и подвесным контейнером GPU-5/A. Используется радиолокационная система Westinghouse AN/APG-65. Block 15 оборудован РЛС AN/APG-66. На F-16A Block 15 15OCU (Operational Capability Upgrade) установлен ТРДДФ F100-PW-220, возможна подвеска ПКР Penguin Mk.3, AGM-65 и AIM-120 AMRAAM. Первый F-16A Block 15 15OCU был поставлен в январе 1988 года. F-16A Block 15 15OCU произведенный для ВВС Тайваня получил обозначение Block 20.

 



 ЛТХ:
Модификация   F-16A Block 10
Размах крыла, м   9.45
Длина самолета со штангой ПВД,м   15.03
Высота самолета,м   5.09
Площадь крыла, м2   27.87
Угол стреловидности, град   40.0
Масса , кг  
  пустого самолета   7386
  нормальная взлетная   11467
  максимальная взлетная   17010
  топлива   3105
Тип двигателя:   1 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-200
Тяга кгс  
  на форсаже   1 х 10810
  максимальная   1 х 6654
Максимальная скорость  
  у земли   1432
  на высоте 12200 м   2120 (М=2.05)
Перегоночная дальность, км   3862
Практическая дальность, км   1315
Максимальная скороподъемность, м/мин   18900
Практический потолок, м   16764
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1
Вооружение:

  одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan ( 515 патронов)
 Боевая нагрузка - 5420 кг на 9 узлах подвески (в ущерб маневренности возможна нагрузка 9276 кг):
 до 6 УР ближнего боя AIM-9L/M/P Sidewinder
 УР AIM-7 Sparrow or AIM-120A AMRAAM
 В варианте истребителя-бомбардировщика - может нести обычные бомбы Mk.82, Mk 83 и Mk 84.или подвесной контейнер GPU-5/A с 30-мм пушкой


 Доп. информация :


  Чертеж "General Dynamics F-16A Falcon"
  Чертеж "General Dynamics F-16 Falcon"
  Чертеж "General Dynamics F-16A/B Fighting Falcon" 
  РЛЭ "General Dynamics F-16 Fighting Falcon"
  РЛЭ "General Dynamics F-16A/B Fighting Falcon"
  РЛЭ "General Dynamics F-16A-B MLU Pilot Guide (Part 1)"
  РЛЭ "General Dynamics F-16A-B MLU Pilot Guide (Part 2)"



 

Список источников:

Авиация и Время. Андрей Совенко. "Грипен" и его конкуренты. "Сражающийся сокол"
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
Виктор Шунков. Современная военная авиатехника
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Airforce Technology. F-16 Fighting Falcon Multi-Role Fighter Aircraft
FAQs.org.Greg Goebel. Air Vectors. The Lockheed Martin F-16
Крылья Родины. Валентин Гаврилов. "Боевой сокол" дяди Сэма
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100